В папа-школе научат быть хорошим отцом
Своеобразные курсы повышения квалификации для мужчин, желающих быть примерными отцами, появились в Великом Новгороде ещё в 2007 году при участии Кризисного центра помощи женщинам.
Потом на базе Фонда помощи и поддержки несовершеннолетних детей «Звёздный порт» работа с папами переросла в школу с шестинедельным обучением. За эти несколько лет интерес к занятиям проявили около 300 мужчин.
Новгородский опыт оценили коллеги из Швеции, считающейся родоначальницей папа-школ. Один из отличников новгородской школы Владимир НИКОЛАЕВ побывал там с ответным визитом.
Владимир — родитель хоть и молодой, но опытный. И патриот своей страны. «Это миф, что в Скандинавии отцы более продвинутые и им не приходится бороться за свои права, — начинает он разговор. — Нормальных отцов, занимающихся с детьми в будний день, в нашем городе ничуть не меньше, чем в Швеции».
Я охотно верю, однако хочется узнать, чем для пап может быть интересна учёба.
— Моя старшая дочь посещала занятия в развивающей студии для дошколят, — разъяснил Владимир Николаев. — Её преподаватели и предложили мне прийти в папа-школу. Занятия вёл психолог. На них мы обсуждали темы, которые больше всего нас, отцов, волновали. Прежде всего касающиеся воспитания. Конечно, в наш век Интернета во всемирной сети существует множество форумов, предназначенных для родителей, но нам было важно общаться вживую.
— И сколько в группе вас собралось?
— В постоянном составе было около десяти человек. Кто-то приходил, кто-то уходил, поскольку у всех были свои дела, работа, служба. Тем более что наши встречи проходили по субботам. Бывало, что семья собирается на отдых в деревню, а папе надо в школу.
— Дисциплинированность оправдала себя?
— Понимание, как нужно воспитывать детей, у меня появилось спустя время: когда на свет появилась моя вторая дочь. Ей год и три месяца. Пусть ребёнок ещё толком ходить, говорить не может, но к нему надо относиться как к личности. И нельзя применять к нему никакого физического насилия, поскольку может быть сломана психика. Главное в воспитании: родители должны не идти друг против друга, стараться занимать одну позицию. Тогда и сопротивления требованиям мамы и папы у ребёнка не будет.
И сейчас трудностей во взаимоотношениях с дочерьми у меня нет. Со старшей мы любим ездить на рыбалку, она знает, как насаживать червяка на крючок. Наши бабушки охают, но я считаю, что удить вместе с ней рыбу — это здорово.
— Для вас необходимость в папа-школе сохраняется?
— Она отпала, но в качестве модератора занятий я мог бы выступить.
— Что вам дала поездка в Швецию?
— И у нас, и у них проблемы одинаковые. Решения — разные. Нашу российскую делегацию, в составе которой были психологи, социологи, врачи, в общем, те специалисты, кто продвигает проект по организации папа-школ на территории Северо-Запада, пригласили в один из социальных центров по работе с неблагополучными семьями. Поразило, что только с одним воспитанником его сотрудники занимались на протяжении нескольких лет. Удивило, что в Швеции многие не согласны с финским опытом изъятия ребёнка из семьи, когда общественности становится известно, что отец или мать слишком строго его наказали. Эти правила считаются жёсткими.
— В чём наши папы преуспели больше, чем скандинавские?
— Шведские папы борются за то, чтобы детские врачи, к которым они приходят на приём с ребёнком, воспринимали их более доброжелательно. Им приходится прикладывать усилия, чтобы получить разрешение у медиков на присутствие при родах своей жены. У нас сложностей ни в том, ни в другом случае не возникает.
Как и в Швеции, в России оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком вместо мамы может взять и папа. Кстати, в нашей стране он на два месяца больше. Но в королевстве есть обязательное условие: как минимум два месяца сидеть с малышом должен отец. В противном случае семья просто теряет 60 дней оплачиваемого отпуска. Но дело осложняется ещё и тем, что сами работодатели не готовы отпускать отцов.
Что отличает шведов от нас, так это то, что они объединяются в клубы, чтобы, обмениваясь опытом, решать возникшие проблемы. Было приятно познакомиться с основателем папа-школы, бывшим инженером «Вольво». По его рассказам, идея о школе ему пришла двадцать лет назад, когда с появлением ребёнка он не мог толком понять свою роль, даже не знал, как малыша взять на руки. Но спустя время он оставил проектирование машин, заявив, что теперь его работа — быть папой.
P.S. В этом году на выигранный президентский грант новгородский фонд «Звёздный порт» откроет папа-школы в Шимске и Чудове.