Суббота, 30 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

По накатанной дороге

{mosimage}В деревне привыкают жить без транспортного и лекарственного обеспечения. Почему — разбирался корреспондент «НВ»

Дайте жалобную телефонную книгу
В командировку в Любытинский район корреспонденты «НВ» решили поехать после телефонного звонка из деревни Дрегли. Местная жительница Наталья ЕГОРОВА рассказала о том, что вот уже несколько месяцев к ним вообще не ходят рейсовые автобусы из Любытина.

— С медицинским обслуживанием тоже есть проблемы, — жалуется Наталья Анатольевна. — Фельдшер из больницы в Неболчах приезжает раз в неделю, а недавно стало известно, что даже лекарства перестанут у нас в деревне продавать, потому как теперь их должны отпускать не фельдшер или санитарка, а фармацевты. Что же старикам делать? Нанимать каждый раз машину за 250 рублей, чтобы до Неболчей до аптеки довезли за медикаментами и обратно? А ведь у нас большая деревня — почти 300 человек проживают. Есть сельскохозяйственный кооператив, пилорамы, школа, детский сад, клуб. Если уж такие большие населенные пункты брошены на произвол судьбы, то что говорить о маленьких деревушках?!
Мы поняли: надо выезжать на место.


Убыточный маршрут
От Неболчей до Дрегли 20 километров, и, поворачивая на автомобиле от центральной усадьбы поселения в сторону деревни, мы ожидали, что придется пробираться по плохой, занесенной снегом грунтовой дороге. Но вместо этого увидели посыпанное песком, накатанное асфальтированное полотно, по которому в Дрегли мы доехали быстро и с ветерком.
— Дорога хорошая. Что же тогда стало причиной для приятия решения о прекращении регулярного пассажирского транспортного сообщения? — спросили мы у Галины КОЖИНОЙ, главы сельского поселения, в состав которого входят и Дрегли.
— Любытинский район обслуживает Боровичское транспортное предприятие, которое отказывается от всех убыточных маршрутов, каковым и является рейс из Любытина в Дрегли через Неболчи, — объяснила Галина Кожина. — Перед тем как осенью отменить рейс, специалисты администрации поселения специально отслеживали, сколько же людей ездят из деревни на автобусе. Единицы. Понятно, что перевозчику невыгодно гонять пустые машины.
Однако главный специалист Дреглинского территориального отдела Лидия БОЙЦОВА сообщила, что местных жителей не устраивало время рейсов — в 9 утра, когда уже все трудящиеся должны быть на рабочем месте, а дети в образовательных учреждениях, и в 17 часов вечера, когда работоспособное население еще на службе. Сельчан бы устроило, если бы автобус приезжал утром к семи часам, а вечером — после 19 часов. При таком расписании и пассажиров было бы больше.
— Как бы там ни было, но у людей должна быть возможность доезжать и до районного центра, и до центральной усадьбы, — уверена Лидия Михайловна. — Проблем с покупкой продуктов в нашей деревне нет — три магазина работают, а вот за промышленными товарами приходится ездить в базарный день в Неболчи. Нанимать машину дорого. А что же делать людям, если они находятся на больничном и им нужно раз-два в неделю на прием к врачу?
В администрации поселения говорят, что, мол, Дрегли — деревня небедная: порядка 40 автомобилей на 300 жителей. Договариваются люди, скидываются по 250 рублей с человека — проезд в оба конца — и оплачивают поездки в Неболчи.
На самом деле у сельчан просто нет выбора: ведь рейсовые автобусы, проезд в которых, к слову сказать, стоил туда и обратно всего 60 рублей, отменены.
Заместитель главы администрации Любытинского района Юрий АЛЕКСЕЕВ сказал, что в настоящее время параллельно идут и переговоры с Боровичским транспортным предприятием о возобновлении рейсов в Дрегли, и поиск небольших частных фирм, которые бы могли осуществлять пассажирские перевозки в районе.
— Один километр пробега стоит сейчас 26 рублей. Из областного бюджета на 2009 год району предусмотрена дотация из расчета 12 рублей за километр, — поясняет Юрий Михайлович. — Еще 4 рубля прибыли транспортники получают с каждого проданного билета. Встает вопрос: откуда взять недостающие 10 рублей? Варианта два: либо повышать тарифы на пассажирские перевозки в районе, либо изыскивать дополнительные средства в районном бюджете. Сейчас эти предложения обсуждаются. Но могу сказать, что с конца января два раза в неделю в Дрегли снова начнет ходить автобус, правда расписание его вряд ли изменится — транспортников устраивает старое.


Пациент, скорее, жив
В деревне проживают порядка ста человек пенсионного возраста и столько же трудоспособного, остальные — дети и молодежь. По подсчетам Лидии Бойцовой, в месяц в совокупности все жители тратят на лекарства 10 тысяч рублей, что говорит о том, что потребность в медикаментах большая. Поэтому понятно беспокойство сельчан о том, как же они будут лечиться, если  в деревне препараты вообще не будут продаваться.
Заведующая Любытинским филиалом государственного учреждения «Новгородфармация» Раиса ЧУМАКИНА сообщила нам, что вопрос о продаже фельдшерами или санитарками лекарств населению стоит очень остро, потому как по закону такая деятельность должна быть, во-первых, лицензирована, а во-вторых, продавец должен в обязательном порядке иметь фармацевтическое образование:
— В декабре прошлого года мы получили письмо из «Новгородфармации» о том, что в 2009 году договор по поставке медикаментов, на основании которого и занимались продажей лекарств медицинские работники в деревнях, действовать не будет, поскольку такой порядок противоречит законодательству. Но так как в районах очень большое количество населенных пунктов может остаться вообще без лекарств — только в Любытинском таких деревень около десятка — на региональном уровне было принято решение сохранить в силе этот договор, подкрепив его письмом от администрации области. И пока все останется по-прежнему.
Понятно, что принятое решение — это только временная отсрочка. Рано или поздно придется все равно запрещать продажу лекарств в деревнях без кассового аппарата, без лицензирования деятельности и квалифицированных продавцов, без соблюдения требований к перевозке и хранению медикаментов. В районной администрации говорят, что тогда будет вводиться так называемая заявительная система, когда больные будут оставлять фельдшеру требования на препараты, передавая ему свои рецепты. Проще говоря, люди в частном порядке будут просить медицинских работников купить им в районном центре или в Неболчах таблетки. Районная же администрация, понимая, что работы фельдшерам прибавится, готова доплачивать им за сложность.


Сокращение по нормам
— Из нашей деревни, в отличие от многих других, молодежь не спешит уезжать, — с гордостью говорит Лидия Бойцова, идя по улицам родного селения. — Холостых парней у нас гораздо больше девушек, поэтому можно надеяться, что и жителей скоро станет больше. Вот в прошлом году шесть ребятишек родились. Деревня живет и развивается.
Поэтому-то и не могут понять местные жители, зачем же в их деревне либо закрываются социально значимые учреждения, либо работают по сокращенному графику. Так, почтовое отделение открыто только три раза в неделю, хотя люди были бы не прочь каждый день покупать прессу.
С 1 сентября 2009 года в деревне останется только начальная школа, сейчас младших школьников 11, но в детском саду подрастают еще 17 будущих первоклашек. Старших же 12 учащихся будут на школьном автобусе возить в Неболчи. Возможно, чтобы не подвергать детей лишней опасности на дороге, им будет предложено во время учебной недели проживать на центральной усадьбе в интернате, помещение для которого найдено, и ездить домой в Дрегли лишь на выходные. Такая перспектива не радует родителей, которые извещены о реорганизации своей школы. Для принятия соответствующего решения муниципальным органам власти не требуется согласия мам и пап, но люди внутренне не приняли его, потому как считают, что дети должны учиться там, где родились и живут.
На территории Неболчского сельского поселения проживают более двух тысяч человек. Галина Кожина говорит, что за минувший год собственные доходы муниципального образования составили порядка 6 млн. рублей. Еще 5 млн. получило поселение из других источников. Такому бюджету позавидует большинство сельских поселений области, доходы которых зачастую исчисляются сотнями тысяч рублей. Но, по словам Галины Васильевны, большая часть средств расходуется по статье «благоустройство», поскольку деревень в поселении более 100 и удаленность друг от друга составляет десятки километров: только на расчистку дорог денег уходит немало... Начавшийся год, по мнению главы поселения, будет непростым — местные производства в связи с экономическим кризисом начали сокращать и объемы продукции, и штаты, а это значит, что и налогов поступать в бюджет поселения будет меньше. Следовательно, придется экономить и сокращать расходы.

*   *   *

Когда готовился номер, мы решили узнать последние новости из деревни Дрегли. По словам Лидии Бойцовой, ни одна из наболевших проблем так и не решена. Транспортное обслуживание, судя по всему, к концу января не будет возобновлено: администрация района склоняется в пользу образования собственного транспортного предприятия, а это требует времени. Медикаменты в деревню, пока суд да дело, вообще не привозят, и приходится местным жителям ходить по домам, узнавать, кто из сельчан в ближайшее время поедет либо в Неболчи, либо в Любытино, чтобы попросить закупить лекарства.
В общем, для жителей Дрегли новый год начался со старых проблем.

Людмила ДАНИЛКИНА
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

По храмам Поозерья

Ветеран СВО Дмитрий Кузьмичёв стал автором просветительского проекта «В гостях у батюшки».

27.11.2024 | Общество

Валерий Шеботинов: «Парусный спорт — это постоянная борьба с ветром, соперником и с самим собой».

С компасом по глобусу

Чтобы стать путешественником, новгородцу Валерию Шеботинову пришлось попрощаться с географией

27.11.2024 | Общество

Иван Гаврилов: «Многие хотят назад, в СССР. Нет, ребята, без меня».

Расселись тут…

Из воспоминаний рождённого за колючей проволокой

27.11.2024 | Общество

Мошенников интересуют те, кто нуждается в деньгах или ищет быстрый заработок. Например, студенты и школьники, у которых есть банковские карты

Как не стать дроппером?

Дроппер, или дроп — это человек, который вольно или невольно оказывает услуги мошенникам. Он, выполняя указания преступников, помогает им обналичивать украденные деньги

27.11.2024 | Общество

Изображение от freepik

Как узнать свой ВИЧ-статус?

Главный внештатный специалист по проблемам диагностики и лечения ВИЧ-инфекции министерства здравоохранения Новгородской области Татьяна Ткаченко рассказала о ВИЧ и СПИДе

27.11.2024 | Общество

Меры поддержки участников СВО и их семей обсудили на заседании комиссии.

Мы рядом!

Состоялось заседание межведомственной комиссии по поддержке участников СВО и членов их семей

20.11.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 27.11.2024 года

РЕКЛАМА