Максимальный срок эксплуатации лифта после выпуска с завода равняется 25 годам. После его истечения лифт нужно обязательно подвергнуть специальной экспертизе, по итогам которой собственник подъёмника должен получить заключение: можно или нельзя использовать лифт далее, какие именно механизмы в нём требуют ремонта, а какие — замены.
Срок нормативного использования почти 30% лифтов в жилых домах областного центра уже миновал четверть века. Есть и такие «рекордсмены», которые без прохождения специального диагностирования работают почти по 40 лет.
— Большое количество лифтов было изготовлено в 70-е годы, в период перехода от строительства пятиэтажек к зданиям более высокой этажности, сейчас они полностью выработали свой ресурс, требуют замены или модернизации, — говорит Николай НИКИТИН, государственный инспектор по надзору за лифтами областного управления Ростехнадзора. — Ежегодно 50—60 лифтов переходят в разряд выработавших свой нормативный ресурс, а реконструируют в среднем около 30.
Ростехнадзор начал бить тревогу ещё несколько лет назад. Так, в 2007 году в адрес администрации Великого Новгорода было направлено письмо, в котором инспектора проинформировали власть о неудовлетворительном состоянии лифтового хозяйства. В этом году направили второе послание на имя мэра Великого Новгорода Юрия Бобрышева. Мэрия сослалась на Жилищный кодекс и Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно которым лифты относятся к составу общего имущества. И по закону их диагностическое обследование, ремонт и замену нужно проводить по решению общего собрания жильцов, а кое-что — и на их средства.
Деньги и психология
Модернизация лифтового хозяйства — удовольствие не из дешёвых. К примеру, замена подъёмника на новый стоит порядка 2 млн. руб., а проведение экспертизы в среднем обойдётся в 35—50 тыс. руб. Частичным решением этой проблемы является участие жильцов в региональной адресной программе по проведению ремонта многоквартирных домов. Ее финансирование складывается из средств Федерального фонда содействия реформированию ЖКХ, бюджета Великого Новгорода и области, а также средств собственников жилья, доля которых в общем «кошельке» должна составлять 5%.
Проблема в том, что федеральный закон определяет виды работ, которые можно включить в адресную программу: ремонт или замена лифтового оборудования, при необходимости ремонт шахт. Но! Затраты на проведение экспертизы в федеральном законе не учтены.
Отсюда вывод: собственникам нужно проводить экспертизу лифтов за свой счёт либо ждать внесения изменений в законодательство и на всякий случай избегать пользоваться лифтом, а лучше вообще приостановить его работу.
Однако пока далеко не все новгородцы готовы выкладывать свои кровные сбережения на ремонт общего домового имущества, и в том числе лифтов. Так, по словам Владимира КИВИМЕЙСТЕРА, генерального директора группы управляющих компаний «Софийская», на подведомственной ему территории жители двух домов согласились потратиться на замену двух лифтов с истекшим сроком эксплуатации. Жильцы определили: чтобы собрать 5% от требуемой на замену лифтов суммы, нужно собирать по 56 рублей с 1 кв. метра жилплощади. Таким образом, в среднем каждая квартира скинулась по 1,5—2 тыс. руб.
— Поскольку мы образовались только в ноябре этого года, полных данных по лифтам у нас нет, — рассказывает Владимир Кивимейстер. — Какова будет реакция жильцов, предсказать трудно. Думаю, придётся убеждать людей. Надо менять психологию: жильцы должны понимать, что теперь всё зависит от них.
Иного мнения придерживается директор группы управляющих компаний «Западная» Алексей ЕГОРОВ. По его словам, собственники жилья ни финансово, ни психологически не готовы к тратам на лифтовое оборудование.
— Тема диагностирования лифтового оборудования вообще спорная, — рассказывает коммунальщик. — Во-первых, жильцам сейчас просто не до того. Если кровля течёт, надо в первую очередь её латать, а не лифт диагностировать. В конце концов, если лифт нельзя эксплуатировать, его можно остановить и ходить по лестницам пешком. Во-вторых, обязаны ли вообще жильцы проводить экспертизу? Согласно Жилищному кодексу собственники жилья сами решают, на что они расходуют свои деньги. Этот тезис вступает в противоречие с федеральным законом о промышленной безопасности опасных производственных объектов, по которому экспертиза лифта после 25 лет работы является обязательной. Он, может быть, нас с вами переживёт. Кстати, 25-летний срок эксплуатации является рекомендательным, и я не верю, что МУП «Новолифт», контролирующее эксплуатацию лифтового оборудования, позволяет новгородцам пользоваться неисправным оборудованием. С другой стороны, закон надо выполнять.
По словам Геннадия КОТОВА, заместителя директора МУП «Новолифт», основные механизмы всех лифтов, работающих с истекшим сроком эксплуатации, технически исправны. Есть, конечно, изъяны: отсутствие связи с диспетчером, течь крыши в машинных помещениях, коррозия дверных креплений, захламление шахт... Но при этом «Новолифт» не обладает полномочиями по обследованию лифтов — это прерогатива частных фирм.
Дело принципа
Интересна, кстати, в этой ситуации позиция Ростехнадзора. В своих обращениях он укоряет власти за черепашьи темпы модернизации и обследования лифтового хозяйства. При этом, имея в своих руках гораздо более эффективный инструмент воздействия, почти его не использует. Инспектора Ростехнадзора не имеют права останавливать работу лифтов, но зато могут обращаться с соответствующими исками в суд. Первые такие обращения были направлены весной этого года. На сегодня
Ростехнадзор подготовил только 4 иска с просьбой приостановить работу лифтов в Великом Новгороде на основании истечения срока их эксплуатации.
К слову, первый иск Ростехнадзора суд не удовлетворил, сославшись на то, что реальной угрозы жизни людей лифт не несёт. Два следующих обращения не были приняты к рассмотрению в связи с нарушением сроков составления протокола освидетельствования состояния лифтов. Четвёртый рассматривается сейчас.
Можно ли сделать судебную практику приостановки отживших свой век лифтов более массовой, заявив тем самым о твёрдой принципиальной позиции Ростехнадзора? По словам инспекторов, на подготовку одного протокола уходит 1—2 дня. Стало быть, в неделю можно подготовить 2 судебных иска. Но в ответ на такое предложение инспектора ссылаются на занятость, массу других объектов, за которыми тоже нужно надзирать. Кроме того, в Ростехнадзоре опасаются, что к имеющимся жалобам может прибавиться и поток жалоб от пожилых новгородцев на бессердечных сотрудников
Ростехнадзора — старикам же тяжело ходить пешком по лестницам. В общем, неудобно всем.