Пятница, 19 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Казус интенсивности

Областной комитет по образованию пересматривает правила оплаты труда учителей
Начало учебного года для многих учителей выдалось непривычно стрессовым. Причина волнений — в июньском приказе областного комитета
по образованию, науке и молодёжной политике, который узаконил изменения в методических рекомендациях по новой системе оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений. Из-за этого, считают педагоги, у них значительно снизилась зарплата.

Согласно документу, который вступил в силу с 1 сентября, работу педагогов стали оплачивать по наполняемости классов. Для этого были введены коэффициенты интенсивности труда. Теперь при расчёте стоимости часа работы в классе численностью 25 и более учащихся педагогу платят полную базовую ставку зарплаты. Если 24 человека — 0,96 от базовой ставки, 23 — 0,92, и так далее до отметки «19 учащихся и менее», при которой учителю заплатят 0,76 ставки.
— В нашей школе численность всех классов менее 19 человек, — рассказывает Сильва Исакова, директор средней общеобразовательной школы в рабочем посёлке Большая Вишера. — Из-за этого приказа в нашей школе зарплата учителей сократилась в среднем на 3 000—4 500 рублей. Те, кто имеет большое количество учебных часов, пострадали, но в меньшей степени. А педагоги, у которых и без того было немного рабочих часов, потеряли значительные суммы.  
По мнению Исаковой, интенсивность работы учителя вообще определить трудно. «Я одинаково готовлюсь к урокам и веду их вне зависимости от числа детей, — говорит педагог. — Какая разница: в классе во время урока находится 12 человек или 10?».
Похожая ситуация в средней общеобразовательной школе № 1 посёлка Хвойная. По словам директора учреждения Галины Смирновой, в учебном заведении есть только два класса наполняемостью более 25 человек. Преподавание во всех других означает сокращение заработка.
— Мы подсчитали, в сентябре наши педагоги потеряли приблизительно от 500 до 1 500 рублей в зарплате, — говорит Смирнова. — Учитывая, что принципы новой оплаты труда своим постановлением утверждал муниципалитет, мы обратились в районную думу, которая проанализировала документ и выпустила решение об отмене нормативного акта.

Модульная методика
В комитете по образованию, науке и молодёжной политике области своя версия видения событий. И тут без пояснений не обойтись.
Новгородская область уже второй год участвует в федеральном проекте модернизации образования. Один из его основополагающих документов — модульная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников образовательных учреждений, когда при начислении заработка педагогам следует исходить из двух принципов: интенсивности и результативности труда. Соответственно, бюджетные средства образовательным учреждениям у нас стали выделять из расчёта количества учеников.
В дополнение к этому зарплату работников образования разделили на две части: базовую и стимулирующую. Директора образовательных учреждений обязаны всем выплатить базовую часть зарплаты, а размер стимулирующей для каждого работника директор волен определить сам исходя из результатов работы подчинённого.
— Всё это было сделано для того, чтобы работники образования получили больше свободы, — поясняет Владимир АВЕРКИН, председатель областного комитета по образованию. — Только так у них появится стимул повышать результативность своей работы и, соответственно, зарплату. Педагоги должны эффективно использовать полученные средства, а не просто тратить то, что им дают. Трудно быть самостоятельным. Поэтому сегодня не все согласны работать по новым правилам. Для этого нужно расширять свой кругозор, искать новые способы управления учебным учреждением. И мы сейчас просто стараемся подтолкнуть педагогов к более оперативному освоению этой свободы.

Сокращение и объединение
Приказ, в котором появился пункт о коэффициентах интенсивности, по словам Владимира Аверкина, как раз и явился одним из способов «подталкивания».
— Можно объединять классы во время уроков, — говорит Владимир Аверкин. — Мы выпустили соответствующие методические рекомендации о том, что с чем можно объединять, а что не стоит. Физику с химией, скажем, не надо. Но проводить уроки физкультуры для второго-третьего неполных классов вместе можно. Или для четвертого-пятого, например. Школы воспользовались рекомендациями, и уменьшилось количество часов. Да, уменьшилась и зарплата. Но некоторые педагоги замечают только то, что стали получать меньше, забывая, что и работать стали меньше…
Однако, дополняет Татьяна Ерош, начальник управления экономики и финансов областного комитета по образованию, ошибку они всё-таки допустили, разработав только понижающие коэффициенты: меньше учеников — ниже зарплата. При таком подходе в объединении классов преподаватели явно не заинтересованы. Зачем им свободное время, если за два часа с неполными классами они получают меньше, чем за один час с «объединенным»?
В минувший понедельник областным комитетом по образованию был издан приказ, в котором утверждены новые повышенные коэффициенты интенсивности. Теперь коэффициент 1,0 установлен для классов с минимальной наполняемостью: для села — 8 человек, для города — 19. При увеличении числа учеников в классе он будет расти, достигнув максимума при наполняемости классов: 25 человек — в городе, 14 — в селе, и составит 1,18 базовой ставки.
После вступления в силу нового приказа комитета муниципалитеты должны выпустить свои нормативные акты и утвердить в них очередные изменения в оплате труда учителей. Помимо этого в октябре будет сделан перерасчёт для тех, кто из-за понижающих коэффициентов потерял деньги.

Кому выгодно?
Попытаемся поставить себя на место педагога. При условии сохранения понижающих коэффициентов, если учитель не захотел пойти на объединение занятий, на уроках в двух разных классах с минимальной наполняемостью получил бы за каждый по 0,76 базовой ставки, а в сумме — 1,52.
Сейчас, получив финансовый стимул к объединению занятий в виде повышающего коэффициента, он может рассчитывать на 1,18 базовой ставки. На 0,34 меньше, чем при понижающем коэффициенте, но не надо забывать, что при этом у него высвобождается один час работы, который можно использовать эффективно. Искать, например, дополнительные возможности заработка.
Как видим, математика — не высшая, но и не простая. Примут ли ее новгородские учителя — вопрос. Но согласитесь, стимулы нужно искать и задействовать. Каждый учитель должен получать достойную зарплату, но одинаково платить тем, кто работает в классах с 25 учениками и с восемью, тоже несправедливо. Ведь, кроме материального аспекта, есть еще и чисто педагогический. А именно: уровень подготовки 25 учеников, находящихся на попечении одного учителя, должен быть таким же, как и у восьмерых. И ведь понятно, что в первом варианте этого добиться сложнее, чем во втором.
 
Елена КУЗЬМИНА

РЕКЛАМА

Еще статьи

В Год семьи у супругов Ирины и Антона Казаковых из Валдая родился пятый ребёнок. У старших Глеба, Григория, Егора и Вари появилась младшая сестрёнка Василиса.

Всё в комплексе

В национальный проект «Семья» войдут пять федеральных проектов

17.07.2024 | Общество

Средства, взятые по семейной ипотеке, можно направить на строительство собственного дома.

Где мы – там и дом

Новгородская область вошла в число регионов с расширенными возможностями семейной ипотеки.

17.07.2024 | Общество

Нелли Комальдинова не только заведует консультацией, но и сама проводит приём, имея большой опыт работы в акушерском отделении (в том числе и операционный). Недавно врач удостоена престижной награды «Человек года».

Право на жизнь

С октября минувшего года в Новгородской области реализуется проект «Здравствуй, мама!», направленный на мотивацию рождаемости

17.07.2024 | Общество

Самое главное — не оставлять маленьких детей без присмотра.

Опасная высота

Следователи объяснили родителям, как не допустить падения ребёнка из окна

17.07.2024 | Общество

Соблюдайте базовые правила кибербезопасности: надёжное хранение паролей, защиту данных, защиту от вредоносного ПО, резервное копирование и другие

Двойник от нейросети

Как защититься от дипфейка в Интернете?

17.07.2024 | Общество

Изображение от freepik

Как распознать деменцию и предотвратить развитие этого неизлечимого заболевания?

Деменция способна полностью разрушить личность человека. И, к сожалению, нет такого лекарства, которое бы её вылечило. Н...

17.07.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА