Воскресенье, 14 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Накинулись сети

За коробком спичек или пакетом молока удобнее сбегать в небольшой магазинчик на углу. На цене, возможно, и не сэкономишь, но на времени — точно. Однако пока магазины шаговой доступности проигрывают конкуренцию сетевикам. Они пришли! Чуть больше полугода назад в Великом Новгороде появился

Накинулись сети

За коробком спичек или пакетом молока удобнее сбегать в небольшой магазинчик на углу. На цене, возможно, и не сэкономишь, но на времени — точно. Однако пока магазины шаговой доступности проигрывают конкуренцию сетевикам.

Они пришли!

Чуть больше полугода назад в Великом Новгороде появился первый гипермаркет — «Лента». За ним потянулись и другие сетевые розничные операторы. Как федеральные, так и региональные. На сегодня их уже более двадцати. Это «Пятёрочка», «Дикси», «Магнит», «Адидас».

Мы их ждали с надеждой на то, что наша жизнь превратится в сплошной праздник. И вот они здесь: обязательное самообслуживание, регулярные промоакции (одна из наиболее распространённых — скидки на определённые группы товаров в определенный период времени), дисконтные карты, подчёркнутое внимание к потребителю и многое другое.

Казалось бы, вслед за сетевыми продавцами местные торговые секции, отделы, павильоны, малоформатные магазины площадью 100—300 квадратных метров, вынужденные вступить в конкуренцию, должны начать менять свои подходы к покупателю. Ан нет. Мы продолжаем видеть на закрытых дверях павильонов объявления типа «Ушла на пять минут», а в магазинах рваные, покрытые масляными пятнами картонки с надписью «Идёт ревизия», кассиры в приказном тоне просят поискать мелочь в кошельке, поскольку сдачу дать нечем. Перечислять все потребительские обиды можно до бесконечности, но всё-таки когда-нибудь им настанет конец?

Всё по-старому

По мнению специалистов, новгородская мелкорозничная торговля хотя и начала меняться к лучшему, но с приходом крупных операторов высокоцивилизованной всё ещё не стала. Главным недостатком магазинов малого формата остаётся низкое качество менеджмента и сервиса.

К примеру, в областном центре около 2 тыс. торговых точек, из которых почти десятую часть составляют небольшие торговые павильоны и ларьки. Из них, в свою очередь, по словам Валентины МАСЛОВОЙ, председателя комитета по торговле, бытовому обслуживанию и лицензированию администрации Великого Новгорода, около полусотни уже давно потеряли «человеческий» облик, морально устарели, не соответствуют архитектурным нормам и правилам. Иски на их снос мэрия уже направила в суд.

Как сказала Валентина Маслова, в торговле в настоящее время занято около 15 тысяч новгородцев, и мало кто из них имеет профессиональное образование. За прилавок идут все кому не лень. При этом особого рвения к повышению профессионализма и приобретению новых полезных навыков у новгородских продавцов нет. Ежегодно новгородская мэрия организует до пяти-шести профессиональных конкурсов, а участвует в них обычно мизерное количество организаций — порядка 20.

Владельцы торговых точек тоже не отличаются современным подходом к работе. По словам Евгения ИВАНОВА, руководителя Государственной инспекции труда в Новгородской области, одним из типичных явлений в системе небольших магазинов является приём на работу сотрудников без оформления трудовой книжки, а отсюда и «серые» зарплаты, с которых не отчисляются налоги в государственную казну. «Предприниматели на всё идут ради повышения прибыли», — считает Евгений Иванов.

Бизнес есть бизнес

С ним спорит Юлия РОТАНОВА, в собственности которой — сеть малоформатных магазинов бытовой химии, косметики и парфюмерии «Народный». «Поверьте мне, бизнесмен всегда лишнюю копейку будет вкладывать в развитие бизнеса: приобретение современного торгового оборудования, повышение квалификации подчинённых. Однако сейчас, после прихода сетевиков, это становится для многих невозможным, — говорит предпринимательница. — Одна из причин — серьёзное повышение арендной платы в связи с появлением крупных сетевых операторов. Последние, во-первых, выместили мелких торговцев с площадей, которые раньше те занимали, и, во-вторых, согласились на более высокую арендную плату. Владельцы торговых площадей сразу взвинтили цены». Мнение предпринимательницы подтвердил Евгений БОГДАНОВ, председатель Новгородского областного совета по развитию малого и среднего бизнеса при губернаторе области. Он указал, что за последние полгода арендная плата в Новгороде за один квадратный метр торговой площади с 500—600 рублей взлетела сразу до тысячи.

Всё это, конечно, очень неприятно, но бизнес — риск, и кому как не предпринимателю это знать. Не можешь удержаться на плаву в торговле — перепрофилируй бизнес на, допустим, сферу услуг. Практика показывает, что компании, желающие успешно конкурировать с федеральными и региональными сетевиками, борются за своё существование. Некоторые магазины ещё задолго до прихода иногородних сетевых операторов организовали свою систему обучения: «Эконом», «Три бочки», «Адепт» и другие. Так, по словам Татьяны ТИКУНОВОЙ, начальника отдела управления компании «Адепт», в их магазины на работу принимаются новгородцы с соответствующим профессиональным образованием, а для дополнительного обучения создан отдел службы управления и введена отдельная должность — менеджеры обучения. Они проводят для сотрудников различного уровня — от продавца до заведующего отделом — внутренние конкурсы профмастерства, подыскивают курсы повышения квалификации в столичных бизнес-центрах.

— Время не стоит на месте, и продавцу требуется знание не только закона о защите прав потребителей, правил выкладки товаров, информации о потребительских свойствах товара, — рассказывает Татьяна Тикунова, — но и, например, умение определить психологический тип покупателя. Теперь существуют даже различные методы стимулирования продавца.

Гиганты и карлики

Понятно, что предложить подходы в торговле, аналогичные принципам работы сетевиков, магазины малого формата по определению не смогут. Крупные игроки на этом рынке имеют возможность снижать цены за счёт высокой оборачиваемости большого количества товара и сетевого принципа работы. Кроме того, сети благодаря объёмам закупок добиваются от переработчиков и поставщиков высоких скидок и отсрочек платежей, а значит, могут снижать цены.

И, тем не менее, магазины шаговой доступности могут быть конкурентоспособными по отношению к крупным. Их главная изюминка в близости к покупателю: на первых этажах домов находятся магазины малого формата, а рядом с домом располагаются небольшие торговые павильоны.

Торговля товарами первой необходимости, которой придерживаются практически все магазины «у дома», с одной стороны — их достоинство: больше шансов делать высокую выручку при наличии разнообразия товаров, а с другой — западня, в которую загоняют себя маленькие магазины сами.

Поясню. К примеру, в таких крупных сетевых магазинах, как «Пятёрочка» и «Дикси», я не смогла найти ни свежей рыбы, ни мяса — только замороженные куриные тушки. Сетевики предлагают нам консервы и полуфабрикаты: пиццы, котлеты, бифштексы — это понятно. Крупным операторам такой товар удобнее покупать в больших объёмах, поскольку он нашпигован различными консервантами и поэтому может храниться на полках по нескольку месяцев. Поэтому магазины малого формата могли бы позиционировать себя как источники свежей продукции, где можно купить горячий хлеб и сегодняшнее молоко.

— Фактически сетевики торгуют фаст-фудом, — рассказывает Евгений Богданов. — При этом среди магазинов шаговой доступности явно не хватает специализированных. Допустим, можно открыть точку, где будет продаваться только хлеб, но сразу нескольких десятков сортов. По аналогии с этим можно открывать мясные, рыбные, чайные лавки. Однако небольшие магазины характеризуются сходством ассортимента, представленного в сетевых магазинах. Сегодня фактически везде торгуют одним и тем же. Кроме того, в некоторых спальных районах города явно не хватает магазинов шаговой доступности, в то время как в других их слишком много.

Есть над чем работать

Надо признать, и в сетевых магазинах не всегда удобно покупать. Так, например, в «Ленте» я на днях застала такую сцену: у ящика с алычой столпилась группа покупателей и все дружно руками накладывали в пакеты южный фрукт, поскольку в этом гипермаркете покупателям приходится либо самостоятельно фасовать фрукты и овощи, либо покупать уже расфасованные. Однако часто взвешенные сетки с фруктами получаются слишком объёмистыми.

Или ещё один случай. После долгих поисков отдела с тушёнкой в «Ленте» вместо ожидаемого разнообразия я обнаружила несколько десятков банок единственного и малоизвестного наименования.

А буквально вчера автор столкнулась в «Ленте» ещё с одним чудом. На прилавках на бирках с названием сразу нескольких видов пива были прикреплены миниатюрные карточки с текстом: «Извините, товар временно отсутствует». Такие же объявления обнаружились и на отдельных видах соусов, сгущённого молока, конфет. И на некоторых дата исчезновения из продажи была уже давней — 9 июля. В «Дикси» пришлось стать свидетелем того, как покупательнице преклонных лет с мешком картошки в руках продавец на кассе сказала: «Взвешивайте сами». И женщина с тяжким вздохом глянула на электронные весы.

Больше магазинов: хороших и разных

— Появление в городе гипермаркета — позитивный сдвиг для развития конкуренции в сфере торговли, но, надо признать, «Лента» не в полную силу использует свои возможности, — рассуждает Андрей МОИСЕЕВ,
предприниматель, депутат Новгородской городской думы. — Я имею в виду и порой пустые полки, и не всегда большой ассортимент по сравнению с петербургскими «Лентами», нередко перегруженные кассовые узлы. Стиль работы гипермаркета в Великом Новгороде я бы не назвал по-настоящему цивилизованной и современной формой торговли. Поэтому и не произошло заметных сдвигов в системе розничной торговли: конкурентная среда не предъявляет по-настоящему жёстких требований. Это произойдёт в том случае, если у единственного пока в городе гипермаркета появится равносильный, а может быть, и более мощный конкурент. И, возможно, не один. Всё-таки я не считаю «Пятёрочку», «Дикси» или «Магнит» серьёзными конкурентами для гипермаркета. Например, в Питере на 200—250 тысяч человек приходится по три-четыре супермаркета. И при этом сохраняются магазины шаговой доступности.

Примечательно, что норматив торговой площади в расчёте на одного жителя в столице области превышен в полтора раза, сообщила Валентина Маслова. Однако при внешней перенасыщенности торговыми точками нельзя утверждать, что местная торговля соответствует высоким современным стандартам. По мнению Андрея Моисеева, как супермаркетов, так и небольших магазинов шаговой доступности, должно быть ещё больше. Потребителю конкуренция двух торговых систем — сетевых операторов и магазинов малого формата — только на пользу. Тогда конкуренция усилится, слабые будут вытеснены с рынка, а сильные, готовые развивать свой бизнес, останутся.

Елена КУЗЬМИНА
Владимир МАЛЫГИН (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

«Мой окоп теперь здесь»

«Мой окоп теперь здесь»

Антон Сухиненко считает, что нам ещё предстоит выиграть сражение за умы

10.12.2025 | Общество

Ученье и развлеченье

Ученье и развлеченье

Чтобы удержать внимание ребёнка, экскурсовод должен сделать всё и ещё чуть-чуть

10.12.2025 | Общество

Искусство добра

Искусство добра

В День добровольца волонтёров региона отметили памятными знаками, благодарностями и грантовыми сертификатами

10.12.2025 | Общество

Когда картины как дети

Когда картины как дети

Художник Олег Филиппов подарит Музею-усадьбе Суворова в Кончанском свою работу, победившую во всероссийском конкурсе

10.12.2025 | Общество

Люди на болоте

Люди на болоте

Берестяная коллекция Новгородского музея-заповедника пополнилась книгой енисейских старообрядцев

10.12.2025 | Общество

Бонус с минусом

Бонус с минусом

Новая финансовая пирамида Lemon Mall прикрывается инвестициями в косметическую продукцию

10.12.2025 | Общество