Четверг, 18 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Стойкое чувство нелюбви

Сколько времени здоровый человек может наблюдать чужую боль?

В декабре в городах России начали демонстрировать документальный фильм «Блеф, или С Новым годом» режиссера Ольги Синяевой. Автор изнутри показывает систему функционирования современных детских домов.

На большие экраны картина не выйдет. В ближайшее время. А скорее всего — никогда. Возможно, из-за далеко идущих планов участвовать в фестивальной жизни. Более похоже — из-за больной темы, которой посвящена. Поэтому познакомиться с документалкой российскому зрителю предлагают через Интернет — живём, слава Богу, в XXI веке.

Информации о «Блефе» в Сети предостаточно. На специально созданном сайте проекта можно не только просмотреть трейлер, но и задать экспертам вопросы на любую тему о сиротстве и усыновлении и, что немаловажно, получить на них ответ. Прочесть, а в случае согласия и подписать манифест съемочной группы и, наконец, списавшись с организаторами, устроить показы картины в своём родном городе. Примерно так и поступила молодая мама, новгородка Ольга НОВИКОВА.

Близко значимый
Из жанра и названия фильма понятно, что ничего особенно весёлого просмотр полуторачасового материала не сулит. Поэтому, отправляясь на встречу, настраиваюсь соответствующим образом — будет тяжело.

В субботний вечер народа в антикафе Carpe Diem, что в Доме молодёжи, неприлично много. Неприлично для выходного и отличного весеннего вечера, вторгающегося в затемненное помещение сквозь шторы. Публика — в основном молодая, заинтересованная, из тех, что посещает большинство светских мероприятий в Великом Новгороде. Именно от них, встретившись на очередной тусовке, обычно слышишь понимающее: «Как мал наш город». Женщин, как и полагается, значительно больше, чем мужчин. Тесно рассаживаемся за столами, дружно издаём глубокий вздох, смотрим.

Сказать, что «Блеф» — кино, вызывающее слёзы, будет неправильно. Хотя первое, что вызывает картина — это именно слёзы. Затем — желание закрыть глаза, заткнуть уши, встать, уйти, не думать, забыть...

И всё-таки фильм совсем не про жалость. Потому что вслед за сиюминутной жалостью на зрителя обрушивается чувство… неудобства. Совсем маленькие, чуть подросшие и, наконец, очень взрослые сиротские глаза вызывают у тебя, сидящего в своём городе, в уютном кафе состояние дикого дискомфорта и желание начать что-то делать. Вопрос в том — что?

По ходу дела авторы «Блефа» не дают каких-то ответов. Нынче модно сказать «Подумай сам» и, как ни в чём не бывало, уйти в сторонку. А может, оттого, что ответов и впрямь нет. Уж лучше было бы по моде…

— Я, как и большинство присутствующих, обычный рядовой гражданин. После просмотра фильма поняла, что все мои тревоги, связанные с заботой о моём ребенке, не так существенны. У него уже есть все, что нужно для жизни. Я даже не о том, что он одет, обут и накормлен. У него близко есть значимый взрослый человек, который поможет ему вырасти и стать полноценным членом общества, — предварила просмотр Ольга. — Это как раз то, чего начисто лишен ребенок в детдоме. О них заботятся, но множество разных взрослых, а в итоге мы увидим, как они несчастливы. У меня, честно говоря, после просмотра как будто сознание поменялось. Я теперь даже к гопникам на улице, которые могут «отжать» мобилу, по-другому стала относиться. Прежде чем вешать на них ярлык: какие они плохие, давайте подумаем, а что их довело до такого состояния... Возможно, многие — как раз те самые бывшие детдомовцы с порушенными представлениями о мире и справедливости. И не свой мобильник жалеть надо, а детей, которых так же может покалечить и довести до преступления система детдомовского воспитания.

«Мы пытаемся бороться, усыновляем детей, как-то решаем эти проблемы уже после того, как дети попали в беду и оказались в детском доме, в доме ребенка. А надо бороться раньше, до этого, чтобы дети просто элементарно туда не попадали.»
Ольга СИНЯЕВА, режиссер

Депривация — это…
Собравшиеся на просмотр люди в большинстве своём подготовленные. Они — волонтёры различных социальных центров помощи детям, неблагополучным семьям и так далее. За плечами у каждого не одна новогодняя ёлка с грустными глазами при горах конфет, в памяти запах казённой пищи, которой неизбежно пропитаны занавески детдомовских рекреаций, в будущем — новые походы с  целью причинения добра. Они сильные, уверенные в себе и, конечно, взрослые. Но после фильма именно они первыми выстреливают вопросом: что же делать? И вместо ответа рассказывают, что уже делают они. Ведь молчать после «Блефа» невозможно. Как только замолчишь, в голове снова и снова мелькают смысловые маркеры: Россиротпром, наши дети, которые останутся у нас на родине, депривация.

Слово «депривация» не относится к списку широко употребляемых и обозначает психическое состояние, вызванное у человека лишением самых необходимых жизненных потребностей, таких, как сон, пища, жилище, общение с отцом или матерью. Последнее вызывает особенно острую депривацию. Представители детских воспитательных учреждений об этом  явлении знают, но не очень любят говорить. А люди извне не очень-то и настаивают.

— Конечно, ни конфеты, ни Новый год тут не помогут. У нас с 2014 года стартовала программа по профилактике отказов от детей, потому что все эти дети — сироты при живых родителях, — начинает сотрудница Центра помощи семье и детям, предпочитающая не называть своё имя. — На практике не так много семей, где ребёнок, живя рядом с родителями, действительно находится в физической опасности. Страшнее, что нередко родитель сам отдаёт малыша в детский дом. С нового года у нас было четыре женщины, решившие отдать своих детей в казённые учреждения. И только в одном случаем мы не справились. Мать-одиночка живёт за чертой прожиточного минимума, мы помогали ей вещами, но... В другом случае опять же мать-одиночка нашла работу, оставила себе ребёнка. Сейчас за  4 700 моет полы, а ребёнку — полтора года.

Девушка без энтузиазма рассказывает, что своих подопечных они ищут в женских консультациях и роддомах. Без энтузиазма не потому, что не верит в действенность своей работы, а потому что для неё это привычный, каждодневный труд.

Сидящие рядом волонтеры, занимающиеся таким же рутинным, необходимым делом, но в других сферах, начинают немного скучать. Они тоже готовы и хотят рассказать истории о своём ежедневном и наболевшем, но вопрос висит в воздухе. Так что же делать?!

Стойкое чувство нелюбвиДети-винтики
Между тем, как следует истерзав зрителя, свои ответы на больные, неудобные вопросы даёт и съёмочная группа. Впрочем, на данный момент звучат они настолько революционно и неправдоподобно, что кажется, лучше бы их и не было вовсе, а название «Манифест» подходит к их революционному духу как нельзя кстати. Одна беда, после знакомства с манифестом «Блефа»  опять же не становится легче, скорее наоборот.

В Манифесте, который предлагается подписать всем согласным и который, по задумке съёмочной группы, по обретении достаточного числа копий уйдёт прямиком к Президенту России, чёрным по белому значится:

- ни одного ребенка детскому дому. Лучше оглянитесь вокруг и примите на себя ответственность за детей, которых вы знаете;

- никаких спонсорских подношений детским домам — системе, в которой дети — всего лишь винтики;

- дома ребенка для детей 3–4 лет не должны существовать в природе. Для ребенка, по крайней мере до 7–8 лет, жизнь без родного взрослого — это катастрофа;

- у ребенка должна быть мама, пусть и профессиональная, но постоянная, а не директора, воспитатели и приходящие нянечки и так далее.

Теоретически верно и справедливо. Во всяком случае никто из присутствующих на первом просмотре «Блефа» открыто спорить с продекларированным не решился. Но и дальше дело не двинулось.

А на своём официальном сайте съемочная группа Ольги Синяевой разместила петицию. Название броское: «Прошение об амнистии сирот». Автор просит вернуть в законодательное поле патронатные семьи, отменить «Закон Димы Яковлева» и подобные ему, препятствующие иностранному усыновлению, а также разработать комплекс мер по поддержке всех семей — обыкновенных, многодетных, кризисных и приемных.

*   *   *

Как минимум один выход из безвыходного положения волонтёры и просто зрители «Блефа» всё-таки наметили на первой встрече. В ближайшее время несколько приглашений поучаствовать в просмотре фильма и в разговоре на неудобную тему будут направлены официальным лицам, принимающим участие в судьбах детей, оставшихся без родителей. К примеру, уполномоченный по правам ребёнка в Новгородской области Елена Филинкова обещала приехать  на новгородскую премьеру, но в последний момент что-то не срослось.

Ольга Новикова надеется, что в следующий раз всё обязательно получится. Разговор станет более конкретным, и неравнодушному новгородскому сообществу полегчает. Чуть-чуть.

Фото с сайта film-blef.ru

РЕКЛАМА

Еще статьи

В Год семьи у супругов Ирины и Антона Казаковых из Валдая родился пятый ребёнок. У старших Глеба, Григория, Егора и Вари появилась младшая сестрёнка Василиса.

Всё в комплексе

В национальный проект «Семья» войдут пять федеральных проектов

17.07.2024 | Общество

Средства, взятые по семейной ипотеке, можно направить на строительство собственного дома.

Где мы – там и дом

Новгородская область вошла в число регионов с расширенными возможностями семейной ипотеки.

17.07.2024 | Общество

Нелли Комальдинова не только заведует консультацией, но и сама проводит приём, имея большой опыт работы в акушерском отделении (в том числе и операционный). Недавно врач удостоена престижной награды «Человек года».

Право на жизнь

С октября минувшего года в Новгородской области реализуется проект «Здравствуй, мама!», направленный на мотивацию рождаемости

17.07.2024 | Общество

Самое главное — не оставлять маленьких детей без присмотра.

Опасная высота

Следователи объяснили родителям, как не допустить падения ребёнка из окна

17.07.2024 | Общество

Соблюдайте базовые правила кибербезопасности: надёжное хранение паролей, защиту данных, защиту от вредоносного ПО, резервное копирование и другие

Двойник от нейросети

Как защититься от дипфейка в Интернете?

17.07.2024 | Общество

Изображение от freepik

Как распознать деменцию и предотвратить развитие этого неизлечимого заболевания?

Деменция способна полностью разрушить личность человека. И, к сожалению, нет такого лекарства, которое бы её вылечило. Н...

17.07.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА