{mosimage}Норвегия: сочетание романтики и прагматизма
Что нам известно о Норвегии? Граничит с Россией, есть фьорды, и это одна из самых богатых стран Европы. Это обычные представления и стереотипы, но тем не менее и о них лучше судить по собственному опыту, а не по страницам путеводителя. Корреспонденту «НВ», а по совместительству волонтеру Российского Красного Креста, посчастливилось лично убедиться в правде и развенчать мифы о Норвегии, совместив приятное с полезным.
Самолет Санкт-Петербург — Осло вылетает в 14.00 из Пулкова, и прибывает в столичный норвежский аэропорт в это же время. Занятное совпадение: длительность перелета — два часа, и норвежское время отличается от московского на те же два часа. Не теряешь ничего — шаг в другое государство без времени.
Безвременье продолжается в ощущениях: ты прилетаешь не в европейское государство, а куда-нибудь на окраину России, то ли в тайгу, то ли в тундру. Елочки, серое небо… Уже в аэропорту много дерева. Пол, стены, reception — все из него. Национальное богатство, наверное.
Осло очаровывает путешественника несмотря на столичный статус. Маленький по российским меркам город, многочисленные мощеные улочки, вывески ресторанов подсвечены зеленым, у каждого перекрестка тролль или гном в шлеме — своеобразные малые скульптурные формы. Вообще в Осло множество оригинальных памятников и скульптур. От руки с розой, словно разламывающих мостовую, до парка скульптур Густава Вигеланда, олицетворяющего круговорот жизни. Понятия у этого мастера о прекрасном своеобразны, многое напоминает полотна Рубенса. Еще контраст не из ряда социальных: консервативный город с консервативной архитектурой включает в себя вкрапления ультрасовременных урбанистических построек. Хотя в целом местные власти ревностно оберегают старые памятники и не воздвигают в одном районе или зоне досягаемости разноплановые скульптуры.
Есть здесь и метро — столица как-никак — с системой, отличной от русской: с любой станции можно уехать в любую часть города без пересадок, только нужно дождаться своего поезда.
Сам город находится во впадине (если подняться на одну из окрестных гор вечером, то великолепие огней будет сиять где-то далеко внизу), а один из самых красивых портов Европы находится на берегу залива Осло-фьорд.
Город был основан в 1048 году и с конца XIII века до 1380 года являлся резиденцией норвежских королей. В 1624—1924 годах носил название Кристиания (Христиания), по имени датского короля Кристиана IV. С 1814 года Осло — столица Норвегии. В настоящее время в нем проживают около 500 тысяч человек, и Осло выглядит гигантом среди остальных городов Норвегии.
Архипелаг Арендал
Конечный пункт назначения для новгородского волонтера Красного Креста — небольшой туристический городок Арендал, куда я отправилась по приглашению норвежских коллег. Во время четырехчасового пути от Осло в автобусе играл «Вальс Бостон» Александра Розенбаума. Неужели русский водитель? Нет, просто популярная российская эстрада потихоньку проникает на Запад.
Арендал построен на островах, а его архитектура обычного европейского города имеет одну интересную особенность — многие дома «вживлены» в горы. Как объяснили местные жители, технология постройки жилища такова: вырубается часть скалы, а в нишу встраивается дом.
Из-за того что город раскидан, как Япония, по целому архипелагу, его жителям до своих офисов, кафе или школ приходится добираться на личном транспорте — катере. Арендал расположен на юге страны, а самые известные фьорды — на севере, но это не мешает городу быть необыкновенно чарующим и сказочным. Вероятно, благодаря богатой истории, или может, дело в белых лебедях, плавающих прямо по городскому каналу? Или множество яхт и огромных рыболовецких сейнеров придают норвежскому поселению неповторимый шарм?
Впрочем, несмотря на то, что город очень романтичен, он еще и приманка для туристов. Правда, находящаяся в дорогой Норвегии, поэтому цены на все по сравнению с российскими тут очень даже высокие.
Днем в течение недели Арендал — воплощение спокойствия и вечности. Около 40 тысяч жителей, а по вечерам на улицах ни души. Изменения заметны только в пятницу вечером. Эдакая Вальпургиева ночь с молодым лицом. В барах звучит не обычное диско, а живая музыка — барабаны, маракасы, латиноамериканцы. По закону продажа спиртного лицам до 21 года запрещена, и, соответственно, в барах это также не приветствуется, но предстоящие выходные дают о себе знать. У клубов и баров полно нетрезвой молодежи, где поющей и смеющейся, а где — уже с явными признаками алкогольного опьянения. Сами норвежцы честно признавались, что для родителей молодых людей это не проблема. Сказывается воспитание: каждый выбирает сам, чем ему лучше заниматься, в том числе дети и подростки. Принцип «кнута и пряника» без кнута.
В субботу утром город чист и снова сказочен. Правда, ни один магазин не работает — в субботу открыты только заправки.
НорвежскийКрасный Крест
Все дни пребывания новгородского волонтера в Норвегии сопровождались работой в группах, знакомством с программами коллег. Для отделения Норвежского Красного Креста в Арендале Великий Новгород стал традиционным адресом помощи детям из социально неблагополучных семей. Между муниципальным округом Ауст-Агдер и Новгородским областным отделением Российского Красного Креста заключен договор, а волонтеры из России и Норвегии обмениваются опытом по программам. Именно обмениваются, так как полный перенос невозможен. Так, например, в России наверняка неадекватно восприняли бы такую норвежскую акцию против насилия — в гипермаркете молодой человек в военной форме «избивал» женщину, которая плакала и ползала по полу, оставляя следы «крови». Впрочем, на норвежцев такие акции действуют безотказно, донося простую идею, что насилие это плохо.
Вообще, различие основной деятельности благотворительных организаций исходит из благосостояния людей. В России много программ по профилактике ВИЧ/СПИДа (хотя и в Норвегии тоже они есть), помощи детям, заключенным, пожилым. Часто им не хватает самого минимума — медикаментов, еды, одежды, не говоря о внимании и заботе. Между тем в Норвегии для волонтеров Красного Креста предусмотрена образовательная программа, по которой дети из вполне благополучных семей получают бонус — поездку в Англию, Германию, Америку, Россию, чтобы изучить культуру, узнать язык, познакомиться с новыми людьми. И все абсолютно бесплатно.
Кстати, у норвежского студента стипендия составляет 4,5 тысячи крон (по курсу Центробанка — 23 760 рублей). Плюс любая работа неплохо оплачивается. Да и для представителей других социальных групп предусматриваются различные социальные программы. Такого слоя населения, который в России называют «бедные», в Норвегии нет. Его разобрали по программам.
Впрочем, в европейских странах почти все зиждется на железных принципах финансовых отношений, на экономической целесообразности, что здраво и неплохо. Ведь кто будет помогать кому-либо в цивилизованной стране, не зная, не канула ли в Лету она, помощь? А вот в Арендале его жители уверены: даже заходя попить кофе в здании Красного Креста, они уже помогают детям и взрослым
Марина БЕЛЯЕВА
Фото автора