Загадочную конструкцию в новгородском Кремлёвском парке, которую в народе прозвали «трусами», скоро снесут
Лично я верю в то, что достопримечательности бывают официальными и неофициальными. Официальные — это те, которые внесены в списки всемирного наследия ЮНЕСКО, в перечни памятников истории и архитектуры федерального, регионального значения… А есть такие, которые не внесены ни в какие официальные перечни, охраной которых никто не занимается, но они являются символом своего времени и смогли стать неотъемлемой частью сегодняшнего дня. Они являются народными достопримечательностями. И нам нужно знать их историю.
Чудо архитектуры
Одной из таких достопримечательностей стоит считать белёное бетонное сооружение в Кремлёвском парке Великого Новгорода, о назначении которого можно только догадываться. Округлое и выгнутое оно напоминает шатёр. Стоит на трёх опорах на круглом асфальтированном подиуме.
Если попытаться абстрагироваться от привычной будничной реальности и свежим глазом глянуть на эту загадочную конструкцию, дух захватывает от абсурдности постройки. Возникает ощущение, которое принято называть: «Удивительное — рядом». И не такое уж плохое это чувство. Даже интересное! Вокруг течёт своим чередом городская жизнь, все куда-то несутся, недалеко улица, поток машин, офисы, магазины, кафе, а тут стоит такая вот загадка архитектуры и ничем не выдаёт своей тайны. Этакий островок, где пространство обретает новый вкус, позволяет притормозить бег времени и почувствовать на несколько секунд, насколько рутинна и суетлива жизнь за границами этого круга.
Однако вернусь к реальности, собственно сооружению. Хочу сказать, что ещё большую неясность в размышления о причинах появления такого чуда в парке добавляет название, которое оно получило в народе. Его, пардон, называют «трусами». И в общем, если следовать за парадоксальной логикой авторов такого определения, приходится согласиться с тем, что конструкция действительно чем-то напоминает эту деталь нижнего женского белья. «Но ведь не памятник же это трусам?!» — окончательно схожу с ума я.
Похождения аферистки
В поисках ответов на вопрос о происхождении загадочного сооружения в Кремлёвском парке мы обратились к новгородскому искусствоведу Сергею Пухачёву. Тот предположил, что мы столкнулись с одним из произведений малых архитектурных форм в духе геометрической абстракции, очень модной в шестидесятые годы.
— Насколько я знаю, именно тогда эта конструкция и появилась в парке, — рассказывает Пухачёв. — В то время появлялись кафе под названием «Электрон», «Молекула» или ещё что-нибудь в этом духе. Предполагаю, что и конструкция в парке является данью своей эпохе.
Надежда почерпнуть ценную информацию в комитете по архитектуре и градостроительству администрации Великого Новгорода умерла очень быстро. Заместитель председателя комитета Вячеслав Литвиненко был хотя и эмоционален, но лаконичен в своём ответе на вопрос по поводу происхождения и дальнейшей судьбы строения.
— Не смейте меня втягивать в ваши аферы! Мне некогда заниматься такой ерундой, работать надо!
Рискну предположить, что Вячеславу Николаевичу не понравилось народное название конструкции. Но странно слышать из уст заместителя председателя комитета по архитектуре и градостроительству, что интерес к сооружению, можно сказать, в сердце Великого Новгорода — ерунда.
50-летию Октября посвящается...
Более разговорчивым оказался Евгений Андреев, бывший председатель Новгородского горисполкома, руководивший областным центром как раз в шестидесятые. Именно в бытность его на этом посту была установлена пресловутая конструкция. Но тогда она странной не казалась.
— В 1967 году мы праздновали 50-летие Октябрьской революции, а в 1972-м — полвека установления Советской власти в Российской Федерации, — вспоминает бывший глава Великого Новгорода. — Знаменательные были даты. И поэтому в 1966 году городской исполком принял решение о подготовке к празднованию. В связи с этим участки Кремлёвского парка были закреплены за крупными промышленными предприятиями Новгорода, и каждое занималось благоустройством своей части. Из всего этого благоустройства на сегодня остался фактически только шатёр — та самая загадочная конструкция. Он был построен по типовым проектам малых архитектурных форм, разработанных Госстроем. Изготовило его городское ремонтно-строительное управление, начальником которого тогда был Иван Семёнович Петров.
По словам Евгения Андреева, в те годы стало очень модным оживление городского ландшафта малыми архитектурными формами. В ландшафтном дизайне так принято называть небольшие сооружения, устанавливаемые в садах и парках в функциональных и эстетических целях. По рекомендации Госстроя, конструкция имела вид именно закруглённой формы.
— Потому что круглая форма есть и в жизни, и в природе, — говорит Евгений Андреев. — Она более эстетичная и приятнее глазу, чем, например, кубические постройки. И, кроме того, круглая конструкция более крепкая. Кремлёвскому шатру в прошлом году исполнилось 40 лет, и он смог выдержать все передряги: и политические, и атмосферные, и административные. Это, правда, ещё связано с тем, что сооружение было сделано в утолщённом варианте.
Действительно, не все рекомендации Госстроя новгородцам тогда удалось выполнить. Согласно проекту, толщина не должна была превышать 6 сантиметров, дабы оптически конструкция воспринималась легко. Но добиться этого не смогли: сейчас её толщина составляет около 20 сантиметров, что, конечно, добавляет тяжеловесности. Высота, к слову, — 2,8 метра.
Как вспоминает Андреев, шатёр пользовался большой популярностью среди новгородской молодёжи. Под ним стояли скамейки, где постоянно кто-нибудь отдыхал. Кроме того, бетонное сооружение было раскрашено практически во все цвета радуги. Насколько эстетично это выглядело, сегодня остаётся только догадываться.
— В общем, я был доволен тем, что получилось, — рассказывает Андреев. — В городе малых архитектурных форм было полным-полно. Можно было посидеть на скамейках разных типов и фасонов, сфотографироваться у скульптуры, от дождя спрятаться под навесом. Парк не смотрелся таким голым, каким он выглядит сегодня.
Добавлю, что тогда же в рамках подготовки к 50-летию Октябрьской революции помимо шатра в Кремлёвском парке появилось немало других сооружений: несколько клумб, скамейки, деревянные скульптуры, изображавшие сказочных персонажей, детская площадка, которая сохранилась и по сей день... Кстати, мало кто, наверное, знает, на последней в память о фильме «Три тополя на Плющихе» были посажены три тополя, от которых сегодня, по словам Андреева, остались только три пенька. Сохранился и шахматный павильон рядом с фонтаном «Садко и Волхова».
— Сейчас в нём какой-то шалман, — с обидой восклицает Евгений Андреев. — Власть в городе менялась, отношение к парку было наплевательским, и мы получили то, что получили.
Подлежит сносу
Сейчас кремлёвские «трусы» по-прежнему являются очень популярным местом среди молодёжи. Скамеек там, правда, уже нет, но конструкцию активно используют новгородские поклонники паркура — спортивной дисциплины, заключающейся в быстром преодолении препятствий с прыжками и различными акробатическими элементами. По словам генерального директора ОАО «Кремлёвский парк» Александра Чайникова, к счастью, никто из любителей экстрима, прыгая с вершины шатра, пока шею не сломал.
— Этот объект не числится на балансе ни одной новгородской организации, — рассказывает предприниматель. — А если ничьё, значит, муниципальное. Но поскольку он находится на территории парка, мы его постоянно чистим и ремонтируем. Он находится в таком состоянии, что ещё лет сто простоит. Там же внутри арматура, а снаружи бетон... Может быть, у меня извращённый эстетический вкус, но, по-моему, ничего ценного он не представляет.
Сейчас появились слухи о сносе «трусов». О том, что конструкцию собираются ликвидировать, корреспонденту «НВ» сказали и Александр Чайников, и начальник управления капитального строительства Грант Григорьян. И даже конкретизировал: «Это нужно сделать в текущем году». Но как выяснилось уже во время подготовки номера в печать, окончательного решения о сносе в городской администрации ещё не принято.
* * *
Может быть, действительно большой эстетической ценности кремлёвский шатёр в сегодняшнем виде не имеет и снести его удобнее, чем, например, модернизировать, оттолкнувшись от его советского происхождения, сделав «фишкой» Кремлёвского парка. Ломать, как известно, проще, чем строить.
Елена КУЗЬМИНА
Андрей КОТКИН,
Владимир МАЛЫГИН (фото)