Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут *
Пару недель назад гостила у меня семья из Португалии: иностранцы знакомились с нашей историей, любовались архитектурой, приобщались к реалиям нашей жизни. Эти реалии оказались для них удивительными в том, на что мы и внимания не обращаем.
Рука об руку
Гуляли мы по Софийской площади. И мимо нас прошла пара молоденьких девочек. Они держались за руки. Португальский отец, глава семейства, не пропустил нюанса:
— Они встречаются или просто подруги?
— Просто подруги, — ответила я. — В России так принято: девушки могут держать друг друга за руку.
Как на грех, минут через десять мы встретили ещё одну пару. На этот раз двух молодых людей, оживлённо щебечущих о своём и мило держащихся за руку. Прочитав вопрос в глазах любопытного португальца, я слегка растерялась. Может быть, оттого, что мальчики остановились невдалеке, а может потому, что уровень моего английского явно недостаточен для долгих дискуссий на тему.
— Для Португалии — это норма. Мужчины вправе ходить за руку, просто потому что они — близкие друзья, — не унимался португалец. — А как у вас?
Действительно, а как у нас?
Круги по воде
10 июля в «НВ» под заголовком «Инаколюбящие» вышло интервью с доцентом НовГУ, кандидатом психологических наук Еленой Лукавицкой, попробовавшей объяснить интересующимся, почему наше общество так боится нетрадиционности в отношениях между полами, и осудившей этот страх. Реакция на публикацию превзошла все ожидания. И настолько, что мы вынужденно вернулись к теме.
Оппонентка героини нашего интервью Надежда Лисицина, кандидат психологических наук, эксперт Роскомнадзора, так настойчиво просила слова, что 7 августа его получила. Вышла ее статья «Инакосексуальные». Что только подлило масла в огонь: общее количество откликов на две публикации перевалило за три сотни.
Мимо этого не пройдешь. Давайте разбираться…
Мы и они
Лукавицкую наши комментаторы обвинили прежде всего в нетрадиционном, если не сказать эпатажном, взгляде на проблему. Дескать, как можно утверждать, что гомосексуалы — не развращённые засранцы, а имеют не меньшее количество прав, что и мы — натуралы.
Лисицину клеймили, разумеется, за противоположное — ханжество, ретроградство и подпевание госаппарату.
Численный перевес в плане написанного остаётся за нашим постоянным резонером Чел с кочаном! За недели обсуждения острейшей, как мы уже подозреваем, для Новгородской области проблемы, он успел разбить теорию Лукавицкой о предрасположенности к нетрадиционной ориентации, рассказал уйму историй из собственной бурной молодости, походя коснулся проблемы педофилии и закончил парадоксальным: в чём-то Лукавицкая всё-таки права. Не случайно же Елена социолог даже усомнилась: «Чел с кочаном, вас все-таки двое? Иногда я соглашаюсь с конструктивными мыслями одного из вас».
Позор кукловодам!
Да нет, скорее всего, крепко торкнуло человека в кочан: «Провались они пропадом и эти манипуляторы, и эти кукловоды вместе со своими тенями и плетенями! Лишают детей светлого, радостного чистого детства, да и нам на эту тупость, пошлость, разврат и отсутствие профессионализма и элементарной культуры у работников ТВ, например, смотреть уже просто тошно! Мы так долго ждали этот закон, чуть ли не все 13 лет, и вот эти патриоты своей родины наконец-то его принимают. Без 60-дневного обсуждения? И он опять какой-то ущербный!».
Здравомыслящая Пенсионер его утешила: «Прочитала, что пишут в комментариях к статье, и поняла, что многие уходят в сторону, так как даже не понимают суть. Горжусь, что Закон о недопустимости пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений принят в нашей стране. Меня он порадовал! В этом полном абсурдов мире он показал, что есть ещё в России здравый смысл».
Между тем слабым местом госпожи Лисициной, опять же по мнению читателей-комментаторов, стали упор на духовные ценности, отвержение последних открытий, сделанных медициной, и уверенность в том, что причины серьезных, подчас трагических процессов заключаются не в социальных катаклизмах, не в смене политических систем, а разрушении ментальных ценностей народа. Над всем этим бушующим морем громогласно звучало «Доколе?» всё-того же Чела с кочаном.
Сказки про любовь
Были, правда, и призывы опомниться, одуматься, перестать толочь воду в ступе, разойтись, в конце концов, или, как предлагает Бывшая лояльная, «Давайте пойдем дальше. Подумаем о правах педофилов, зоофилов и иже с ними. Там тоже есть «любовь», думаю, они тоже бы нам подобные сказки рассказали. Но кто ж прислушивается к здравому смыслу? Когда волнуется морская гладь, корабль, как известно, в плачевном состоянии».
В общем, с какой стороны ни зайди — чтиво не для слабонервных. Да и как сохранить нервную систему, когда все комментаторы сыплют научными выкладками, данными статистики, радуют цитатами от Бехтерева до Кона, в общем, демонстрируют поразительную подкованность в вопросе?
После изучения предложенного материала на ум приходит только один разумный вариант: молча следовать дальше, так сказать, оставаясь безразличным. Но тут услужливая память преподносит цитату из Апокалипсиса, когда Христос говорит: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепел, а не горяч и не холоден…». В общем, выходит, не самый лучший это вариант — безразличие. Это с одной стороны, а с другой…
Долгая интимная жизнь
Всё же не самая подходящая почва для бурных дискуссий — личная, а уж тем более интимная жизнь человека. Как говорит Я, «Что мы воду в ступе толчем? Каждый о своем наболевшем и со своей колокольни. Проблем действительно много: тонет Дальний Восток, беда пришла в семьи, каждый день гибнут тысячи людей, войны, катастрофы и катаклизмы, а мы все об одном. Интимная жизнь потому и интимная, что касается личной жизни взрослого человека. Взрослая жизнь для взрослых, детям оставьте детство. Не тащите их в эту взрослую современную жизнь». Те, кто этого не понимает или не принимает, на площадях и улицах выставляя свою инакость, равно как и те, кто предлагает проверить, что там творится у человека ночью под одеялом, безусловно, заслужили тщательное перемывание всех органов и публичное выставление их напоказ.
* * *
Кстати, моего английского хватило ровно на то, чтобы сказать любопытствующему португальцу, что ничего конкретного ни российское законодательство, ни общественная мораль по поводу мужчин, держащихся за руки, не говорит. Пытается, но многословно и подчас нетактично, сбивчиво и сумбурно. Мало кто понимает, еще меньше — соглашаются. А значит, разговор не закончен…
*Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся.
Новый Завет, «К Римлянам послание св. Ап. Павла».
Фото из архива «НВ»