Четверг, 18 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Дело о монастырских избах

Около тысячи владельцев земельных участков возьмут под охрану

Не волнуйтесь, под охрану — не то же самое, что под стражу. И вообще, не буквально, а фигурально, в качестве этакого приложения к культурному наследию. А что тут такого?

Иметь в собственности кусочек особо охраняемого природного ландшафта, наверное, почетно. Вот только люди, вкладывая деньги, приземлённо мечтали всего лишь о загородных домиках. А строительство, вполне вероятно, окажется под запретом.

Дежавю-2013
Ситуация почти один в один с той, о которой «НВ» уже рассказывали 19 июля на примере предполагаемого элитного поселка близ Юрьева («За Ушково да на солнышко!»). Но там речь шла о десятках, а не сотнях участков, угодивших в охранную зону славного монастыря. Причем задним числом: сначала районные власти нарезали наделы, земля стала объектом купли-продажи, а потом уж появился приказ министра культуры, утвердившего охранные рубежи.

К слову, приказ, подписанный Владимиром Мединским, до сих пор не зарегистрирован в Министерстве юстиции и не обрел законную силу. Однако этот документ хотя бы в открытом доступе, с ним можно ознакомиться на сайте Минкульта.

По Хутыни несколько иначе: проект охранных зон есть, но министерской визы на нем пока нет. А когда будет, документ рассмотрит правительство области. Дело в том, что Хутынский монастырь в отличие от Юрьевского не является объектом всемирного наследия, признанным ЮНЕСКО. Отсюда и право подписи на областном уровне. Меняет ли что-нибудь это процедурное отличие для хутынских застройщиков, пока нечего сказать. Но по факту, хотя юридически охранных зон еще нет, строиться не дозволяют уже сейчас.

«Я-то свою проблему решу...»
На днях в редакцию обратился новгородец Андрей Н., перед тем побывавший в нескольких чиновничьих кабинетах.

Проект охранных зон Хутынского монастыря был готов 1 сентября 2010 года. Как утверждают в департаменте культуры и туризма Новгородской области, соответствующая информация была доведена до администрации Новгородского района ещё на стадии чистого поля

 — В отделе архитектуры администрации Новгородского района мне отказали в выдаче разрешения на строительство, — рассказал он. — Сослались на письмо из областного департамента культуры и туризма. Пошел туда. Мне показали на мониторе компьютера фрагмент проекта охранных зон, подтвердив, что мой участок именно там. Предупредили, что если все же возведу дом, его никто не зарегистрирует, так как — незаконный объект. Проконсультировался с юристами — те заверили, что отказ неправомочен. У меня же по документам участок для индивидуального жилищного строительства. И потом, как можно запрещать строиться на основании еще нигде и никем не утвержденного проекта охранных зон?

По словам Андрея, он не собирается отступать:

— Пойду в суд, уверен, что выиграю. Этот путь уже пройден другими. Причем тоже из Хутыни. Так что дом я построю. А всевозможные ограничения для объектов, расположенных на территории охраняемого природного ландшафта: нельзя проводить капитальный ремонт, реконструкцию и т.д., — меня мало волнуют. На мой век дома хватит.

— Мне другое непонятно, — продолжал он. — Почему нас вынуждают нервничать, суетиться, судиться в конце концов? Почему держат в неведении? А если я не собирался бы строиться в ближайшие два-три года? К примеру, купил бы участок в кредит и сначала рассчитывался с банком. Получается, что это были бы выброшенные деньги. И только потому, что чиновники не хотят брать на себя ответственность за ситуацию, которую сами же и создали.

Знал бы прикуп...
Вообще-то таких ответственных и впрямь обыскаться. Есть объективная причина: на «земельных» должностях в администрации ныне другие люди, чем некогда. Скажем, замглавы района Олег ШАХОВ ни о какой застройке Юрьева и Хутыни не радел.

— Да, Хутынь стала проблемным местом, — признает он. — Действительно, культура не согласовывает нам выдачу разрешений на строительство и градостроительных планов, несмотря на то, что проекты охранных зон монастырей еще не имеют силы закона. При этом, когда владелец участка обратился в суд, предъявив иск районной администрации, из департамента культуры и туризма никто на процесс не пришел. Правда, пообещали, что в следующий раз обязательно примут участие в качестве третьей стороны.

Олег Игоревич не согласен с утверждением, что власть держит кого-то в неведении:

— При покупке участка несложно обратиться к нам, в администрацию. И навести справки, не возникнут ли впоследствии какие-либо затруднения. Надо же понимать, что не только Великий Новгород, но и Новгородский район имеет богатое культурное наследие: много памятников, исторических мест. Доведите до людей, что предварительные консультации на предмет обременений просто необходимы.

Будем считать, что довели. Но как быть тому, кто уже владеет участком «в нехорошем месте»? Продать его кому-нибудь другому, кто не слышал еще про хутынского кота в мешке? Некрасиво. Или, дождавшись полной ясности по запрету на строительство, вчинить иск райадминистрации по факту материального ущерба, причиненного непродуманным территориальным планированием? Тоже не факт, что выгорит. А может, мобилизовав весь свой ресурс, срочно строиться, как Андрей? Вот только на всякий случай стоило бы учесть, что электроэнергию и газ вряд ли потянут туда, куда не надо.

В администрации района советуют при покупке участка обратиться к ним. И навести справки, не возникнут ли впоследствии какие-либо затруднения

Граница на замке
— Если вы приобрели автомобиль, а он оказался краденым, кто будет виноват: полиция, которая у вас его изъяла? — спрашивает начальник отдела охраны объектов культурного наследия департамента культуры и туризма Алексей КУРОЧКИН. — Если кто-то купил участок в охранной зоне, почему виноват департамент культуры и туризма? Наша задача — сохранять историческое наследие.

Логично и справедливо. Но кто бы ни заварил землеустроительную кашу, он ориентировался по спросу. Все-таки Юрьево или Хутынь — совсем не Плетниха. Говорят, не место красит человека, а человек место. Наивные говорят. Зачем делать то, что заведомо долго и трудно, когда под боком — готовый престиж? И вот теперь это рыночное мышление подвело под монастырь. Неприятно, но когда-то, наверное, так должно было случиться.

— Пока история, доставшаяся нам в наследство, не облеплена со всех сторон коттеджным новоделом, — говорит заместитель руководителя департамента культуры и туризма Борис ЗОРИН. — Кстати, в районе Хутыни есть места, где вполне можно строиться, причем довольно близко от монастыря. Потому что там поселение существовало исторически. В то же время к югу от монастырских стен на протяжении почти двух километров — зона охраняемого природного ландшафта.

Кто правее, кто левее — не мне судить. Возникает, однако, простой до странного вопрос: если, независимо от наличия утвержденных границ охранных зон, сами по себе места, где не следовало бы разрешать массовую застройку, хорошо известны, то почему не договориться тем, кто чертит территориальные планы, с теми, кто стоит на страже памятников? Чтобы хотя бы впредь избежать ошибок и бесполезных взаимных упреков типа: «Они мешают нам развиваться!» и «Они портят нам ландшафт!»? Вроде, и те и другие — государственные люди.

А где криминал?
После выхода статьи про Ушково один известный новгородский специалист по нашему прошлому вставил мне, как автору, шпильку: «Хорошо получилось: и вашим, и нашим». Вообще-то я думал, что представил дело как есть. Показалось, наверное.

Маловато остроты? Возможно. А что делать? Вот нет виновного за «ландшафт на брудершафт», не назначен. Одни лишь досужие разговоры про то, как кто-то якобы нагрелся на распределении участков в востребованных местах с последующей продажей земли.

На поверхности же — единственное и неповторимое уголовное дело в отношении бывшей сотрудницы администрации Новгородского района Ольги Андреевой. Как пояснили в районной же прокуратуре, ей вменяется злоупотребление должностными полномочиями, выразившееся в незаконном выводе земельных участков и отчуждении. Короче говоря, было зарезервировано 17 га земли, а потом вдруг между единицей и семеркой вкралась запятая. После чего разница между прежней цифрой и новой попала в хорошие руки, а госпожа Андреева под следствие. Вот только дело было совсем не в Хутыни. 

Рисунок с сайта Сarikatura.ru

РЕКЛАМА

Еще статьи

В Год семьи у супругов Ирины и Антона Казаковых из Валдая родился пятый ребёнок. У старших Глеба, Григория, Егора и Вари появилась младшая сестрёнка Василиса.

Всё в комплексе

В национальный проект «Семья» войдут пять федеральных проектов

17.07.2024 | Общество

Средства, взятые по семейной ипотеке, можно направить на строительство собственного дома.

Где мы – там и дом

Новгородская область вошла в число регионов с расширенными возможностями семейной ипотеки.

17.07.2024 | Общество

Нелли Комальдинова не только заведует консультацией, но и сама проводит приём, имея большой опыт работы в акушерском отделении (в том числе и операционный). Недавно врач удостоена престижной награды «Человек года».

Право на жизнь

С октября минувшего года в Новгородской области реализуется проект «Здравствуй, мама!», направленный на мотивацию рождаемости

17.07.2024 | Общество

Самое главное — не оставлять маленьких детей без присмотра.

Опасная высота

Следователи объяснили родителям, как не допустить падения ребёнка из окна

17.07.2024 | Общество

Соблюдайте базовые правила кибербезопасности: надёжное хранение паролей, защиту данных, защиту от вредоносного ПО, резервное копирование и другие

Двойник от нейросети

Как защититься от дипфейка в Интернете?

17.07.2024 | Общество

Изображение от freepik

Как распознать деменцию и предотвратить развитие этого неизлечимого заболевания?

Деменция способна полностью разрушить личность человека. И, к сожалению, нет такого лекарства, которое бы её вылечило. Н...

17.07.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА