Пятница, 19 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Мода на Валдай не проходит

{mosimage}Попытки сохранить уникальную валдайскую природу предпринимались с незапамятных времен: у родников появлялись кресты и часовни, леса и рощи объявлялись заповедными, а территории — охраняемыми. Но только 18 лет назад постановлением правительства на площади 158,5 тысячи гектаров был учрежден Валдайский национальный парк, призванный сберечь уникальный природный комплекс. Насколько это удается сегодня, какие новые задачи национальному парку диктует время — об этом и многом другом наша беседа с директором Национального парка «Валдайский» Виктором СОКОЛОВЫМ.
— Виктор Анатольевич, для вас 2008 год был первым годом работы в качестве директора парка. Не разочаровала новая должность?
— Да, кстати, сегодня ровно год, как вышел приказ о назначении меня на эту должность, которая, конечно же, не разочаровала. Я ведь совсем лесной человек. После окончания Санкт-Петербургской лесотехнической академии работал лесничим, а затем в Росприроднадзоре начальником отдела по особо охраняемым природным территориям. Придя сюда, сразу окунулся в работу.
— В чем заключается работа сотрудников Национального парка?
— Надо понять, что наш парк — одновременно природоохранное, научное и эколого-просветительское учреждение федерального значения. Мы изучаем и охраняем природу, историко-культурный комплекс, просвещаем население, занимаемся рекреационной деятельностью и обустраиваем туристические маршруты. Наши инспекторы ведут строгий учет представителей водной и наземной фауны, проводятся гидрологические исследования, лесо- и биотехнические мероприятия, слеты, конференции, семинары. А браконьеры? Так что работа наша не всегда видна общественности, но на самом деле кропотливая и большая.
— На деятельность парка как-то повлияло введение нового Лесного кодекса?
— Повлияло, и пока что не в лучшую сторону. Новый кодекс поставил нас в такие рамки, что мы сегодня даже не имеем права отпускать местному населению мелкотоварную древесину, которая всегда шла на дрова. Надеемся, что все-таки будут приняты какие-то поправки. Что еще сдерживает нашу лесохозяйственную деятельность, так это перемены во властных структурах. Раньше мы подчинялись Управлению лесного хозяйства, имели хорошее финансирование, что позволяло в полной мере и леса от захламленности чистить, и новые культуры сажать, потом нас передали в подчинение Росприроднадзору. А в следующем году Национальный парк будет в ведении Министерства природных ресурсов. Какая структура в нем будет заниматься парками, пока не ясно. И поэтому разработанные нами регламенты и проекты освоения лесов лежат неутвержденными.
— Финансирования парка хватает на весь комплекс природоохранных и научных мероприятий?
— Вынужден признаться, что не хватает. Вот смотрите сами: в 2008 году нам было выделено 1 миллион 600 тысяч рублей, то есть 100 тысяч с небольшим на месяц. А у нас для контроля за территорией только машин 13, не считая моторных лодок и снегоходов. На одно горючее сколько уходит! Поэтому парк вынужден сам зарабатывать деньги. И главный источник дохода — это туристы.
— А их сегодня немало, Валдай пользуется большой популярностью у любителей природы...
— Да, мы тут подсчитали, что в нынешний летний сезон заработали 1 миллион 200 тысяч рублей на экологическом туризме. И если раньше те, кто приезжал к нам, делали круглые глаза, когда им говорили об оплате, то сейчас плата 100 рублей с человека в сутки никого не удивляет и не смущает. Это не так уж и много — мы больше тратим на обустройство специальных площадок для туристов и на вывоз мусора. И вообще, это палка о двух концах: с одной стороны — чем больше туристов, тем больше заработаем, с другой — чем больше в парке людей, тем труднее его оберегать. Ведь за лето в нем бывают до 50—60 тысяч человек! Причем с каждым годом это число растет. У парка есть постоянные посетители, которые приезжают регулярно. Взять для примера московский клуб «Робинзонада» — ему столько же лет, сколько и Национальному парку «Валдайский».
В любом случае туризм управляемый, регулируемый, куда лучше, чем дикий. И, со своей стороны, стараемся  создавать приезжим условия для отдыха: разрабатываем экологические тропы, создаем стоянки на озерах. А в населенных пунктах открываем визит-центры, в которых можно остановиться на ночлег. Этот проект нам разработал Московский институт географии. Задумки хорошие, но опять же не хватает средств. Сейчас думаем над тем, как, чем привлечь инвесторов, чтобы было выгодно и бизнесу, и парку. Ведь как ни крути, а инфраструктуру на Валдае развивать необходимо, в том числе и вокруг Национального парка.
— Виктор Анатольевич, Валдай в последние годы облюбовали не только туристы, но и дачники. Мода на Валдай не уходит. Как строятся ваши отношения с местным населением?
— Национальный парк «Валдайский» — весьма густонаселенная территория. На ней располагаются 169 населенных пунктов. Их земли находятся в границах парка, но особо охраняемыми территориями не являются, и каких-то ограничений там на жизнедеятельность нет. Подчеркну еще раз — в пределах населенных пунктов. Но существуют ограничения по пользованию лесными угодьями и запрет на промышленный лов рыбы.
— Но строительство дач на Валдае растет с каждым годом. Есть случаи посягательств на земли Национального парка?
— Особых нет, все знают нашу твердую позицию в этом плане. Но вы все помните историю о том, как в Демянском районе сдали в аренду остров на озере Вельё. Тогда постановление местных властей отменили, но право собственности уже было зарегистрировано в органах юстиции. И только в этом году прокуратура эти действия обжаловала, остров признали территорией Национального парка «Валдайский». Иногда и так приходится отстаивать свои права.
— Еще один больной вопрос — строительство в прибрежной зоне. Соблюдается ли водоохранная зона? И какая она, кстати, сегодня?
— Новый кодекс уменьшил водоохранную зону с 300 — 500 метров до 50 метров  для любых водоемов. Еще одно обязательное условие: 20 метров прибрежной полосы должны оставаться для общего пользования. Нарушения в этом плане у нас есть. Это — строительство на берегу бань. И одно дело — старые деревни, где эти бани издавна там стоят, другое — строительство новых. В прошлом году мы писали в Росприроднадзор про одну такую в деревне Станки. Но, как говорится, воз и ныне там. Хотя и предписание о сносе есть. Но такого, что, мол, все берега озер застроены, нет. Исключение — 3 гектара на озере Селигер получил в аренду Парфинский фанерный комбинат под строительство базы отдыха. Остальные берега свободны и общедоступны.
— В свое время много шума наделали разговоры о строительстве высокоскоростной магистрали, которую намеревались тянуть через Валдайский парк. Сейчас что-то слышно об этом проекте?
— Разговоры о строительстве есть, но я слышал, что проектирование ВСМ отложили на 2009 год. В данный момент парк никаких переговоров на эту тему не ведет.  Надеюсь, что если этот проект и осуществится, то не затронет интересы парка, который свою позицию уже не раз высказывал. А вот скоростная автотрасса уже точно не пойдет по территории Национального парка.
— Виктор Анатольевич, на территории парка бывают десятки тысяч людей. Наверное, там уже не осталось такого места, куда не ступала нога человека?
— Такие места есть. Это специально выделенные зоны заповедного режима, которые находятся вдалеке от дорог и населенных пунктов. Здесь бывают лишь сотрудники парка, изучающие флору и фауну. В таких зонах можно встретить патриархов валдайских лесов — сосны и ели в возрасте 100—300 лет.
Но на территории парка есть участки леса, посаженные человеком. В основном это те же породы деревьев — сосна и ель. В качестве эксперимента много лет назад было посажено 100 гектаров кедра и лиственницы. Сейчас это уже большие деревья высотой более 20 метров.
В августе сотрудники парка побывали у коллег из национального парка города Переславль-Залесский. Там увидели замечательный дендрологический сад, в котором около 600 наименований древесно-кустарниковых растений с самых разных континентов земного шара! Мы таким разнообразием похвастаться не можем, так что есть над чем работать.
— Не за горами 20-летие парка. Какие подарки ваш коллектив хотел бы получить к этой дате?
— Мы надеемся к юбилею переехать в новое здание, которое сейчас достраивается. Там будет достаточно места и для сотрудников, и для музея природы — есть мечта создать такой. Еще одним подарком для всех нас будет издание альбома о Валдайском национальном парке. Это будет вторая книга из серии «Заповедные территории России». Мы уже подбираем для нее фотографии, которые сделал в свое время наш бывший сотрудник Виктор Рогоцкий, и надеемся увидеть красочный, иллюстрированный альбом уже в следующем году.
 

Светлана ДУБОВИЦКАЯ
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

В Год семьи у супругов Ирины и Антона Казаковых из Валдая родился пятый ребёнок. У старших Глеба, Григория, Егора и Вари появилась младшая сестрёнка Василиса.

Всё в комплексе

В национальный проект «Семья» войдут пять федеральных проектов

17.07.2024 | Общество

Средства, взятые по семейной ипотеке, можно направить на строительство собственного дома.

Где мы – там и дом

Новгородская область вошла в число регионов с расширенными возможностями семейной ипотеки.

17.07.2024 | Общество

Нелли Комальдинова не только заведует консультацией, но и сама проводит приём, имея большой опыт работы в акушерском отделении (в том числе и операционный). Недавно врач удостоена престижной награды «Человек года».

Право на жизнь

С октября минувшего года в Новгородской области реализуется проект «Здравствуй, мама!», направленный на мотивацию рождаемости

17.07.2024 | Общество

Самое главное — не оставлять маленьких детей без присмотра.

Опасная высота

Следователи объяснили родителям, как не допустить падения ребёнка из окна

17.07.2024 | Общество

Соблюдайте базовые правила кибербезопасности: надёжное хранение паролей, защиту данных, защиту от вредоносного ПО, резервное копирование и другие

Двойник от нейросети

Как защититься от дипфейка в Интернете?

17.07.2024 | Общество

Изображение от freepik

Как распознать деменцию и предотвратить развитие этого неизлечимого заболевания?

Деменция способна полностью разрушить личность человека. И, к сожалению, нет такого лекарства, которое бы её вылечило. Н...

17.07.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА