{mosimage}Бывший штурман Великой Отечественной новгородец Исаак ЛИБО провёл в небе большую часть своей жизни
Когда 49-летний подполковник авиации уже в мирные 70-е годы по состоянию здоровья расставался с любимой авиацией, в личное дело ему записали стаж, превышающий его возраст, — 54 года. К 31 календарному году прибавили 23 льготных. Так делают, когда год напряженной работы идет за два. За это время Исаак Евелевич успел принять участие в двух войнах и облететь полмира — от Кушки до Камчатки.
Война застала 15-летнего подростка под Витебском. Там, на аэродроме, он вместе со своими сверстниками, так же, как и он, мечтающими о небе, находился в летних лагерях спецшколы с авиационным уклоном. Это было подобие Суворовского училища для выпускников восьмых классов. На этом аэродроме базировались бомбардировщики, и мальчишки любили рассматривать эти грозные машины, с завистью глядя на летчиков. И не подозревали, что вскоре им придется увидеть другие бомбардировщики, немецкие.
Первая бомбёжка
Ю-88 появились над их палатками и аэродромом уже на второй день войны. Было раннее утро, но синий горизонт за считанные минуты стал черным от дыма. Бомбы падали сплошным потоком на те самолеты, которые летчики не успели поднять в небо, от взрывов закладывало уши. Страх и растерянность — вот первые ощущения от войны, которые запомнили подростки, оставшиеся на несколько дней в своих ненадежных палатках. Однако о курсантах не забыли, и вскоре пришел приказ — добираться своим ходом, на попутных эшелонах в учебный лагерь под Москвой. В августе новое переселение — в Сталинград. Когда и там оставаться было нельзя, пацанов перекинули под Пермь, где в июне 1943 года Исаак в 17 с половиной лет получил аттестат и принял военную присягу. Мальчишка рвался на фронт, но впереди вновь была учеба в Челябинском училище штурманов авиации дальнего действия, которых готовили для дальних полетов в тыл противника. И эти полеты начались осенью 44-го в составе 50-го Гвардейского авиационного полка, находящегося под подчинением ставки главнокомандующего. Исаак Либо вспоминает:
— Наши летчики в те годы летали на подобии наших штурмовиков — английских самолетах марки «Харрикейн». Помню, что часто летали в тыл вместе с планеристами и парашютистами на борту, которых забрасывали в те районы, где были наши партизаны. Другим заданием для нас было — доставлять все необходимое к линии фронта. А когда наш полк вошел в состав 1-го Белорусского фронта, главными самолетами для нас стали Ли-2, которые приходилось приспосабливать под бомбардировщики: крепили под фюзеляжем четыре балки, на которые подвешивали бомбы. А сам фюзеляж был всегда забит бомбами зажигательными. Вот с таким грузом и летали: бомбили Кенигсберг, территорию Германии. Три экипажа во время таких вылетов мы потеряли, с земли сбили. Да... Так и продолжалось до Дня Победы.
За эти боевые вылеты штурман авиации Исаак Либо получил орден Красной Звезды. Через много лет после войны он побывал в тех местах, которые видел лишь с воздуха, и помянул своих однополчан.
Победа и новая война
До Дня Победы оставались считанные дни, когда внезапно пришел приказ: срочно перебазироваться в город Клин. Тогда никто еще и не подозревал, что это — начало подготовки к новой войне, с Японией. И уже в конце июня — переброс на Дальний Восток, на границу с Монголией. И вновь десятки рейсов с военными грузами. Однажды ночью в августе 1945-го полк подняли по тревоге: танкистам, которые накануне пошли в наступление, срочно требовалось горючее. Бывший штурман до сих пор помнит ту радость, с которой солдаты разгружали бочки с горючим. Были полеты с десантом на борту и встречи в небе с японскими истребителями.
Мой собеседник рассказывал об этих полных опасности полетах как о чем-то самом обыденном, то и дело вставляя в свой рассказ чужие уху названия: Харбин, Чан-Чунь, Мукден:
— Я ничего героического не совершал. Наверное, разочаровал вас? Считаю, что на войне я был просто одним из многих. Все тогда своей жизнью рисковали. Вот о тех, кто погиб, рассказывать надо почаще, не забывать.
В Мукдене и закончилась для Либо русско-японская война. Здесь же ему вручили второй орден Красной Звезды, которым просто так не награждают. Но и после окончания военных действий штурман решил с армией и авиацией не расставаться. И вновь под крылом его самолета долгие годы проплывали чужие страны и города: пустыня Гоби, Северная Корея, Китай. А в промежутке между полетами удалось закончить курсы слепой и ночной подготовки, после чего Исааку Либо было присвоено престижное звание «Военный штурман 1 класса». С этого и началось продвижение по службе. Он уже был штурманом дивизии, когда при Хрущеве началось сокращение военно-воздушных сил и полк расформировали. Но опытного специалиста, которому к тому же было всего лишь 32 года, без работы не оставили. И осенью 1960-го штурман эскадрильи Либо попадает под Новгород, в Кречевицы, где и завершился его многолетний роман с небом.
Кречевицкая история
Свою парадную форму с орденами и медалями штурман надевает лишь два раза в год — в День Победы и в День авиации. Но нынче для корреспондентов «НВ» он сделал исключение. Таким мы его и сфотографировали для своей газеты — глядящим в небо.
Дом, в котором живет сегодня Исаак Евелевич, совсем недалеко от Кречевицкого аэродрома. И засыпая, он каждую ночь слышит гул самолетов, и перед ним опять и опять встают лица друзей, чужие страны и страницы истории: злопамятные события в Чехословакии, подготовка полетов на Кубу и военные парады. Сколько тысяч километров пролетел он на них за свою жизнь?! Этого не подсчитает никто. Сам же ветеран называет себя путешественником — уж больно везло ему на всякие передислокации. Даже из Кречевиц отправили было вновь на Дальний Восток, но, к счастью, вернули на новгородскую землю, которую ветеран давно считает своей. Наверное, поэтому было не так больно расставаться с авиацией, когда в ночных полетах стали уставать глаза и пошаливать сердце. Тем более что и на земле ветеран авиации без дел не остался, посвятив себя другому увлечению — автомобилям.
Старшее поколение новгородских автомобилистов хорошо знает этого неугомонного и энергичного до сих пор человека. Именно он объединил когда-то всех частных владельцев автомобилей Великого Новгорода в общество, заместителем председателя которого и пребывал долгие годы. Причем работал с душой, перенеся всю свою прежнюю любовь к самолетам на технику земную.
Но годы берут свое: опустел возле дома гараж, стал совсем взрослым сын, не стало любимой жены, с каждым днем все труднее выбираться из дома. Но иногда, когда наступает ночь и с военного аэродрома с ревом взлетают тяжелые машины, бывший штурман вновь переживает мгновения той жизни, когда ему было открыто все небо.
Светлана ДУБОВИЦКАЯ
Владимир БОГДАНОВ (фото)