Четверг, 18 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Кровь людская — не водица

Место, где похоронен её отец, новгородка нашла в Интернете

В руках у моей собеседницы Людмилы Петровны ДРОЗД пожелтевший от времени листочек в клеточку. Реликвия семьи. Простым карандашом на бумаге выведен коротенький текст. Отец пишет, что он срочно выехал из Новгорода на фронт.

Письмо датировано 29 июня 1941 года.

С тех пор никаких известий о Петре Алексеевиче Андрюшине не приходило. Долгие годы вопрос «Что стало с солдатом?» изматывал семью, не давая покоя жене и Людмиле Петровне, единственной из трёх его дочерей, пережившей войну. Ответ она получила через 70 лет.

Когда деревья были большими
В начале войны Людмиле было четыре года. Помнит, как вместе с молодой мамой и сестрёнками в августе 41-го они пытались в колонне беженцев и отступающих советских частей вырваться из Новгорода. Но все мосты были взорваны, и люди были вынуждены остаться на земле, которую вскоре заняли фашисты.

Временный приют девочки с матерью получили в Колмовской больнице. В 1942 году старшая сестра погибла от несчастного случая, а в 43-м их вывезли на работы в Латвию. Домой вернулись в 45-м.

Помимо чудовищной бытовой неустроенности Новгород встретил их косыми взглядами знакомых: Андрюшины приехали из глубокого тыла врага. С трудом маме удалось устроиться разнорабочей, а семье — получить три места в комнате общежития, где проживали ещё несколько человек. Младшая сестрёнка, заразившись открытой формой туберкулёза, вскоре умерла. Так Людмила и её мама Екатерина Александровна остаются одни.

— Мама была верующим человеком. Считая, что папа живой, ставила в церкви свечки за здравие. И вот после смерти сестры ей снится, что папа возвращается с войны, она бежит, чтобы обнять его. Но он отталкивает её и идёт к сестрёнке. В храме сон растолковали так, что искать отца среди живых не стоит. С тех пор свечки ему ставили за упокой души, — рассказывает Людмила Петровна.

Запросы о судьбе своего мужа Екатерина Александровна начинает отправлять в военкомат ещё в 1945 году. Повзрослев, поиски продолжает Людмила. Бомбардирует военный архив в Подольске, различные военные ведомства. К слову, последнее обращение было в начале 2000-х. Ответы приходят с одинаковой формулировкой — «сведениями  не располагаем».

И все-таки удалось узнать семье, что воевал Пётр Алексеевич в 666-м стрелковом полку. Родственники из Ленинграда подтвердили, что видели его живым до 42-го, тогда он посетил их после выписки из госпиталя. А дальше всякие следы пропадают. «Когда о человеке ничего неизвестно, это страшно. Отец папы был репрессирован, не исключено было, что и папу могли расстрелять как врага народа. И ещё меня очень смущало сатанинское число полка», — подавляя слёзы, передаёт свои переживания новгородка.

В Интернете значится
Почти фантастический поворот история рядового Андрюшина получила месяц назад. Людмила Дрозд обратилась за помощью к новгородским поисковикам. В Зале Воинской славы вместе с его директором Светланой Орловой они прочёсывали Интернет и натолкнулись на данные, что заставили сильнее биться сердце Людмилы Петровны.

«Андрюшин Пётр Алексеевич (медальон). Родился: 1910 г., Ленинградская обл., Новгородский р-н, Борковский с/c, д. Борки. Призван Новгородским РВК Ленинградской обл. Семья: Андрюшина Екатерина Александровна, г. Новгород, М. Московская, 7-а, дом 22. Найден: апрель 1998 г., Ленинградская обл., Кировский р-н, станция Погостье, Новосибирским поисковым отрядом».

Уже спустя неделю в окружении поисковиков из Киришей и Новосибирска новгородка окажется на скромном лесном захоронении с кустарно сделанными крестами и небольшой рубленой часовенкой. От Новгорода до места, где покоятся останки отца, дорога на машине и электричке заняла около четырех часов.

Самый сложный отрезок пути — от станции до братских могил в безлюдном месте в лесу. Чтобы облегчить поход для пожилой женщины, поисковики заранее утрамбовали тропинку, в конце дороги развели костёр, чтобы обогреться.

— В это время в Петербурге проходил слёт начальников поисковых отрядов со всей страны. Приехала на него и Наталья Некрасова, руководитель поискового отряда Сибирского кадетского корпуса. Она-то и показала мне тот холмик, под которым лежит отец. Я немного взяла с него земли, чтобы потом развеять её на могилах своих сестёр и матери, которые покоятся вместе на Рождественском кладбище. Так семья наша воссоединится, — сообщила печально Людмила Петровна.

Её грусть отчасти связана ещё и с признанием поисковиков, что этого захоронения нет ни на картах, ни в каких-либо списках. На нём подзахоранивали найденные на Вахтах Памяти останки наших солдат. До какого-то момента сохранялась надежда, что местные власти найдут возможность перезахоронить их в более доступных населённых пунктах или хотя бы перенести могилы на обустроенные кладбища, но сейчас её практически нет.

При каких обстоятельствах погиб красноармеец Андрюшин, сейчас выяснить невозможно. Но из тысяч бойцов, захороненных безымянными в этом районе, ему всё-таки повезло — его медальон сохранился, оставив имя в истории, дав в итоге долгожданный душевный покой дочери.

Бои на Погостье
Бои у крохотного полустанка Погостье вошли в летопись Великой Отечественной как самые кровопролитные. В период зимы 1941-го до весны 1942-го здесь сложилась отправная точка Любанской наступательной операции по прорыву блокады Ленинграда.

Какой ценой ковалась там будущая победа, описал фронтовик Николай Никулин в книге «Воспоминания о войне»:

«Штабеля трупов у железной дороги выглядели как заснеженные холмы, и были видны лишь тела, лежащие сверху. Позже, весной, когда снег стаял, открылось всё, что было внизу. У самой земли лежали убитые в летнем обмундировании — в гимнастёрках и ботинках. На них рядами громоздились морские пехотинцы в бушлатах и широких чёрных брюках. Выше — сибиряки в полушубках и валенках, шедшие в атаку в январе-феврале 42-го. Ещё выше — политбойцы в ватниках и тряпичных шапках (такие шапки давали в блокадном Ленинграде).  На них — тела в шинелях, маскхалатах, с касками на головах и без них. Здесь смешались трупы солдат многих дивизий, атаковавших железнодорожное полотно в первые месяцы 1942 года».

В памяти Людмилы Петровны её отец — добрый, интеллигентный, любящий литературу и песни молодой мужчина. И этот его образ совсем не вяжется с уготованной ему кем-то сверху участью быть пушечным мясом. Нелогично, жутко, бездушно.

Фото из архива поисковой экспедиции «Долина»

РЕКЛАМА

Еще статьи

В Год семьи у супругов Ирины и Антона Казаковых из Валдая родился пятый ребёнок. У старших Глеба, Григория, Егора и Вари появилась младшая сестрёнка Василиса.

Всё в комплексе

В национальный проект «Семья» войдут пять федеральных проектов

17.07.2024 | Общество

Средства, взятые по семейной ипотеке, можно направить на строительство собственного дома.

Где мы – там и дом

Новгородская область вошла в число регионов с расширенными возможностями семейной ипотеки.

17.07.2024 | Общество

Нелли Комальдинова не только заведует консультацией, но и сама проводит приём, имея большой опыт работы в акушерском отделении (в том числе и операционный). Недавно врач удостоена престижной награды «Человек года».

Право на жизнь

С октября минувшего года в Новгородской области реализуется проект «Здравствуй, мама!», направленный на мотивацию рождаемости

17.07.2024 | Общество

Самое главное — не оставлять маленьких детей без присмотра.

Опасная высота

Следователи объяснили родителям, как не допустить падения ребёнка из окна

17.07.2024 | Общество

Соблюдайте базовые правила кибербезопасности: надёжное хранение паролей, защиту данных, защиту от вредоносного ПО, резервное копирование и другие

Двойник от нейросети

Как защититься от дипфейка в Интернете?

17.07.2024 | Общество

Изображение от freepik

Как распознать деменцию и предотвратить развитие этого неизлечимого заболевания?

Деменция способна полностью разрушить личность человека. И, к сожалению, нет такого лекарства, которое бы её вылечило. Н...

17.07.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА