Пятница, 09 августа 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

О времена, о нравы

{mosimage}

Готова ли пресса встать на стражу общественной морали?

Без Троице-Сергиевой лавры близ стольного града Москвы русское православие не было бы таким, каким мы его знаем в наши дни. А без православия русская культура и наше общество не имели бы тех черт, что сплачивают народ воедино. Поэтому закономерно, что состоявшийся несколько дней назад конгресс «Пресса за нравственное общество», организованный «Национальным клубом прессы» и Фондом Александра Невского, прошел в монастыре: традиционные ценности, несмотря на их солидную историю, остаются актуальными.

Монах-труженик

Цитадель религиозной жизни страны встречает туристов и паломников брусчаткой огромной площади у входа в лавру и монументальным изображением святого преподобного Сергия Радонежского — первого игумена и основателя монастыря.

Памятников и исторических мест здесь вообще достаточно много. Причем связаны они не только с церковной историей: здесь находится усыпальница боярского рода Годуновых, ставшего одним из главных действующих лиц Смутного времени, а сами стены монастыря овеяны воинской славой победы иноков и ополченцев над польскими интервентами в XVII веке.

Но главные достопримечательности этих мест — люди: насельники монастыря, учащиеся Московской духовной академии и, конечно же, паломники. Последние приезжают сюда к великим святыням лавры, самой известной из которых являются мощи Сергия Радонежского. Образ преподобного запоминается приезжающим сюда не только в виде памятника, но и благодаря прекрасным фрескам на стенах у главного входа в обитель. Житийные и знакомые каждому русскому православному картины: вот Сергий Радонежский кормит хлебом прирученного медведя, вот он трудится в трапезной, носит воду, пилит доски. Монах и труженик — так можно охарактеризовать преподобного в двух словах.

Атмосфера благодати

К мощам преподобного здесь почти всегда тянется огромная очередь в несколько сот человек, хвост которой достигает порой едва ли не трапезной у самых монастырских ворот. Чтобы поклониться великому человеку и получить по вере чудесную помощь, чтобы подойти к раке с мощами святого, надо терпеть и ждать, не обращая внимания на искушение отойти.

Вот и в день проведения Глинских чтений, частью которых был конгресс «Пресса за нравственное общество», куда и приехал корреспондент «НВ», стояла жара. Люди в огромной толпе, наполнявшей собой монастырский двор, были рады спасительному, во всех смыслах, соседству с источником святой воды, появившемуся чудесным образом в 1644 году во время ремонта паперти близлежащего Успенского собора. Пить святую воду просто лишь ради утоления жажды — конечно, в определенной степени кощунство, но утоляла она эту жажду, судя по радостным лицам людей, толпившихся вокруг креста, из перекладин которого били в стороны струи живительной влаги, прекрасно.

Интересная деталь, которая прояснила для автора давно интересовавший его вопрос: почему повсеместно принято бросать монетки в фонтаны? Здесь, в лавре, все бравшие в источнике целебную воду тут же вносили в чашу под крестом свое пусть копеечное, но искреннее пожертвование за дар, который обещает исцеление от недугов и приобретение сил.

Стоит сказать, что хотя паломники и совершают богоугодное дело, посещая святыни, поведение их порой заставляет стороннего наблюдателя отвлечься от благодушного настроя. За недолгое время пребывания на территории лавры корреспонденту «НВ» пришлось стать свидетелем различных «неканоничных» сценок, так как люди всегда остаются сами собой, даже в святом месте. Вот группка пожилых женщин, видно, что издалека, сидит на оградке газона, бросая мусор не в урну, а куда попало; продавец в буфете духовной академии со слезами на глазах тщетно призывает убирать за собой со столиков грязную посуду, оставленную участниками чтений; девушка в немыслимом наряде — прозрачная цветастая юбка, надетая поверх джинсов, и большущий платок, что больше подобает участнице восточного танцевального коллектива, нежели скромной паломнице. Впрочем, не будем судить других и выискивать плевелы среди зерен.

Сюда действительно стоит ехать, чтобы почувствовать особую духовную атмосферу, которую называют старым и емким словом «благодать». Тишина монастыря размывает внутренний мысленный диалог, которому мы подвержены в обычной жизни. Все кажется необычайно значительным и неслучайным в этом святом месте, все наполнено каким-то особым смыслом: и огромные кусты роз у дорожек, вымощенных плитами, по которым идет величавый архиерей с посохом и в клобуке, о чем-то вполголоса значительно беседуя с гостьей лавры, и седобородый священнослужитель, стоящий у окна академического храма и читающий молитвослов, и монахи в черных облачениях, спешащие по своим делам, и храмы, уносящие в голубое небо роскошные золотые и бирюзовые шапки куполов, и тончайшая, поистине боговдохновенная живопись на массивных белых крепостных стенах.

В здоровой прессе — здоровый дух

Конгресс «Пресса за нравственное общество» прошел в Царских Чертогах. Именно так, без кавычек и с большой буквы называется одно из зданий Московской духовной академии. Построено оно было еще в конце XVII века и является настоящим шедевром архитектуры. На третьем этаже Чертогов находится храм Покрова Божией Матери, пройдя мимо притвора которого посетитель академии попадает в залы Центрального Археологического Кабинета. В одном из них, с шикарной лепниной на потолке и картинами из коллекции православного вуза, и собрались участники конгресса.

Сами организаторы встречи заявили следующее: долг и обязанность отечественных СМИ — не допустить ущерба общественной нравственности, поставить заслон распространению информации и материалов, пропагандирующих разврат, насилие и жестокость.

Верные слова. Жаль лишь, что на конгрессе не было заметно представителей центральных телеканалов, массовых газет с многомиллионными тиражами. В зале собрались журналисты из тех средств массовой информации, которых уговаривать быть нравственными не надо было: журналы «Пастырь» и «Русский инок», «Народное радио», газета «Мы вместе» и многие другие СМИ, сделавшие тему духовной и нравственной жизни содержанием своей работы. Несколько десятков человек из Москвы и сопредельных регионов представляли в основном издания, ориентированные на интеллигентного, образованного и обеспокоенного проблемами современного общества читателя, слушателя. Наша газета также всегда дистанцируется от бульварщины. Но хотелось, честно говоря, видеть реакцию представителей и тех СМИ, где за читателя и телезрителя уже заранее решили, что дешевая жвачка для мозгов ему нужнее, чем объективная информация.

Как бы то ни было, послушать коллег и специалистов оказалось полезным. Особенно запомнилось выступление Елены Прониной — доктора филологических наук, профессора факультета журналистики МГУ, кандидата психологических наук, профессора кафедры практической психологии Московского института открытого образования.

— Сегодня происходит подмена понятий. Здоровое общество и свобода прессы — это не одно и то же, — заявила Елена Пронина, обращаясь к собравшимся. — Часто СМИ игнорируют духовные потребности общества, и все бы ничего, но речь идет и об игнорировании интересов не просто людей, а, говоря циничным экономическим языком, налогоплательщиков. Вызывает недоумение: почему центральные телеканалы, во многом принадлежащие государству, за деньги граждан показывают то, что объективно разрушает традиционные духовные ценности.

Причем выбора у телезрителей нет: прайм-тайм на всех телеканалах постоянно занимают фильмы и передачи, пропагандирующие культ жестокости и моральной вседозволенности. Логика «не хочешь — не смотри» здесь не проходит, так речь идет не только о деньгах налогоплательщиков, но и об элементарном праве людей на информацию.

Ученая привела данные, свидетельствующие о взаимосвязи наполнения телевизионного эфира и распространенности психических заболеваний. В МГУ даже решили  развивать новое для отечественной журналистики направление — медиаэкспертизу. Думается, что эти специалисты не останутся без работы. Содержание программ электронных СМИ — предмет для серьезного внимания со стороны государства.

В завершение встречи участники конгресса приняли совместное заявление. В нем говорится, что жители нашей страны уже сегодня нуждаются в конкретной помощи, оказывать которую на социальном уровне могло бы Общество защиты прав потребителей информации. И если мы живем в пресловутом «обществе потребления» и от этого никуда не деться, то его нужно хотя бы сделать цивилизованным, и не только лишь в материальной сфере.

Томас ТОММИНГАС
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Бог управил!

Как живёт лучшая сельская семья России

07.08.2024 | Общество

На территории нового сценического комплекса прошло открытие Межрегионального творческого фестиваля «Муза» имени Елены Михеевой.

В родном городе — комфортно

Боровичи становятся всё более привлекательным местом для молодых семей, подрастающего поколения и качественной жизни пенсионеров.

07.08.2024 | Общество

Людмила Фёдоровна с дочерью Эвелиной. Старорусский район, июнь 2024 г.

Письмо в 1943-й…

Дорогому дедушке Петру Сергеевичу от благодарных потомков

07.08.2024 | Общество

На что влияет ключевая ставка Банка России и что делать населению, если она высока

Решение о том, какой будет ключевая ставка, принимается советом директоров Банка России. Он устанавливает её с учетом эк...

07.08.2024 | Общество

Повышенное артериальное давление - один из факторов риска развития болезней сердца

Можно ли предотвратить риск развития сердечно-сосудистых заболеваний

В 80% случаев можно предотвратить преждевременную смерть от инфарктов и инсультов. Для этого нужно вести здоровый образ ...

07.08.2024 | Общество

Побывал Андрей Никитин и в Мошенском доме-интернате, где встретился с пожилыми гражданами. Сейчас здесь 115 проживающих, среди которых и те, кого перевели при расселении из новгородского Дома ветеранов, а это 24 человека. По словам губернатора, они уже в октябре смогут вернуться в новый дом-интернат

В рамках нацпроекта

Больница в Мошенском будет отремонтирована в 2026 году

31.07.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 07.08.2024 года

РЕКЛАМА