Пятница, 19 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

«Мягкий» крест

{mosimage}Золотошвейка — это не из сказки. Так и сегодня называют мастериц, работающих в технике золотного шитья: золотом, серебром или шёлком

По благословению настоятеля
«Ещё из старины ведётся обычай: если делаешь что-то в храм, то делай это намного лучше, чем в собственный дом. Ведь церковь — дом Божий, в нём всё должно быть самым хорошим. Для Господа выполнить работу плохо просто нельзя».
Так рассуждают мастерицы-золотошвейки Покровского собора Великого Новгорода, когда занимаются своей кропотливой и изящной работой — вышивкой предметов церковной утвари. Тех самых, которые каждый легко вспомнит, побывав на церковной службе хотя бы единожды. Это вышивки для обложек и закладок церковных книг, для окладов икон, просфорницы (специальные мешочки для хранения просфор), воздухи и покровцы, составляющие вместе так называемый литургический комплект, чехлы на дароносицы (сосуды, в которых священник носит причастие), декоративные пасхальные яйца и многое другое.

Понять, сколько трудов и умения вложено во все это, можно только увидев собственными глазами процесс изготовления.
В день посещения золотошвеек корреспондентом «НВ» за окнами дул штормовой ветер, но в мастерской было очень уютно: тёплое освещение, домашние половички на полу, аккуратные салфетки, множество книг и образцов с разными видами вышивки.
Когда новое и интересное, казалось, уже готово было накрыть с головой, Наталья Иванова — руководитель мастерской — вовремя протянула руку помощи и ввела журналиста в мир золотного шитья, рассказав обо всём по порядку.
В России первые подобные вышивки делались нитями из чистого золота, но это было очень дорого, и золотые нити стали со временем заменяться металлом, который имитировал золото. Ну а самые дорогие вышивки все-таки выполнялись позолоченным серебром. Тем не менее с XVI века шитье стало называться не золотым, а золотным.
Сегодня в Великом Новгороде есть несколько золотошвейных мастерских. Одна из них находится в церкви Успения Божией Матери в Колмове. При Софийском соборе шьёт девушка, получившая специальное образование в московском Свято-Тихоновском институте. И замечательная золотошвейка работает в церкви Александра Невского.
Мастерская Покровского собора пока ещё совсем молодая — ей исполнилось всего три года. Но за это время четыре умелицы, работающие в ней, успели стать настоящими сёстрами по духу. Кстати, о роли организаторского таланта: начиналось всё с благословения отца Игоря Беловенцева, настоятеля собора. Именно он создал все условия для того, чтобы вышивальщицам в мастерской было комфортно работать: приобрел необходимое оборудование, позаботился о дополнительном освещении. По словам рукодельниц, отец Игорь вселяет в них уверенность в собственных силах, ставит всё новые и новые задачи, тем самым помогая двигаться вперед, совершенствовать свои умения. И итоге мастерицы с радостью занимаются любимым делом, а внутреннее убранство Покровского собора всё хорошеет благодаря созданным работам.
Наталья считает, что в генах у каждой девочки заложена любовь к рукоделию, но она либо просыпается, либо так и остаётся дремать всю жизнь. Тем не менее к золотному шитью быть равнодушным просто невозможно, потому что вещи в итоге получаются замечательные, радующие глаза и души прихожан.
— Я всегда очень любила заниматься рукоделием, учила меня этому бабушка, — ведёт свой рассказ умелица Наталья. — Вышивала, вязала крючком и спицами. Будучи студенткой ФАиСа
НовГУ, занималась батиком. А потом как-то, когда писала дипломный проект по батику в интерьере, увидела в библиотеке моего руководителя книгу, в которой были фотографии старинных вещей, выполненных в технике золотного шитья. Меня потрясли эти костюмы и платья. Я увлеклась, очень захотелось попробовать поработать самой. Через знакомых я нашла мастерицу, отучившуюся в Торжокском золотошвейном училище, и получила благодаря ей первый опыт в этом деле. Потом училась в мастерской золотного и лицевого шитья «Убрус» в Санкт-Петербурге. Убрус — это плат, полотенце, богато украшенное, расшитое жемчугом и драгоценными камнями.


Техника и мастерство
— В этом деле, как и в любом другом, есть определённые особенности. Золотное шитьё кардинально отличается от глади и крестика, потому что работать приходится не одной, а сразу обеими руками, — объясняет Наталья, разложив передо мной множество материалов для вышивки и начатых, ученических образцов. — Правая рука всегда находится над шитьём, а левая — под ним, правая держит специальный инструмент-шило. Когда мы шьём без шила, то похожи на слепых котят, зато с его помощью уже можно вывести иголку точно в том месте, где нужно, сделав для этого прокол сверху. Вводить иголку именно в проколотое место — очень важно: лишние дыры проколов могут испортить всю вышивку, особенно когда она выполняется на тонкой ткани или картоне. Да, да, шитьё по картону — особенная техника золотной вышивки. Изделия, выполненные таким образом, нельзя стирать, поэтому относиться к ним нужно крайне бережно.
Как выяснилось, техник в арсенале вышивальщиц имеется множество. Например, прикрепы — очень сложный вид вышивки золотой нитью, прикрепляющейся к ткани с помощью шёлковой, отсюда и название. Или жемчужно-бисерное шитьё, или шитьё шнурами и канителью (той самой, с которой можно «канителиться»). Но, пожалуй, самое сложное — это лицевое шитьё, навык, требующий особого мастерства и умения.
С помощью лицевого шитья изображаются лики святых. Процесс этот занимает очень много времени.  Прорись, так называется схема для вышивки, особым образом переносится на шёлк, бархат, креп-атлас — любую нестрейчевую ткань, затянутую в рамку или на пяльцы с помощью специальных швов, — «стебельчатого» или шва «верёвочкой». Лишь потом начинается основная работа. Сначала вышиваются притенения — более тёмные места вышивки, а потом и основной тон. Мастерство золотошвейки заключается и в том, чтобы самой правильно определить, где будет основной цвет, а где — притенение.
— Мы должны сочетать умение работать нитью и способности художника. Есть определённые законы и каноны, которые нельзя нарушать, но в целом процесс золотного шитья — это творчество. Именно поэтому существует отличительная особенность и преимущество ручной вышивки перед машинной. Дело в том, что она совершенно неповторима. Даже если взять точно такие же материалы и схемы, у одной и той же самой мастерицы две вышивки всё равно получатся разными. Вышивок-клонов просто не бывает.
Продолжая разговор, мастерица Наталья рассказала, что, как и во всех видах искусства, в золотном шитье есть различные школы: московская, суздальско-владимирская, новгородская. К примеру, в старину новгородские золотошвейки выполняли работы только шелком, золота брали минимум. Особенность новгородского шитья заключалась ещё и в том, что наши умелицы использовали множество оттенков одного цвета, чего не было в других землях. А вообще, у мастерских с длительной историей есть свой почерк и стиль — чтобы определить это, профессионалу достаточно одного взгляда на работу. Правда сегодня множество техник и особенностей в этом виде искусства утеряно. Восстановить древние секреты пытаются учёные с помощью длительных и сложных исследований оставшихся образцов. Интересно: в искусствоведческих исследованиях золотного шитья большую роль играют мужчины, которые и самой вышивкой тоже занимаются успешно. Яркий пример тому — петербургские батюшки Дионисий, Юрий и Арсений, вышивающие в «Убрусе». На форуме золотошвейной мастерской при Успенском подворье Оптиной пустыни на сайте ubrus.ru можно встретить довольно много сообщений, подписанных их именами.


Чего стоит святыня
— Сейчас мне приходится читать много специальной литературы. Если в начале своей работы я большинство времени уделяла техникам, то теперь понимаю, что этого недостаточно. Пока что я нахожусь на уровне ремесленника, и для дальнейшего развития необходима большая теоретическая база, — рассуждает Наталья.
Она и её сёстры-мастерицы — частые гости вышеупомянутой мастерской «Убрус», которая к тому же издаёт замечательный одноимённый журнал. Там же, на курсах и при личных встречах, происходит дальнейшее совершенствование мастерства. Впрочем, чтобы его достигнуть, помимо знаний необходимы особые черты характера: усидчивость, аккуратность, целеустремлённость. Всё это необходимо для того, чтобы доделать начатую работу до конца, что, поверьте, не так просто. К примеру, с помощью техники прикрепов  при  5—6 часовой работе в день можно вышить не более пяти квадратных сантиметров полотна.
— Я своим сестричкам говорю о том, что мы должны постоянно думать: работа будет служить не год, а десятилетия или столетия. Хотя мы не знаем, как поведут себя нынешние материалы: те, что дошли до нас из XII—XIV веков, изумительны, шёлковые нити почти не потускнели, но что будет с нашими — пока неизвестно. Правда, для того, чтобы посмотреть какие-то шитые образцы, нам нужно ездить в столицы — там возможности для работы намного шире. Там же покупаются и необходимые для работы материалы: золотая, серебряная и шёлковая нити, бисер, жемчуг, стеклярус. Чем дороже материал, тем лучше смотрятся вышивки, но, учитывая финансовые возможности, каждая мастерица использует то, на что хватает собственных средств или средств заказчика. В среднем одна катушка золотой нити стоит около 120 рублей, а машинным способом вышитая плащаница — плат большого размера с вышитым изображением лежащего во гробе Иисуса Христа или усопшей Богородицы — стоит около 100 тысяч рублей. Причем ручная вышивка раза в четыре или пять дороже тех, что шьются на машине, но… Мы по большей части вышиваем во славу Божию. А в качестве подарка, например ко Дню Ангела, вышиваются закладки для богослужебных книг, литургические комплекты (наборы, используемые в литургии для причастия). В общем, работы всегда много, а времени, чтобы всё успеть, — мало.


Выходные будни
Сейчас золотошвейная мастерская собирается начать свою самую масштабную работу — плащаницу Спасителя, то есть Господскую. По планам она займёт намного больше времени, чем два года, — именно столько сил ушло на изготовление плащаницы Божией Матери. Меж тем у каждой из золотошвеек есть мирская работа, а вышивке посвящаются свободное время и  выходные.
Изготовление крупной, серьёзной вещи, к примеру, такой, как плащаница, — сложный, многоступенчатый процесс. Делается это только по благословению настоятеля собора.
Много времени занимает подготовительный этап: нужно определиться, что именно хочется вышить, в каком стиле, в какой технике и цветовой гамме. Кроме того, необходимо правильно рассчитать силы, не взяться за чересчур сложную, непосильную работу. Затем определённая задача ставится перед иконописцем: начинается его работа. Он делает маленькие эскизы в цвете. То, что он нарисовал, непременно обговаривается с настоятелем. В результате из большого количества эскизов выбирается один-единственный. Именно с него и делается прорись. Когда все предварительные этапы пройдены, за дело берутся непосредственно золотошвейки.
— Наша работа начинается с подбора материала. После покупки всего необходимого ткань затягивается в большие рамы. Ткань с самого начала состоит уже из нескольких слоёв: нижнего, клеевого слоя, и верхней ткани. Делается это для того, чтобы шитьё лучше держалось и не расползалось полотно. Когда работа будет завершена, вышивка пропаривается, и две крайних ткани склеиваются благодаря серединке — изделие становится более долговечным.
Рисунок на ткань переносится также своеобразно: прорись копируется на кальку, а затем калька в зеркальном отражении кладётся на ткань снизу, и рисунок до мельчайших деталей перешивается с помощью маленьких стежков. Чем точнее это будет сделано, тем лучше — это самая важная и кропотливая работа. Когда рисунок перенесён, начинается основной период работы — вышивка, который длится не один год. Такой вот продолжительный процесс.
Плащаница Божией Матери, которую мы недавно закончили вышивать, — наша самая масштабная работа, самая важная и первая. Когда мы сделали последний стежок, то прежде всего испытали облегчение от того, что успели в срок — к празднику Успения Божией Матери. Потом было немного грустно — работа перестала принадлежать нам, у неё появилась своя жизнь. Теперь, когда мы приходим прикладываться к плащанице Божией Матери в храме, она уже не воспринимается как наша работа, это уже святой образ Владычицы, к которому трепетно припадаешь со своими радостями, печалями, прошениями.


Не просто хобби
Во время нашего разговора вышивающая рядом Аля то и дело поднимала глаза от ткани и смотрела в окошко: ещё бы — не просто работать, когда глаза постоянно напряжены и пальцы исколоты до незаживающих ранок, особенно в конце большой работы.
Но всё-таки самое сложное, по словам Натальи, сделать так, чтобы четыре мастерицы шили как одна. Этого можно достигнуть путём длительных упражнений, и процесс учёбы идёт постоянно. Сложно не нервничать, а спокойно взяться за переделку работы, когда что-то получается не так, как хочется.
Тем не менее несмотря на все эти сложности Наталья и её сёстры своим делом очень довольны:
— Нам не нравится, когда применительно к нашему виду искусства используют слово «хобби». Это скорее серьёзное увлечение, то, над чем работаешь с большой любовью. Не так давно мы были в паломнической поездке в Иерусалиме. Вернулись оттуда с поразительным зарядом бодрости и желанием вышивать. Нам хочется сделать во имя Господа и Матери Божией что-то особенное по силам своим. Очень надеемся на то, что работа, приносящая радость нам, нужна многим людям.
Сегодня в планах маленькой мастерской Покровского собора нет места мыслям ни о каком кризисе. Сестры-золотошвейки надеются на будущее процветание, увеличение семьи мастериц и на воплощение в жизнь множества неповторимых и ярких работ.

Мария КЛАПАТНЮК
Владимир МАЛЫГИН,
Александр ОСОКИН (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

В Год семьи у супругов Ирины и Антона Казаковых из Валдая родился пятый ребёнок. У старших Глеба, Григория, Егора и Вари появилась младшая сестрёнка Василиса.

Всё в комплексе

В национальный проект «Семья» войдут пять федеральных проектов

17.07.2024 | Общество

Средства, взятые по семейной ипотеке, можно направить на строительство собственного дома.

Где мы – там и дом

Новгородская область вошла в число регионов с расширенными возможностями семейной ипотеки.

17.07.2024 | Общество

Нелли Комальдинова не только заведует консультацией, но и сама проводит приём, имея большой опыт работы в акушерском отделении (в том числе и операционный). Недавно врач удостоена престижной награды «Человек года».

Право на жизнь

С октября минувшего года в Новгородской области реализуется проект «Здравствуй, мама!», направленный на мотивацию рождаемости

17.07.2024 | Общество

Самое главное — не оставлять маленьких детей без присмотра.

Опасная высота

Следователи объяснили родителям, как не допустить падения ребёнка из окна

17.07.2024 | Общество

Соблюдайте базовые правила кибербезопасности: надёжное хранение паролей, защиту данных, защиту от вредоносного ПО, резервное копирование и другие

Двойник от нейросети

Как защититься от дипфейка в Интернете?

17.07.2024 | Общество

Изображение от freepik

Как распознать деменцию и предотвратить развитие этого неизлечимого заболевания?

Деменция способна полностью разрушить личность человека. И, к сожалению, нет такого лекарства, которое бы её вылечило. Н...

17.07.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА