{mosimage}Скульптура должна дарить атмосферу душевности
Не знаю, правда это или нет, но люди рассказывают, как некий мужчина, дружески обняв пластикового медведя на набережной Александра Невского, полчаса что-то горячо ему рассказывал. Потом пристально вгляделся в дружелюбную морду, махнул рукой и пошел по своим делам.
При общении так хочется, чтобы нас внимательно слушали и не перебивали. Получается, самый приятный собеседник, — это скульптура. Что не на пьедестале, а в пределах досягаемости. К такой можно подсесть или встать рядом. В общем, как в песне — «Я приду и тебя обойму».
Девушка с бронзовым загаром
Член новгородского отделения Союза художников, скульптор Вадим БОРОВЫХ — один из сторонников концепции развития малой городской скульптуры. Именно его стараниями появилось целое семейство тех самых медведей, которые разбрелись по всему Новгороду. Другие работы, как, например, копия ростра с последнего корабля викингов, украшает музей финского города Уусикаупунки, гигантские шахматы отправились в один из районных городов нашей области по частному заказу. По словам художника, большие памятники — это хорошо, но всегда «чрезвычайно душевно» иметь в городе малые фигуры. Они привлекательны для публики, создают настроение и остаются в памяти.
— В какой-то степени установка в городах малых архитектурных форм сейчас тренд. С чего-то надо начинать и нам. Не хотелось, чтобы Новгород отставал именно в смысле общественного интерьера, — говорит Вадим Боровых.
…В просторной мастерской скульптора на окраине Великого Новгорода сегодня главное произведение — это девушка, отдыхающая после прогулки. Она присела на парапет, скинула туфельки и отставила сумку. Так выглядит первая в городе скульптура, которая, в общем, и предназначена для того, чтобы ее трогали руками. Наверное, ее можно назвать интерактивной.
На стене висит компьютерный проект, где показано, как «девушка» будет вписана в городскую среду. Скульптуру разместят на площадке у пешеходного моста с Торговой стороны.
— Большая удача, когда внутренняя потребность художника совпадает с возможностью реализовать задуманное, — рассказывает Вадим. — Это если говорить в общем. Есть еще важные моменты — угадает ли художник место, время и настроение зрителя. И я очень волнуюсь из-за этой конкретной работы.
Образ девушки собирательный, но отыскать знакомые черты можно. Как говорит Вадим, начинал лепить с дочки, а потом, позируя, помогали коллеги. На скульптуру ушло 100 килограммов специального пластилина, а вот бронзы, из которой впоследствии сделают композицию, потребуется не менее 150 килограммов.
— Хочется все время дорабатывать, — произносит Вадим и наклоняется над фигурой. — Неоднократно возвращался к ногам, потом к портрету. Сейчас, вижу, надо подработать руки…
Лица и декорации те же
Помимо вдохновения, в создании скульптуры немалую роль играет и собственно производство. Новгородскую «девушку» будут отливать в одной из крупных мастерских Петербурга. Вадим Боровых готовится отвезти в культурную столицу пластилиновый образец в ближайшее время. Его отольют в гипсе, в воске и лишь после нескольких этапов кропотливой доводки — в металле. По меркам художника, времени осталось совсем немного: памятник нужно успеть установить за несколько месяцев, оставшихся до юбилея города.
Заказчиком новой скульптуры стал предприниматель, издатель, а теперь в полном смысле слова меценат Николай Сумароков, о котором «НВ» писали в апреле прошлого года. На вопрос, как пришла идея подарить городу необычную скульптуру, Сумароков иронично отвечает: «Спасибо, что согласились принять».
Много путешествуя по Европе и Азии, по возвращении в Великий Новгород Николай не раз ловил себя на мысли, что образ родного города статичен и покоен, в то время как мир изменяется, страны возводят на пустом месте новые города. Старые города примеряют, словно украшения, здания невероятной архитектуры, а площади и скверы — памятники и скульптуры.
— Хотелось сделать что-то соразмерное силам и возможностям, — поясняет Николай Сумароков свое предложение мэрии. — Композиция родилась не сразу. Честное слово, и сам до сих пор не знаю, кем будет эта девушка — то ли новгородочка после выпускного бала, то ли туристка, присевшая отдохнуть. Думаю, что со временем она получит собственное имя в прямом и в переносном смысле.
По первоначальному совместному замыслу художника и мецената девушка держала в руке фотоаппарат, пытаясь запечатлеть себя на фоне кремля. Но из соображений безопасности и сохранности памятника от вытянутой руки пришлось отказаться. Да и нам, журналистам, глядевшим на отдельно стоящие туфельки, пришла мысль о какой-нибудь Золушке-вандалке, что захочет их примерить. Печальное тому подтверждение — датская Русалочка, неоднократно терявшая голову, как говорят, из-за происков феминисток.
Впрочем, очень хочется быть уверенным, что красота, металл и хороший крепеж смогут противостоять натиску неразумных человеческих желаний.
Оптимизм малой пластики
Великий Новгород отнюдь не заставлен малыми архитектурными формами. В советский период нас баловали бетонными павлинами и медвежатами, по которым дети охотно лазали во дворах. Образчик «дворовой скульптуры» в виде глухаря сохранился на Санкт-Петербургской улице неподалеку от костела и в парке на Большой Московской улице в виде лося. Лет пять назад несколько точек общепита обзавелись разнообразными гномами при входе. И они пользовались у гостей города да и самих новгородцев бешеной популярностью: с ними фотографировались и просто приходили посмотреть.
В последний период в моду вошли металлические конструкции — памятник семье Мойдодыра у одной из городских бань и забавный жук с транзистором на площади возле корабля-ресторана. Много шума наделал и парк фантастических скульптур, открывшийся летом прошлого года в тылу «Диалога». В целом Новгород, расставляя забавные фигуры, которые можно потрогать и даже обнять, работает на одну цель: стать привлекательным и запоминающимся. И не быть городом одного памятника.
— Есть города пафосные: Москва, Петербург... Так вот Новгород — из их числа. «Мы самый древний город России» — любят повторять новгородцы, а современная архитектура наша чрезвычайно скучна, — считает искусствовед Сергей Пухачев. — Если мы хотим быть живыми, нам нужно обновлять лицо города, в том числе и малой пластикой. Она может быть и серьезной, и смешной.
Удачная малая пластика смело спорит с официальными памятниками, а иногда и превосходит их по известности. Мало кто знает, что в Копенгагене кроме Русалочки есть Круглая башня, а в Екатеринбурге с популярностью советского памятника героям добровольческого танкового корпуса (встречу назначали «под варежкой») соревнуется забавный памятник создателю велосипеда Ефиму Артамонову.
Кстати, у Великого Новгорода есть хорошие перспективы по части малых архитектурных форм: в мастерской Вадима Боровых ждут своего часа несколько необычных композиций, пока не отлитых в металле или пластике, но идей еще больше. А в Новгородском отделении Союза художников мне назвали немало имен скульпторов, готовых сделать родной город не похожим ни на один другой в мире.
P.S. К слову, в Новгороде Нижнем на пешеходной части Большой Покровской улицы, что начинается от Кремля, установлено около десятка подобных скульптур — Городовой, Купец, Мастеровой, Чистильщик обуви, Фотограф с собачкой, Почтальон, Мальчик со скрипкой... Как рассказывают экскурсоводы, скульптуры олицетворяют нижегородцев, живущих в конце ХIХ — начале ХХ века
Юлия ГЕНЕРОЗОВА
Владимир БОГДАНОВ (фото)