{mosimage}В Великом Новгороде возрождается традиционная русская свадьба
Времена не только не меняются — кажется, иногда они идут вспять. Сегодня всё популярнее становится возвращение к собственным, русским, корням и традициям. Всё востребованнее элементы народного стиля в одежде, всё чаще младенцев нарекают необычными для слуха старинными русскими именами. Обрядовые свадьбы с лихими «дружкой» и «подружкой» вместо светских свидетелей и величальными песнями молодой паре — ещё один яркий пример возрождения народного в современной жизни. И есть о чём задуматься: является ли это просто модой или всё куда серьёзнее?
Ещё в 2005 году, когда на территории новгородского музея «Витославлицы» появилась свадебная изба, у его сотрудников родилась идея провести обрядовую свадьбу для одного из родственников. Идея быстро оформилась в самостоятельное мероприятие, которое теперь пользуется большим спросом у молодожёнов.
В тёплую погоду музей проводит по четыре свадьбы в день, трижды в неделю, а раньше приходилось встречать и по шесть пар на дню.
— Молодых в день венчания называли князем и княгиней, даже если они были выходцами из небогатых семей. Подразумевалось, что в этот день на земле нет никого главнее их перед Богом, — рассказывает Елена МИГУНОВА, научный сотрудник музея-заповедника «Витославлицы», одна из четырёх человек, проводящих свадебный обряд. — Мы встречаем свадьбу у ворот. Подразумевается, что после венца они приезжают в деревню, где и живёт князь. Под колокольный звон пара проходит к большому костру в центре деревни, в котором под специальную причитающую песню сжигается девичья воля — еловая веточка с красной лентой, принадлежавшая невесте. В настоящем обряде это было одним из самых драматичных моментов. Мало весёлого было и есть в прощании со своими родителями, встрече с новыми. После всего этого невеста падает в ноги своему мужу, и тут уж всё зависит от него: один сразу же поднимает, а другой ещё и пошутит: «Вот, запоминай, как себя вести нужно!».
После такого вступления свадебный поезд движется по деревне, а ее жители — на самом деле сотрудники музея — дружно обсуждают красоту и достоинства жениха и невесты, величая их по именам. Создаётся впечатление, что пару и вправду знают и ждут все вокруг.
— Меня поразило то, как серьёзно сотрудники музея готовятся к свадебному обряду. Всё прошло без сучка и задоринки, было видно, что к нам подошли со всей душой, и мы почувствовали полное погружение в другую реальность, — делится своими впечатлениями Дарья НИКОЛАЕВА, не так давно участвовавшая в свадебном обряде.
Кстати, Дарья — житель Санкт-Петербурга, приехала в Новгород специально для того, чтобы сыграть свою свадьбу в таком необычном формате.
Все, конечно, сопровождается всевозможными шутками, речами-оберегами и магическими действиями, защищающими от нечистой силы. Наконец в свадебной избе молодых сажают за «княжий стол», где продолжается величание мужа и жены и их родственников.
— Мы условно проверяем, какую хозяйку взял наш князь, доверяя ей испечь праздничный блин, ну а сам хозяин дома обтёсывает колышек, демонстрируя свои золотые руки. Но даже если получается это не слишком хорошо, то мы всё равно хвалим и молодых, и их родню, — улыбается Елена Николаевна.
Сочти зёрнышки
Настоящий свадебный обряд шёл на Руси целую неделю, включая пир, «укладывание» и «бужение» молодых, привечание гостей. Действо в «Витославлицах» занимает немногим больше часа и оставляет не только яркие фотографии, но и множество эмоций и воспоминаний.
— В один из моментов меня накрыли большим платком «от сглаза» и в таком виде провели до свадебной избы, там уже платок сняли. И только на фотографиях я увидела, что пока платок снимали, сильно растрепали мою причёску, и никто ничего не сказал! — смеётся Дарья. — В проведении свадебного торжества мы думали о нескольких моментах. В-первую очередь, не хотелось чего-то стандартного, с неизменным застольем и транспортировкой нетрезвых гостей по домам, во-вторых, мы рассчитывали на то, чтобы самим получить удовольствие от события, — ведь это наш день.
По словам Елены Мигуновой, молодые пары принимают участие в обрядовых свадьбах по разным причинам: кто-то из-за собственного увлечения древнерусскими традициями, а кто-то из любопытства или желания сделать свадьбу необычной. Весь обряд может быть и сюрпризом для жениха и невесты, если его заказывает кто-то из родственников или расторопные друзья. Относятся же к происходящему все по-разному, но большинство очень серьёзно. Особенно к сжиганию девичьей воли и собиранию зёрнышек, которыми обсевали молодых на пороге родительской избы: считается, сколько зёрнышек будет собрано в подол невесты, столько и детей родится в семье.
Обычно свадебный обряд в «Витославлицах» проходит последним пунктом, эффектным дополнением к традиционному посещению загса.
Только игра?
Сам собой возникает вопрос: а не противоречат ли друг другу венчание в церкви и народная свадьба в «Витославлицах», ведь оба действия подразумевают вмешательство мистических сил. Священник Сергий МЕЛЬНИКОВ, настоятель новгородского храма святого благоверного князя Александра Невского считает:
— Регистрация брака в загсе имеет юридическую силу, мы оформляем отношения с государством. Что такое церковный брак? Это когда два верующих человека приходят в дом Бога и в таинстве церковном, имеющем глубокое мистическое значение, соединяются в Боге, становятся единым целым. Венчание имеет огромную духовную ценность и силу, которая распространяется на всю нашу жизнь.
Возрождение же языческих, дохристианских обычаев — это определённая дань моде, так называемое неоязычество. С точки зрения Церкви, никакого серьёзного значения такой игровой обряд не имеет. Но если попробовать проанализировать отдельные элементы народной свадьбы, разыгранной после венчания, то мы быстро придём к противоречию. В церкви и так присутствует важный обрядовый момент, а молодожёны для большей оригинальности делают что-то ещё — получается масло масляное. Но что самое неприятное — происходит в какой-то степени умаление того, что было сделано в церкви, перестраховка, обращение к дополнительным силам, не относящимся к православию. Церковь всегда пыталась развенчать многочисленные языческие обряды, разъясняя человеку причину появления или смысл тех или иных суеверий.
Впрочем, молодожёны вряд ли относятся к народным играм, в которых участвуют, как к чему-то серьёзному, а уж тем более запретному.
— В приметах и гаданиях я верю только в хорошее, и не думаю, что в день свадьбы на таком праздничном мероприятии кто-то стал бы делать что-нибудь плохое. Меня, например, очень порадовало, что в «Витославлицах» никаким образом не был затронут религиозный аспект, потому что я с большим уважением отношусь к религии, а свадебный обряд воспринимала как приключение и развлечение. Возможно, если бы в него были включены религиозные мотивы, то это могло стать чем-то более серьёзным, — считает Дарья.
И всё-таки позиция православной церкви, касающаяся вопросов народной веры, сформулирована достаточно чётко.
Невеста — неведомая
— Вера всуе, в пустое, то есть суеверие — привычный элемент народной культуры, которая никогда не была чистой. Но в театрализованных действиях утрачивается сакральный, глубинный смысл того, что происходит, остаётся одна лишь оболочка, без какого-либо наполнения, — считает Ольга ТИМОНИНА, доцент кафедры педагогики и методики начального образования. — Традиционный свадебный обряд был жив вплоть до Великой Отечественной войны, он включал в себя массу обычаев, неразрывно связанных с православием, носящих прежде всего воспитательный характер.
Большинство традиций и обычаев, которые сегодня воспринимаются как беспочвенные суеверия, на самом деле имеют глубокую православную основу, культивируемую народом практически интуитивно. Взять хотя бы свадебных кукол-неразлучников, у которых одна общая рука. Они символизируют не только неразрывность мужа и жены, но и несут в своей основе крестное знамение. Тот же обряд обсевания, с точки зрения православия, — это не способ заглянуть в неведомое будущее, а урок безропотно принимать всё то, что Бог пошлёт с неба. Можно сказать, что в любых знаках и символах верующий человек увидит признаки веры, а неверующий — то, что покажется ему ближе. Наделять обряд, проводимый сегодня в «Витославлицах», серьёзным сакральным значением — нежелательно, так как он сильно урезан, его смысл ушёл, а остались наиболее яркие, зрелищные моменты.
Яркий пример максимально серьёзного отношения к возрождению старинных обрядовых обычаев русской православной свадьбы — Даниил Крапчунов, сегодня сотрудник Томского политехнического университета, кандидат исторических наук и этнограф. Он получал высшее образование в НовГУ и занимался русскими обрядами. Свою свадьбу сыграл по всем традиционным правилам: торжество шло целую неделю, с традиционной одеждой, необходимыми действиями и молитвами, благословением иконами и другими обязательными моментами.
Вообще говоря о традиционности и в частности о реконструкции свадебного обряда, стоит помнить, что в любой народной культуре есть моменты суеверий и заблуждений, но возвращать следует совсем другое, то, что ведёт к высотам духа и беспечальному существованию. Но если что-то вернуть не удастся, то нужно хотя бы знать, откуда пришло то, что осталось. Ведь невеста — это невестимая, неведомая, названная Богом, свадьба — сведение двух душ в одно целое. Вдумайтесь, как красиво!
Владимир БОГДАНОВ (фото)