Пятница, 19 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Белорусские идут

{mosimage}Я не знаю, как относиться к государству Белоруссия. Я даже не уверена, как правильно следует писать название страны:  Белоруссия  или Беларусь.  А всего-то — шесть дней, проведённых в Минске и окрестностях.

Здание Национальной библиотеки — огромный стеклянный многогранник, недавно построенный на окраине Минска, — возвышается над пустырем. Именно здесь было решено провести встречу журналистов с главой республики. Кстати, это уже традиция — ставить точку в недельном путешествии по стране интервью с главой государства.

Нынешний тур, организованный Правительством Республики Беларусь для журналистов из регионов России, — уже шестой.
Александр Лукашенко, Президент республики, отвечал на вопросы сдержанно и подробно. Белорусский акцент в его речи слышался уже не так сильно, как несколько лет назад, когда по российскому ТВ его показывали почти каждый день, да и в прессе упоминали гораздо чаще. О предвзятом отношении нашей прессы президент Лукашенко говорил почти мягко:
— …Сейчас я более спокойно к этому отношусь, хотя очень хорошо знаю, что там пишут и о Беларуси, и обо мне. …Ведь наверняка этот человек (журналист. — Ю.Г.) правильно оценивает то, что видит. Но позволят ли ему так написать или нет? Я же понимаю, что это все не от него зависит. Но ведь они же — люди, понимают, что на самом деле происходит. Напишут одно, а своим друзьям, родственникам совершенно искренне расскажут о том, что видели. 
Пожалуй, это можно использовать как руководство к действию. Собственно, за тем меня и послали в командировку. А поскольку я почти одинаково искренна и с родными, и с читателями… Отвлечься на размышления было можно, поскольку расшифровку стенограммы нам обещали предоставить спустя несколько часов, а записывать на диктофон не было никакой возможности — технические особенности зала этому не способствовали. Странно, что для пресс-конференции выбрали именно такое помещение, но позже это вполне объяснилось.
В разговорах с коллегами выяснилось, что интерес у нас обоюдный. Объективная информация о соседней стране сегодня востребована. Белорусские диаспоры в России пристально следят за происходящим на малой родине, да и простым россиянам любопытно об этом знать. По сути модель сегодняшнего Белорусского государства — одна из возможных реальностей для России, не так ли?
— В этом году взаимный белорусско-российский товарооборот перешагнет 30 миллиардов долларов. И прежде всего это показатель наращивания физических объемов торгово-экономического сотрудничества. В первую очередь — результат развития прямых связей между субъектами хозяйствования наших государств.
Здесь бы хотелось взять паузу. Из дальнейших слов Александра Лукашенко становилось понятно, что работать напрямую с российскими регионами пока сложно, но кто в этом виноват — непонятно. Хотя потребность в сотрудничестве и у той, и у другой сторон велика.
— Мы многое бы могли решить, наверное, в два раза был бы и товарооборот больше, и интенсивнее сотрудничество было бы, если бы нам разрешили напрямую сотрудничать с российскими регионами именно так, как мы договоримся. Газ, нефть, металлургия и так далее. Думаю, что скоро мы снимем существующие препоны.
Если речь все же шла о торговом обмене, то он существует на достаточно высоком уровне, см. цифру оборота. Но, похоже, в виду имелись принципиальные разногласия о подходах к экономике.
— Меня, кстати, в российских СМИ критикуют: мол, Президент Беларуси неуступчив и не хочет продавать белорусскую собственность российским компаниям. Тут я готов возразить. Если государственное предприятие, созданное усилиями всего народа, прекрасно работает, приносит хорошую прибыль, зачем его продавать? У нас частный бизнес приветствуется. Но приватизировать, продать за бесценок высокорентабельный завод — для нас это пока невыгодно, потому что никакой пользы от этого народ и государство не получат.
Примерно из этих слов состоят предвыборные речи российских коммунистов. Но в Белоруссии эти речи не расходятся с делом. В следующих номерах нашей газеты я вернусь к особенностям экономики республики на примере конкретных предприятий, где нам предложили побывать.   


От Минска до самых до окраин
Разговор с президентом Лукашенко длился два с половиной часа. Не ручаюсь за доскональный подсчет, но было ощущение, что половину своей речи глава Беларуси посвятил оценке действий российского правительства в самых разных сферах.
— Говорят, что вы в связи с ипотечным кризисом в США (а деньги же ваши там были размещены) потеряли около 100 млрд. долларов. 100 миллиардов! Если бы нам дали такие деньги, вы бы Беларусь вообще не узнали. То есть и деньги у вас вроде есть, и желание, кажется, есть, а блеска сегодня нет. Как в других государствах, которые, как и Россия, «захлебываются» от нефтедолларов, от продажи сырьевых ресурсов.
Высказывания были нелицеприятны, порой в них звучала неприкрытая обида. Например, за цены на энергоносители:
— Как вы заметили, мы не рухнули, мы спокойно развивались и даже после того, как полтора года назад Россия в 2,5 раза повысила нам одномоментно цены на газ и на нефть и ввела пошлину, что, кстати, ну никак не вяжется с нашими союзническими отношениями… Но самое страшное — не сам рост цен, а то, что таким образом мы можем быть вытолкнуты с торгово-экономического поля России.
И даже в утилитарном плане: мы сумели навести чистоту и порядок, а Москва (в буквальном смысле) — нет.
—…Проезжая возле Москвы, мне как-то даже обидно бывает. Хотя много вроде строится там, но, на мой взгляд, хаотично. Но вот по дороге едешь, а она какая-то уже старая, неубранная, неухоженная. Вот такое впечатление. И я редко сдерживаюсь. Даже обсуждая эти вопросы с россиянами, говорю: «Ведь у вас столько денег! А где же порядок?».
Общаясь с друзьями уже здесь, в Новгороде, и перечитывая ответы Президента республики, я поймала себя на мысли, что впервые за долгое время мы заговорили о Белоруссии в связи с событиями в Южной Осетии. Вдруг оглянулись и спросили самих себя: а где же реакция Лукашенко? Оказалось, что мы, россияне,  нуждаемся в ней. Но на то он и политик, чтобы расставлять акценты. В комментариях своей позиции в международных отношениях Александр Григорьевич был, скажем, не высоко дипломатичным, зато искренним:
— Ваш вопрос по поводу расширения НАТО и размещения ПРО у границ Беларуси. Спасибо, что вы так ставите вопрос, потому что в России не привыкли так выражаться. Говорят, что оружие, мол, размещается у границ России. У границ Беларуси оно размещается! И хорошо, наверное, что его сейчас разместили. Вы, россияне, должны знать, что у наших границ натовское оружие размещено уже два-три года тому назад.
Признать или не признать Абхазию — для нас это не значит только поддержка позиции России. Хотя в таком контексте ставится этот вопрос: не признали — значит, не поддержали Россию. Не это главное…  Но бежать, и толпой: вот Россия признала, давайте срочно признавать! Очень разумно сказал Президент России, что потом скажут: «Вы знаете, вот Россия надавила — и все за ней побежали». А если бы не надавила, то мы бы не признавали. Могут и так сказать. Поэтому надо осознанно, спокойно это делать… Придет время, и мы рассмотрим этот вопрос в Беларуси. Рассмотрим, наверное, так же, как рассмотрела Российская Федерация, — в парламенте.
Выборы в одну из палат парламента действительно назначены на 28 сентября, об этом говорят редкие плакаты на улицах республиканской столицы. Но! Ни одного агитационного листка, ни одного ролика на ТВ. До выборов оставалось 20 дней. Местные жители говорили, что вся оппозиция «добровольно» сняла свои кандидатуры. Политическая несвобода в первую очередь ставится в вину режиму Лукашенко европейскими наблюдателями. Государственная сторона парирует: зато у нас порядок и шоу в парламенте мы не устраиваем.
Не удержусь от личных впечатлений: на празднике белорусской письменности в колонну российской прессы пристроились несколько журналистов из оппозиционных белорусских СМИ. Их пребывание там длилось несколько минут: наши сопровождающие  настойчиво попросили их удалиться.


То, что вы хотели знать о Белоруссии
В конце концов, что для народа предпочтительнее — быть сытым и жить стабильно или голодным, но бурной политической жизнью? Ответ на этот вопрос у каждого свой. По крайней мере, в обеспеченности среднестатистическому белорусу не откажешь. По их, белорусской, статистике. Например, в Беларуси около 95% процентов продуктов — местного производства, но очень дороги импортные, то же и с одеждой. Цены на очень качественные молочные продукты — в полтора раза ниже, чем в Новгороде. Старых советских автомобилей на улицах Минска просто нет. Однокомнатная квартира в столице — около 1 млн. российских рублей. Чистота просто стерильная, преступность стремится к нулю. Александр Лукашенко по этому поводу высказался так:
— Здесь с ними церемониться никто не будет… Одно время мне все чаще стали докладывать о том, что, как и в России, на дороге Брест — Москва, так и у нас, выкидывают людей, машины отбирают, товар и так далее. И мы как ни наводили порядок на трассе, ничего не получалось. Тогда я пригласил генералов из силовых структур… В течение года мы проблему решили. И вы не думайте, что мы стрельбу открыли и перестреляли всех. Как только они поняли, что с ними церемониться никто не будет — все, полная тишина. А как с ними поступать иначе?
Тут стенограмма как-то выглядит неполной. Президент подробно описал методы борьбы: сидели в засадах, подставы милицейские делали. Когда бандиты «ловились», им предлагали либо сдаться, либо…
Младенческая смертность в республике — одна из самых низких в мире, материнская — самая низкая. За три года продолжительность жизни белорусов увеличилась на полтора года,  стала 76,2 для женщин и 64,5 для мужчин. При рождении первого ребенка дают 530 долларов, второго и последующих детей 745. Ежемесячное пособие на ребенка составляет на сегодняшний день приблизительно 85 долларов. Многодетным семьям государство предоставляет льготные жилищные кредиты. При рождении третьего ребенка они пропорционально гасятся. А в течение пяти ближайших лет Лукашенко пообещал закрыть все детские дома и деток переселить в опекунские семьи, которым дадут жилье. Здесь отбирают детей у нерадивых родителей и заставляют их платить государству  за содержание ребенка.
А напоследок для журналистов было забавное замечание. Раньше Александр Лукашенко любил приезжать к своим гражданам внезапно, чтобы застать врасплох.
— Раньше это было нормой, сейчас — исключение. Надо еще заслужить, чтобы Президент приехал. Многие были бы этому рады.
О чём я хотела сказать Лукашенко
— Вы знаете, — сказала бы я главе Белоруссии, —  за порядок, за ровные дороги, за  спокойные лица людей на улицах Минска я бы Вас поблагодарила. Сказала бы спасибо за то, что на 207 тысячах квадратных километров не найдешь ни одной бумажки или пластиковой бутылки. За то, что вместо кричащей рекламы на фонарях вдоль дорог висят щиты с предупреждением быть внимательными. Совершенно искренне выразила бы признательность, что нам, россиянам, это показали. Потому что, судя по нашим городам, а это было общее мнение коллег, навести чистоту даже в отдельно взятом городе невозможно. По крайней мере, так нас уверяют муниципалитеты.
Я рассказала бы о том, что новгородский губернатор Сергей Митин, недавно приезжавший в Белоруссию, был настолько поражен сельскохозяйственным рынком в Минске, что у нас в регионе уже несколько месяцев вынашивают и кое-где реализуют аналогичные проекты.
О том, что моя мама, живущая под Новгородом, передавала «батьке Лукашенко» горячий привет, потому что именно в Белоруссии, согласно легенде местных жителей, строят  государство для народа.
Что ж, у меня есть возможность изложить все письменно. И я уверена, что там, к западу от Новгорода, это обязательно прочитают. Потому что их волнует, что о них думают в маленьких городах России.
Я знаю, как относиться теперь к Белоруссии, и неважно, какова транскрипция названия.

Юлия ГЕНЕРОЗОВА
Фото БЕЛТА и автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

В Год семьи у супругов Ирины и Антона Казаковых из Валдая родился пятый ребёнок. У старших Глеба, Григория, Егора и Вари появилась младшая сестрёнка Василиса.

Всё в комплексе

В национальный проект «Семья» войдут пять федеральных проектов

17.07.2024 | Общество

Средства, взятые по семейной ипотеке, можно направить на строительство собственного дома.

Где мы – там и дом

Новгородская область вошла в число регионов с расширенными возможностями семейной ипотеки.

17.07.2024 | Общество

Нелли Комальдинова не только заведует консультацией, но и сама проводит приём, имея большой опыт работы в акушерском отделении (в том числе и операционный). Недавно врач удостоена престижной награды «Человек года».

Право на жизнь

С октября минувшего года в Новгородской области реализуется проект «Здравствуй, мама!», направленный на мотивацию рождаемости

17.07.2024 | Общество

Самое главное — не оставлять маленьких детей без присмотра.

Опасная высота

Следователи объяснили родителям, как не допустить падения ребёнка из окна

17.07.2024 | Общество

Соблюдайте базовые правила кибербезопасности: надёжное хранение паролей, защиту данных, защиту от вредоносного ПО, резервное копирование и другие

Двойник от нейросети

Как защититься от дипфейка в Интернете?

17.07.2024 | Общество

Изображение от freepik

Как распознать деменцию и предотвратить развитие этого неизлечимого заболевания?

Деменция способна полностью разрушить личность человека. И, к сожалению, нет такого лекарства, которое бы её вылечило. Н...

17.07.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА