Четверг, 18 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Звёздная болезнь

После исключения астрономии из школьного курса в представлении детей об окружающем мире появились тёмные дыры

12 апреля — День космонавтики. И завтра же в Великом Новгороде завершится заключительный этап XXI Всероссийской олимпиады по астрономии среди учащихся общеобразовательных заведений.

В течение недели 167 школьников из 35 регионов страны соревновались в знаниях о внеземном пространстве. Жюри конкурса возглавляет старший научный сотрудник Института космических исследований Российской академии наук, кандидат физико-математических наук Олег УГОЛЬНИКОВ. Он поделился своими мыслями по поводу школьного обучения, падения метеоритов и конца света.

— Олег Станиславович, вы — один из тех, кто стоял у истоков олимпиадного движения по астрономии, много лет в составе судейской коллегии, занимаетесь разработкой задач для участников заключительного тура. Но вы и сами в школьные годы в таких же состязаниях участвовали. Насколько с тех пор изменились уровень требований к детям, организация интеллектуального состязания?

— Когда я в советское время учился в школе, общенациональной олимпиады не было. Я принимал участие в Московском городском конкурсе, который проходил в два тура. Ребята приезжали из разных школ, решали задания и разъезжались по домам, даже не познакомившись ни с кем из соперников. Сейчас школьники съезжаются из разных регионов, общаются, делятся своими наработками, перенимают друг у друга опыт наблюдений. Старшеклассники имеют возможность общаться и с членами жюри, а это известные в науке люди. Так что с точки зрения полезности для юных астрономов действующая в России модель школьной олимпиады, безусловно, продуктивна. Что касается уровня заданий, то Московский городской конкурс предъявлял очень высокие требования к знаниям участников. Признаюсь, несколько первых лет Всероссийской олимпиады по астрономии задачи подбирались так себе. Но сейчас, а это уже 21-я по счету олимпиада, планка поднята высоко. Однако надо заметить, что члены жюри периодически намеренно усложняют и, напротив, облегчают варианты заданий.

— Для чего? Подсуживаете кому-то?

— Нет, конечно. Олимпиада — это состязание, и мы должны обеспечить конкурсность. Можно запустить все до единой задачи повышенной сложности, и дети их не решат, или облегчить до невозможности, и тогда школьники на раз-два с ними справятся. Но нам нужно понимать, какие темы идут лучше, какие — туговато, а для этого необходимы разноуровневые задания. В этом году ребята удивили. Когда я формировал вопросники, выделил, как мне казалось, задачи сложные и не очень. Но большинство финалистов Всероссийской олимпиады без проблем решили примеры из разряда непростых и почему-то засыпались на элементарных. Значит, в каких-то предметных блоках педагоги, в том числе и я, не дотянули, а в каких-то переусердствовали. В общем, есть над чем подумать.

— Из обязательного школьного курса астрономия была исключена в 2008 году. И сейчас дисциплина преподается как факультатив, но далеко не во всех школах. Но олимпиаду по астрономии по-прежнему организуют. Есть ли в ней смысл?

— Не берусь судить, какими соображениями в Министерстве образования России руководствовались, исключив астрономию из обязательного школьного курса. Что мы имеем сейчас? Единицы увлеченных космосом людей в регионах, которые ещё пытаются формировать у детей правильное мировосприятие. Недавнее исследование показало, что подавляющее большинство молодых людей убеждены, что Солнце вращается вокруг Земли, а не наоборот. А ведь мы в просвещенном, компьютерном XXI веке живем! И олимпиада, если хотите, последний оплот астрономического образования. Кроме того, если в образовании человека возникает пустота по каким-то научным отраслям, то это место быстро занимают псевдоученые, различные предсказатели судеб, гадалки, астрологи…

— Так может, стоит побороться за возвращение науки о космосе в школу?

Звёздная болезнь— Скажу так: в том виде, в котором предмет преподавался раньше, он не нужен. Нет большого толку от одного урока в неделю в выпускном классе школы, когда учащиеся нацелены на закрепление и повторение ранее пройденного, им не до новых знаний. Вводить астрономию в школьный курс нужно с 5-6 классов, когда у детей начинает формироваться мировоззрение. В этом случае и интерес можно вызвать, и добиться глубины проникновения в тему. Хотя, вы знаете, у меня был опыт преподавания астрономии и первоклашкам. Убежден: если грамотно адаптировать материал и интересно подать его, то наш предмет можно даже и в начальной школе изучать.

— 14 апреля на ближайшее к Земле расстояние подойдет Марс. К слову, астрологи, которых вы не жалуете, говорят, что от этого события стоит ждать неприятностей...

— Повторюсь: есть наука, а есть шарлатаны, пытающиеся нажиться на ней или прославиться. Ну нельзя по планетам будущее людей предсказать. Вот вы сказали, что 14 апреля астрологи предрекают человечеству беды. По логике, если бы они были сведущи в вопросе, должны были про число 8 речь вести, потому как в этот день противостояние Марса произошло. Сейчас он с другой стороны от Солнца. Мы с участниками олимпиады вечером наблюдали за этим явлением — Марс был отлично виден. Планета хоть и названа именем бога войны, но поверьте, ее приближение к Земле ничем нам не грозит — сколько раз уже сходились, и ничего. Другое дело, что сейчас в мире столько всего происходит каждый день, что при желании можно все свалить на Марс.

— Вы сказали, что астрономы способны точно определять положение и движение небесных тел. Но челябинский метеорит не разглядели…

— Имеющаяся в обсерваториях мира техника позволяет распознавать на большом расстоянии объекты длиной не менее 100 метров, а челябинский метеорит меньше. Поэтому увидели мы его уже только рядом с околоземной орбитой. Но технологии не стоят на месте, и спустя время ученые смогут и таких мелких летунов вычислять задолго до приближения к нашей планете.

— Вы неоднократно говорили, что небесные объекты не представляют угрозу для человечества. Мол, если планете и суждено погибнуть, то точно не от астероидов или метеоритов. После случившегося в Челябинске не изменили мнение?

— Нет. Давайте разберемся. Челябинский метеорит для астрономов как предмет изучения не представляет большого интереса — вполне себе заурядный пришелец. Однако это единственный доподлинно известный случай падения в населенном пункте. И что? Человеческих жертв не было. Думаю, в этот день на дорогах около Челябинска куда больше людей в ДТП  пострадали, чем от метеорита. Так что нам не из космоса нужно опасности ждать, а от самих себя.

— Мы затронули уже тему приближения к Земле других планет. Помнится, когда в 2012 году шумиха была поднята по поводу конца света, говорилось о некоей планете Нибиру, которая столкнется с Землей…

— Нибиру — выдумка, такой планеты не существует!

— Тогда почему же ученое сообщество два года назад во всеуслышание об этом не заявило, не остановило создателей небылицы?

— Говорили и писали. Но в том потоке дезинформации о Судном дне во всех мировых СМИ наш голос просто утонул. Однако есть в этом вопросе еще один момент: к сожалению, в последние годы ученые иногда намеренно преувеличивают размеры опасности от того или иного возможного явления. И все ради дополнительного финансирования своих исследовательских проектов. В нашей стране подобное манипулирование общественным мнением в меньшей степени проявляется, хотя, как мне кажется, есть перекос как раз по поводу астероидной угрозы. А вот в США к подобному методу прибегают чаще. Так что и несуществующую Нибиру некоторые исследователи могли использовать в своих целях. К слову, есть реальные планеты, которые с очень малой вероятностью могут сблизиться с Землей. Нужно уметь мифы о возможном приближении планет отличать от реальных данных.

— На днях NASA заявило о приостановке сотрудничества с Россией по космическим программам из-за ситуации на Украине. Чем это может быть чревато?

— Заявление в теленовостях об остановке работы по совместным проектам я слышал. Но о каких проектах идет речь? Американцы не спешат конкретизировать. Работа по Международной космической станции как шла, так и идет. МКС нельзя взять остановить и разрезать, как буханку хлеба, пополам. Разрыв контракта не в интересах обеих стран. В Штатах это отлично понимают. Что касается громкого заявления коллег из NASA, то, как мне кажется, это просто психологическое давление на Россию. Не более того.

Фото с сайта planetarium-kharkov.org

РЕКЛАМА

Еще статьи

В Год семьи у супругов Ирины и Антона Казаковых из Валдая родился пятый ребёнок. У старших Глеба, Григория, Егора и Вари появилась младшая сестрёнка Василиса.

Всё в комплексе

В национальный проект «Семья» войдут пять федеральных проектов

17.07.2024 | Общество

Средства, взятые по семейной ипотеке, можно направить на строительство собственного дома.

Где мы – там и дом

Новгородская область вошла в число регионов с расширенными возможностями семейной ипотеки.

17.07.2024 | Общество

Нелли Комальдинова не только заведует консультацией, но и сама проводит приём, имея большой опыт работы в акушерском отделении (в том числе и операционный). Недавно врач удостоена престижной награды «Человек года».

Право на жизнь

С октября минувшего года в Новгородской области реализуется проект «Здравствуй, мама!», направленный на мотивацию рождаемости

17.07.2024 | Общество

Самое главное — не оставлять маленьких детей без присмотра.

Опасная высота

Следователи объяснили родителям, как не допустить падения ребёнка из окна

17.07.2024 | Общество

Соблюдайте базовые правила кибербезопасности: надёжное хранение паролей, защиту данных, защиту от вредоносного ПО, резервное копирование и другие

Двойник от нейросети

Как защититься от дипфейка в Интернете?

17.07.2024 | Общество

Изображение от freepik

Как распознать деменцию и предотвратить развитие этого неизлечимого заболевания?

Деменция способна полностью разрушить личность человека. И, к сожалению, нет такого лекарства, которое бы её вылечило. Н...

17.07.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА