Одним из главных итогов олимпиады, согласно оригинальному резюме заместителя председателя жюри олимпиады, автора одного из лучших учебников по истории России Сергея КОЗЛЕНКО, явилось сохранение тенденции превращения состязания из чисто романтического в прагматически-романтическое.
— В первой всероссийской олимпиаде в 2000 году участвовали настоящие фанаты этой науки, — сказал арбитр. — Они были романтиками, бескорыстно любили предмет. В период становления всероссийской олимпиады её участники не имели бонусов в виде президентских премий и поступления в вузы без экзаменов, а у победителей, когда они получали простую грамоту, дрожали от волнения руки.
В рядах нынешних участников олимпиады, по словам Козленко, так называемых «ботаников» меньше, однако это совсем не значит, что поклонники истории участвуют в олимпиаде «по расчёту». К подготовке они подходят с прагматизмом. В частности, в некоторых регионах появились специальные центры работы с одарённой молодёжью, сформировались свои школы подготовки к олимпиаде. Школьники понимают, что без хороших тренеров им не обойтись. С другой стороны, подчёркивает Сергей Козленко, чтобы добиться успеха на всероссийском уровне, нужно не просто много, а очень много читать. Значит, необходимо годами держать себя в тонусе — на это способны только те, кто искренне увлечён историей.
Мы не преминули спросить у заместителя председателя жюри, как Великий Новгород, в котором идёт масштабная подготовка к празднованию его 1150-летия, может укрепить романтический дух олимпиады?
— Романтическую привязанность к истории помогает усилить сам древний город, кремль, многочисленные храмы, которые ребята увидят своими глазами, — считает Сергей Козленко. — Они уже видели Святую Софию, и для них это был праздник.
Изменилось, конечно, не только отношение к олимпиаде, но и отношение к истории. На начало этого десятилетия пришёлся период критики прошлого. Об этом, например, свидетельствует тот факт, что для подготовки сочинений-эссе, необходимых для участия в заключительном туре состязания, выбирали неоднозначные темы: гражданская война, коллективизация.
— Но маятник цивилизации качнулся, и ребята стали другими, — говорит Сергей Козленко. — Это объясняется ещё и тем, что поколение школьников, которые участвуют в новгородской олимпиаде по истории, не застало советскую эпоху, когда в учебниках были ответы на все вопросы, и в то же время не застало период управления страной Борисом Ельциным, когда ответов не было вообще, когда Власов стал героем, а настоящие кумиры подвергались насмешкам. Современные школьники все чаще поднимают темы Великой Отечественной войны, патриотического воспитания. Они говорят о России как о великой стране.
P.S. Имена победителей и призеров жюри объявило, когда номер был подписан в печать.
Елена КУЗЬМИНА
Владимир БОГДАНОВ (фото)