И значит, самая пора говорить об успехе и его истоках.
Дело в том, что здешняя экспозиция окапи построена очень удачно с точки зрения заинтересованных посетителей. В холодное время эти обитатели конголезского экваториального леса доступны для обзора за стеклом павильона, а в теплые и жаркие дни с удовольствием гуляют по траве в просторных загонах и при желании могут подойти к самому забору, который только и отделяет их от людей. Никаких дополнительных препятствий — рвов, отжимов, широких газонов — тут нет, и если окапи захочет, то выглянет из-за ограды посмотреть на вас поближе. А если заинтересуется, то обнюхает вашу руку и даже позволит коснуться себя.
Именно так и произошло у нас с Этаной...
Зоопарк в Двур-Кралове получил мировое признание благодаря успешному разведению африканских копытных. Но богатая коллекция такого специализированного учреждения не могла считаться полной без жемчужины Черного континента — окапи. Давно поставив себе цель заполучить редкость, сотрудники зоопарка реализовали ее в 2004 году, когда открыли специальную экспозицию, созданную с применением новых технологий в строительстве и зоопарковом деле и рассчитанную на одновременное содержание как минимум четырех короткошеих жирафов.
Побывав тут в сентябре 2003-го,
я услышал о скором прибытии окапи и сразу решил, что это достойный повод непременно вернуться сюда.
Первый в истории чешских зоопарков окапи по кличке Дето прибыл в Двур-Кралове из Антверпенского зоопарка, содержащего и разводящего редких копытных уже на протяжении многих десятилетий. Такая работа очень важна. Несмотря на то, что численность окапи в лесах Заира пока составляет по разным оценкам от 6 до 11 тысяч особей, эта кажущаяся большой цифра имеет стойкую тенденцию к снижению. Да и в любом случае предпочтительнее пополнять зоопарки животными, рожденными в неволе и к ней привычными, чем вылавливать их в природе. Успехи на этом фронте видны невооруженным взглядом. Сегодня более чем в сорока зоопарках мира содержится от 140 до 150 окапи (треть из них — в Западной Европе) — вдвое больше, чем 18 лет назад, и рост произошел именно за счет потомства, рожденного в неволе.
...Этана стояла в углу загона, глубоко погруженная в какие-то свои окапьи думы, и время от времени почёсывала языком то один, то другой глаз (таким длинным она, кстати, может и до уха достать). А я фотографировал ее, не жалея места на карте памяти. Наконец минут через десять будущая мамаша вышла из транса и обратила внимание на очередного фаната, устроившего ей фотосессию. Польстило Этане мое внимание или просто любопытство разобрало: кто это в конце дня не торопится на выход (а мне торопиться было некуда, поскольку жил в отеле при зоопарке)? Однако подошла она к самому барьеру и потянулась ко мне своей ни на чью не похожей, в трубку вытянутой мордой. Мог ли я сохранять спокойствие и продолжать снимать, когда кадр вмещал уже даже не голову, а только глаз живой редкости? С достоинством обнюхав ладонь, только что сжимавшую корпус фотокамеры, Этана шумно выдохнула. Но не отпрянула и не отошла, а продолжала стоять рядом.
Слушайте, у нее были бархатные губы и замшевая щека!..
В Советском Союзе этого вида копытных никогда не было. Ближайшей к России точкой, где содержались окапи, значились зоопарки Берлина и Лейпцига. Кстати, в Лейпцигском зоопарке после многолетнего перерыва окапи появился вновь, а в Берлинском Zoo за те 12 лет, что я там не был, выросло уже трое рожденных здесь окапёнышей (или окапят?).
Появления окапи в Двур-Кралове напряженно ждали не только сотрудники здешнего зоопарка, но и их коллеги по всей Чехии. Куратор млекопитающих Пражского зоопарка Павел Брандл рассказал мне забавную лингвистическую историю, связанную с ожиданием Дето. О том, как на вопрос: «Ну что, есть уже у вас окапи?», зоопарковец, приехавший в Прагу из Двура, радостно ответил: «Да, есть, и много!». Немая сцена за ответом последовала, естественно. А спрошенный и сам удивился — нашли пражане, о чем спрашивать! Дело в том, что слово okap в чешском языке означает водосточную трубу, водосточный желоб. И само собой, в любом зоопарке таких «окапов» найдется предостаточно!
...Видеть окапи в Двур-Кралове уже не оказалось для меня в диковинку. Волнительный этап первой встречи давно остался в прошлом. Связанный с ним ребячий восторг я испытал 12 лет назад в трёх самых старых зоопарках Германии — в Западном Берлине, Кёльне и Франкфурте-на-Майне. Но! Там не было контакта. И даже намека на его возможность. Животные гуляли далеко от посетителей, а я мог лишь смотреть на них, совершенно не делавших различия между мной и любым из сотни деревьев в их поле зрения. Но мне и этого доставало выше крыши, потому что тогда судьба исполняла мою детскую мечту, показывала мне настоящих живых окапи — целых шесть за четыре месяца. А вот потрогать дивного зверя я даже не мечтал никогда. Просто жил в уверенности, что в один прекрасный год и день кто-то из моих новых или старых зоопарковских знакомых проведет меня в заветный загон или стойло. И под его присмотром моя рука благоговейно ляжет на округлый бок, обтянутый чуть нервно подрагивающей шкурой, темно-коричневой и бархатистой.
Ждать пришлось 12 лет. И случилось не так, как думал. Гораздо лучше. Не меня привели к звезде зоопарка, а она сама ко мне подошла. Наш контакт оказался не искусственным, а естественным. И общение — самым настоящим.
Можете смеяться, но я останусь при своем мнении: удалось именно пообщаться, ненадолго ощутив наше родство — двух таких не похожих друг на друга субъектов, к разным мирам принадлежащих, а всё ж таки в обоих случаях — детей природы. Как ни крути.
Впрочем, даже не знаю, где, кроме Двур-Кралове, такое могло бы случиться. Мне кажется, только здесь, в маленьком и уютном чешском городке с населением меньше 20 тысяч человек. Самом маленьком в Чехии из имеющих зоопарк. И не просто зоопарк, а по всем показателям не уступающий столичному, в Праге.
В Московском зоопарке тоже есть возможность погладить губы верблюда или жирафа, подошедших поближе за потенциальным угощением. И не секрет, что среди посетителей встречаются люди с, мягко говоря, нестандартной психикой. Копытные попрошайки сильно рискуют. Однако окапи представляет собой зоологическую и материальную ценность многократно более высокую, чем его родич жираф и уж тем более верблюд. Особенно беременная самка. Тем не менее в зоопарке Двур-Кралове посетителям доверяют. Но, может быть, как раз доверием и объясняется их тактичное, культурное поведение?
...Вскоре после Дето в Двур-Кралове приехал самец Ахади, а затем, ему в пару, самка Этана. В отличие от пятнистых жирафов, пасущихся на просторах саванны стадами, их лесные сородичи с полосатыми окороками ведут жизнь застенчивых одиночек. Лишь во время гона самка встречается с самцом, после чего они расходятся, и плод их союза мать воспитывает одна. Надо отдать должное прозорливости координатора международной программы разведения окапи: Этана и Ахади поладили друг с другом. Сотрудники зоопарка не верили сами себе, когда с конца позапрошлого года самка начала заметно прибавлять в весе. Сделанный в Вене анализ показал: Этана ждет теленка.
Рождение Эванго стало, безусловно, главным зоопарковским событием 2008 года в Чешской Республике. 21 сентября проект «Окапи» на борту Двур-Краловского ковчега благополучно завершил свой первый этап и вступил в следующую фазу. Еще одним центром сохранения редкого вида на планете стало больше.
Фото автора