Четверг, 18 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

У Даревского надёжная крыша

О новгородском телевидении на пороге его 20-летия

В одном из недавних номеров «НВ» вышло интервью с директором Новгородского областного телевидения Дмитрием Вертковым. Разговор был посвящён начавшемуся телесезону.

Следующим нашим собеседником стал Сергей ДАРЕВСКИЙ, директор филиала ВГТРК телерадиокомпании «Славия».

— Сергей Иванович, какие новинки ждут зрителей «Славии» в начавшемся телесезоне?

— Кое-что вы уже наверняка видели. Новый сезон мы начали 1 сентября, и в эфир уже успели выйти и основные, и сопутствующие программы: «Вести», «Вести. Дежурная часть», «Вести. Спорт», «Деловые вести, «Интервью», в которой теперь поучаствуют все члены областного правительства, и «Вести. События недели».

— …съёмки, которой прошли на крыше телекомпании.

— Да, первой после летнего отпуска, с участием губернатора. Такой ход мы уже использовали в «Событиях недели», вышедших 9 июня, в которых подводили итоги прошлого телесезона. Ломали голову над тем, что бы такое придумать, и идея родилась сама собой: лето наступило, давайте закроем сезон на крыше. Проблема в том, что выйти на неё можно было только через окно, другого входа строители не предусмотрели, и если коллеги были готовы мириться с такими неудобствами, то главе региона и вообще гостям программы предлагать тот же путь было невозможно.

Так что не так давно в стене вырезали нормальный дверной проем, и теперь съёмки на крыше будем практиковать чаще. Не в декабре, разумеется, когда снег лежит.

Но есть и то, чего зрители еще не видели. 25 октября 2013 года мы будем отмечать 20 лет с начала работы новгородского телевидения, того, что мы сегодня называем государственной телерадиокомпанией «Славия» и Новгородским областным телевидением. Это наш общий праздник, и мы будем вместе готовиться к нему.

— Появятся новые программы?

— Если говорить о «Славии», скорее, по-другому: появятся старые программы. Мы сейчас поднимаем и оцифровываем архив тех телепроектов, которые стали успешными 20 лет назад. И должен сказать, там были уникальные для регионального телевидения работы. Вы, например, что можете вспомнить?

— Вопрос на засыпку: я тогда ещё в школе училась, вряд ли вам помогу.

— Кстати, для детей мы тогда сделали художественный сериал «Сторож» — о приключениях кота Маруськи и Фирса. Пять серий. С куклами, актёрами, оригинальной музыкой... Это был первый опыт регионального сериала. Режиссер — Олег Михайлович Михайлов. Сам Бог велел показать его теперь. К слову, к работе над ним были привлечены операторы, которые сейчас снимают сериалы для федеральных каналов. Например, Саша Гончаров снимает «Институт благородных девиц», а начинал здесь. Так же, как Слава Жуков. Они тогда были осветителями и техниками, и те проекты для многих стали хорошей школой.

У Даревского надёжная крыша— А документальные программы?

— Мы собираемся повторить некоторые проекты, которые считаем приметами времени. Например, наш спецкор Сергей Зубарев готовит представление Саши Бирюкова и связанную с ним подборку передач на военную тему. Скорее всего, покажем фильм «Бригада», который был снят во время последней командировки «Славии» в Чечню. Это было начало 2000-х годов. Хотя Саша несколько раз ездил туда со съёмочной группой и в начале чеченской войны.

Вспомним и «Поп-наезд», и некоторые другие проекты, которые сейчас можно показывать.

Есть ещё одна задумка. Готовим проект, очень похожий на программу Владимира Григорьева «Новгород советский»: тоже о жизни области, но уже в другое время.

— Новейшая история?

– Да. И в отличие от «Новгорода советского» приходится работать в совершенно иных условиях. Для программы Григорьева информацию собирали по крупицам, но в случае с периодом после 1993 года, когда начала работать «Славия», ситуация коренным образом изменилась. Каждый день мы выходили в эфир, и накопился громадный телеархив.

– Теперь ваша проблема – выбор.

– И без преувеличения очень серьёзная. Как выйти из такого положения? Думаю, откроем рубрику с пока рабочим названием «Этот день в истории» с фрагментами телесюжетов, воспоминаниями участников и свидетелей наиболее важных событий из жизни области.

Конечно, нельзя не показать первую программу «Славии», и мы уже сняли большое интервью с основателем телекомпании, её бывшим директором Виктором Григорьевичем Смирновым.

— Новостям придется потесниться?

— Пока не могу сказать. Возможно, внедрим новую рубрику в утренние выпуски. Жалко! Очень много интересного материала, который попросту невозможно использовать. Директор НТ Дмитрий Вертков предложил создать канал на youtube. Так что, может, нашу проблему удастся решить.

— На какие мысли наводят такие телевоспоминания? Может быть, какие-то программы можно вернуть к жизни?

— Не надо ничего возвращать к жизни, если можно создать новое. Когда просматриваешь те программы, первое, что понимаешь: как изменился ритм жизни и как изменилось телевидение, насколько оно стало динамичным, быстрым. Я уж молчу о том, насколько прибавила техника. Но осознаешь и другое: каким бы ни был технический прогресс, главное находится вот тут (стучит пальцем по виску. — Ред.), в голове.

— И?

— К сожалению, телевидение стало более поверхностным, потому что, как ни парадоксально, количество источников информации увеличилось. Раньше журналисту надо было побегать в поиске тем для сюжета: Интернета, информационных лент, Википедии не было. Только мобильный телефон исполинских размеров — один на всю редакцию.

Но! Информация, которая добывалась с таким трудом, чего-то стоила! А сейчас выпуск новостей можно наскрести из Интернета, из релизов в редакционной почте.

Меня больше всего настораживает то, что институт корров, спецкорров уходит: люди перестали добывать информацию благодаря своим связям и источникам.

— Вы сейчас говорите и о «Славии»?

— Да! Корреспондента приходится отгонять от компьютера и выпускать, как говорится, в «поле», заставлять общаться с живыми людьми, нарабатывать то, что у журналистов-информационщиков называется «своей базой». Что это такое? А вот что! Я могу вам сейчас рассказать, что станет главной новостью на следующей неделе.

—  Но казалось бы пришел интернет…

—  ...который должен бы помочь, да? А он наоборот – отвлекает. Не знаю... Может, молодежь как-то не так воспитывают? Я вижу одно: делается ставка на доступную информацию.

—  Какими тогда, по-вашему, должны быть новости? Взвешенные, спокойные выпуски или приправленные аналитикой? Интернет ведь теперь и телевидению не обогнать.

—  Все зависит от позиции канала. Мы же Осокина любили не за то, ЧТО он рассказывал, а за то, КАК он это делал.

— Или пример вечерних выпусков на Рен-ТВ, где новости подают в весьма эмоциональной форме.

— Рен-ТВ я уже перестал смотреть. Кроме программы Максимовской, я там больше ничего не включаю.

Возьмем другой пример: телеканал «Дождь». Его информационная линейка отличается от линейки канала «Россия 24», где стараются минимизировать эмоциональный окрас и просто давать много информации, рассчитывая на то, что зритель сам разберется. Эта позиция – правильная. Но я не могу сказать, что «Дождь» ведет себя неверно. Он стал альтернативой «России 24», ведёт себя как общественный канал, делает ставку на молодые лица, скайп, камеры видеонаблюдения... Его руководство старается «осовременить» канал, создать для зрителей ощущение близости жизни.

«Что смотреть?», – спросите вы. Все зависит от целевой аудитории. Если вы работаете у станка и после рабочего дня хотите посвятить время семье, программа «Время» вам поможет. Если у зрителя другой ритм жизни, он работает в общественно-политическом пространстве, ему не обойтись без «России 24» и «Дождя», потому что нужно видеть минимум две картинки. Нужно несколько источников информации, и они сейчас есть. Это ответ и на выпады тех, кто говорит про цензуру на телевидении. При этом я ещё не сказал про РБК, у которого тоже свой подход в подготовке программ.

На новгородских телеканалах информационная составляющая, по большому счёту, одна и та же. Вопрос в том, как прокомментировать события. На этом поле и возникает конкуренция.

— Для меня ядро вещания «Славии» — это новостные выпуски и ваша программа «Вести. События недели». Её ждут изменения в новом сезоне?

— Два последних сезона и содержание, и форма программы неоднократно менялись. Были выпуски, во время подготовки которых в студии работали корреспонденты. Когда шел спор по поводу поправок в закон о ветеранах труда, мы пригласили на съёмку «Событий недели» все парламентские партии. Были и полностью репортажные выпуски. Один мы посвятили ермолинской ОПГ, и наши корреспонденты оказались единственными, кто смог показать второй слой этой истории, скрытый за картинкой спецоперации и арестов. Ещё один выпуск был полностью посвящён «дорожному делу».

Я этот принцип исповедую со времен «N-бюро»: мы не должны замыкаться в одном формате. Если очень хочется, но это «неформат», нужно сделать так, чтобы он стал форматом.

Кстати, в других регионах итоговую программу так больше не делает никто. Мне приходилось слышать об этом от коллег из Пскова, Петербурга, которые смотрят новгородские «События недели», и они им интересны.

— По моим ощущениям, программе не хватает эфирного времени. Ваш обзор новостей порой на скороговорку походит.

— Иногда — да. Порой даже приходится на «России 24» выпускать расширенную версию программы. По воскресеньям на «России 1» она идет 30 минут. Вроде бы и немало.

— А пролетает быстро.

— Вот! Бешеный темпоритм. И я знаю тех, кто, бывает, смотрит «События недели» по второму разу. Но, по-моему, это хорошо, что у зрителя создается впечатление, что журналистам не хватает времени, чтобы рассказать обо всем. Плохо, если они будут думать, что рассказывать нам нечего. Не кажется?

— В одной из программ прошлого сезона вы в кадре разбили телевизор, выразив таким образом свое возмущение по поводу выступления нашей хоккейной сборной на чемпионате мира. Выходит так: вместо того чтобы заниматься аналитикой, как это делали федералы, новгородские телевизионщики устраивают шоу.

— Во-первых, не телевизионщики, а Даревский разбил телевизор. Во-вторых, в его зрительской аудитории есть те, кто ждет от него эпатажа, — приучил. Может ляпнуть что-то в кадре...

— …станцевать.

— Да, с «Кудесами». Речь о другом. Если бы я вёл программу о спорте, я бы никогда телевизор разбивать не стал. Но мы делали программу о событиях недели и в том числе говорили об эмоциональной реакции людей, которую вызвал наш матч с американцами. Обсуждая его с мужиками, я раза четыре слышал от них, что они во время той игры еле сдерживали себя, чтобы не разбить телевизоры. Так и появилась та идея, но просто разбить «ящик» в студии — бессмысленно. Нужно угадать реакцию зрителей и заявить тему.

— Но последовавший за «расправой» сюжет был обзорным, отчетным.

— Почему? Мы сказали: если хотим золотых медалей, нужно сопли подобрать и работать, и показали, как это умеют делать в Новгороде. В сюжете речь шла не только об истории новгородского хоккея, но и об успехах нашей детской хоккейной команды «Йети», и о ветеранском хоккее.

После этого сюжета в кабинетах, где расписывают спортивные бюджеты, вспомнили, что в Новгородской области существует такой вид спорта, как хоккей.

— И что изменилось?

— Вот это уже не моя часть работы.

— Недавно общалась с новгородским политологом Александром Жуковским, и он заметил, что страна и город словно застыли между прошлым и будущим. Назад не хочется, а что впереди — непонятно. Телевидение попало в эту волну?

— Телевидение в эту волну не попало, потому что это тот вид искусства, которому нужны трудности. Когда оно работает вопреки обстоятельствам, оно получается гораздо интереснее.

А в Новгородской области время остановилось ещё и потому, что здесь почти 20 лет жили по законам Чикаго 30-х годов прошлого века. Регион  фактически не развивался, в отличие от соседей.

— Вам когда было интереснее работать, во времена «N-бюро», бурные 90-е или сейчас, в спокойные 2000-е?

— Мне всегда интересно. Я с ужасом думаю, что буду делать, если наступит такое время, когда мне будет неинтересно. Тогда, наверное, придется отказаться от телевидения. Хотя мы можем разговаривать ещё два часа, но я всё равно вам всего не расскажу.

Фото из архива телерадиокомпании «Славия»

РЕКЛАМА

Еще статьи

В Год семьи у супругов Ирины и Антона Казаковых из Валдая родился пятый ребёнок. У старших Глеба, Григория, Егора и Вари появилась младшая сестрёнка Василиса.

Всё в комплексе

В национальный проект «Семья» войдут пять федеральных проектов

17.07.2024 | Общество

Средства, взятые по семейной ипотеке, можно направить на строительство собственного дома.

Где мы – там и дом

Новгородская область вошла в число регионов с расширенными возможностями семейной ипотеки.

17.07.2024 | Общество

Нелли Комальдинова не только заведует консультацией, но и сама проводит приём, имея большой опыт работы в акушерском отделении (в том числе и операционный). Недавно врач удостоена престижной награды «Человек года».

Право на жизнь

С октября минувшего года в Новгородской области реализуется проект «Здравствуй, мама!», направленный на мотивацию рождаемости

17.07.2024 | Общество

Самое главное — не оставлять маленьких детей без присмотра.

Опасная высота

Следователи объяснили родителям, как не допустить падения ребёнка из окна

17.07.2024 | Общество

Соблюдайте базовые правила кибербезопасности: надёжное хранение паролей, защиту данных, защиту от вредоносного ПО, резервное копирование и другие

Двойник от нейросети

Как защититься от дипфейка в Интернете?

17.07.2024 | Общество

Изображение от freepik

Как распознать деменцию и предотвратить развитие этого неизлечимого заболевания?

Деменция способна полностью разрушить личность человека. И, к сожалению, нет такого лекарства, которое бы её вылечило. Н...

17.07.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА