Пятница, 05 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Казус интенсивности

Областной комитет по образованию пересматривает правила оплаты труда учителей

Областной комитет по образованию пересматривает правила оплаты труда учителей
Начало учебного года для многих учителей выдалось непривычно стрессовым. Причина волнений — в июньском приказе областного комитета
по образованию, науке и молодёжной политике, который узаконил изменения в методических рекомендациях по новой системе оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений. Из-за этого, считают педагоги, у них значительно снизилась зарплата.

Согласно документу, который вступил в силу с 1 сентября, работу педагогов стали оплачивать по наполняемости классов. Для этого были введены коэффициенты интенсивности труда. Теперь при расчёте стоимости часа работы в классе численностью 25 и более учащихся педагогу платят полную базовую ставку зарплаты. Если 24 человека — 0,96 от базовой ставки, 23 — 0,92, и так далее до отметки «19 учащихся и менее», при которой учителю заплатят 0,76 ставки.
— В нашей школе численность всех классов менее 19 человек, — рассказывает Сильва Исакова, директор средней общеобразовательной школы в рабочем посёлке Большая Вишера. — Из-за этого приказа в нашей школе зарплата учителей сократилась в среднем на 3 000—4 500 рублей. Те, кто имеет большое количество учебных часов, пострадали, но в меньшей степени. А педагоги, у которых и без того было немного рабочих часов, потеряли значительные суммы.  
По мнению Исаковой, интенсивность работы учителя вообще определить трудно. «Я одинаково готовлюсь к урокам и веду их вне зависимости от числа детей, — говорит педагог. — Какая разница: в классе во время урока находится 12 человек или 10?».
Похожая ситуация в средней общеобразовательной школе № 1 посёлка Хвойная. По словам директора учреждения Галины Смирновой, в учебном заведении есть только два класса наполняемостью более 25 человек. Преподавание во всех других означает сокращение заработка.
— Мы подсчитали, в сентябре наши педагоги потеряли приблизительно от 500 до 1 500 рублей в зарплате, — говорит Смирнова. — Учитывая, что принципы новой оплаты труда своим постановлением утверждал муниципалитет, мы обратились в районную думу, которая проанализировала документ и выпустила решение об отмене нормативного акта.

Модульная методика
В комитете по образованию, науке и молодёжной политике области своя версия видения событий. И тут без пояснений не обойтись.
Новгородская область уже второй год участвует в федеральном проекте модернизации образования. Один из его основополагающих документов — модульная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников образовательных учреждений, когда при начислении заработка педагогам следует исходить из двух принципов: интенсивности и результативности труда. Соответственно, бюджетные средства образовательным учреждениям у нас стали выделять из расчёта количества учеников.
В дополнение к этому зарплату работников образования разделили на две части: базовую и стимулирующую. Директора образовательных учреждений обязаны всем выплатить базовую часть зарплаты, а размер стимулирующей для каждого работника директор волен определить сам исходя из результатов работы подчинённого.
— Всё это было сделано для того, чтобы работники образования получили больше свободы, — поясняет Владимир АВЕРКИН, председатель областного комитета по образованию. — Только так у них появится стимул повышать результативность своей работы и, соответственно, зарплату. Педагоги должны эффективно использовать полученные средства, а не просто тратить то, что им дают. Трудно быть самостоятельным. Поэтому сегодня не все согласны работать по новым правилам. Для этого нужно расширять свой кругозор, искать новые способы управления учебным учреждением. И мы сейчас просто стараемся подтолкнуть педагогов к более оперативному освоению этой свободы.

Сокращение и объединение
Приказ, в котором появился пункт о коэффициентах интенсивности, по словам Владимира Аверкина, как раз и явился одним из способов «подталкивания».
— Можно объединять классы во время уроков, — говорит Владимир Аверкин. — Мы выпустили соответствующие методические рекомендации о том, что с чем можно объединять, а что не стоит. Физику с химией, скажем, не надо. Но проводить уроки физкультуры для второго-третьего неполных классов вместе можно. Или для четвертого-пятого, например. Школы воспользовались рекомендациями, и уменьшилось количество часов. Да, уменьшилась и зарплата. Но некоторые педагоги замечают только то, что стали получать меньше, забывая, что и работать стали меньше…
Однако, дополняет Татьяна Ерош, начальник управления экономики и финансов областного комитета по образованию, ошибку они всё-таки допустили, разработав только понижающие коэффициенты: меньше учеников — ниже зарплата. При таком подходе в объединении классов преподаватели явно не заинтересованы. Зачем им свободное время, если за два часа с неполными классами они получают меньше, чем за один час с «объединенным»?
В минувший понедельник областным комитетом по образованию был издан приказ, в котором утверждены новые повышенные коэффициенты интенсивности. Теперь коэффициент 1,0 установлен для классов с минимальной наполняемостью: для села — 8 человек, для города — 19. При увеличении числа учеников в классе он будет расти, достигнув максимума при наполняемости классов: 25 человек — в городе, 14 — в селе, и составит 1,18 базовой ставки.
После вступления в силу нового приказа комитета муниципалитеты должны выпустить свои нормативные акты и утвердить в них очередные изменения в оплате труда учителей. Помимо этого в октябре будет сделан перерасчёт для тех, кто из-за понижающих коэффициентов потерял деньги.

Кому выгодно?
Попытаемся поставить себя на место педагога. При условии сохранения понижающих коэффициентов, если учитель не захотел пойти на объединение занятий, на уроках в двух разных классах с минимальной наполняемостью получил бы за каждый по 0,76 базовой ставки, а в сумме — 1,52.
Сейчас, получив финансовый стимул к объединению занятий в виде повышающего коэффициента, он может рассчитывать на 1,18 базовой ставки. На 0,34 меньше, чем при понижающем коэффициенте, но не надо забывать, что при этом у него высвобождается один час работы, который можно использовать эффективно. Искать, например, дополнительные возможности заработка.
Как видим, математика — не высшая, но и не простая. Примут ли ее новгородские учителя — вопрос. Но согласитесь, стимулы нужно искать и задействовать. Каждый учитель должен получать достойную зарплату, но одинаково платить тем, кто работает в классах с 25 учениками и с восемью, тоже несправедливо. Ведь, кроме материального аспекта, есть еще и чисто педагогический. А именно: уровень подготовки 25 учеников, находящихся на попечении одного учителя, должен быть таким же, как и у восьмерых. И ведь понятно, что в первом варианте этого добиться сложнее, чем во втором.
 
Елена КУЗЬМИНА

РЕКЛАМА

Еще статьи

Выход из зимы. Демографической

Выход из зимы. Демографической

В Новгородской области впервые за 10 лет перестала снижаться рождаемость

03.12.2025 | Общество

Фольклор и ивент

Фольклор и ивент

В своей работе самозанятая новгородка сочетает традиции и современность

03.12.2025 | Общество

«Память нашего поколения»

«Память нашего поколения»

Более тысячи школьников из Великого Новгорода стали участниками исторического квиза, посвящённого 80-летию Победы

03.12.2025 | Общество

Последняя книга

Последняя книга

Издан сборник стихотворений и воспоминаний о военном детстве новгородки Аллы Веселитской

03.12.2025 | Общество

Как узнать свой ВИЧ-статус?

Как узнать свой ВИЧ-статус?

В рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом, который отмечается 1 декабря, специалисты призывают жителей региона пройти тестирование, чтобы обезопасить себя и своих близких

03.12.2025 | Общество

Хит для охотника и поисковика

Хит для охотника и поисковика

На новгородской швейной фабрике разрабатывают куртку, которая будет согревать с помощью пауэрбанка

26.11.2025 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 03.12.2025 года

РЕКЛАМА