Четверг, 18 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Жемчужина в раковине

Культурное наследие как фундамент для коттеджей или что делать с хутынской застройкой?

К истории о «монастырских избах», строящихся в окрестностях Варлаамо-Хутынского монастыря, «НВ» обращались не единожды.

Напомним, что проект охранных зон памятника федерального значения четвертый год благополучно хранится у заказчика — Министерства культуры. Тем временем немалая часть территорий, где по проекту (все еще не утвержденному) должен быть охраняемый природный ландшафт, уже застроена. В прошлом году администрация Новгородского района прекратила выдавать разрешения на ИЖС. Но временный запрет — не решение. Скорее это способ дождаться, пока его найдет кто-то другой.

В общем, пришлось брать инициативу в свои руки областным властям. И сейчас по поручению губернатора Сергея Митина хутынской проблемой занимается в том числе и комитет архитектуры и градостроительства Новгородской области. Руководитель комитета Валентина ЗАХАРКИНА согласилась ответить на вопросы «НВ».

Пока не поздно
— Валентина Васильевна, авторы проекта — новгородские специалисты Виктор и Марина ПОПОВЫ — публично высказываются, что в Хутыни охранять уже нечего.

— Я так не считаю. Еще есть возможность сохранить часть свободного пространства. Не исключено, что Новгородскому району придется по части территории решать вопрос о возможности предоставления земельных участков в других местах.

— О каких объемах может идти речь?

— Это будет зависеть от установленных охранных зон. Мы работаем в тесном контакте с комитетом по охране объектов культурного наследия и с экспертами Министерства культуры. Они выезжали на место, имеют полную информацию. В создавшейся ситуации необходимо учесть и задачи охраны культурного наследия, и интересы владельцев земельных участков. Понятно, что есть места, где не следовало строить, но это уже случилось. На наш взгляд, надо пресекать не застройку как таковую, а ее бессистемность. Необходимо прописать четкие регламенты, чтобы возводимые дома не диссонировали с ансамблем монастыря (никаких вычурных башенок!), не препятствовали его визуализации и т.д. В настоящее время администрацией Волотовского сельского поселения заключен договор на выполнение работ по внесению изменений в правила землепользования и застройки поселения с учетом рекомендаций министерства, и эта работа уже идет.

— Чего ждать на выходе?

— Будет ряд ограничений — по высоте зданий, проценту застройки земельных участков, типам  возводимых построек. Так, строящийся дом не может быть выше семи с половиной метров. Стилистика, используемые материалы — и это требует регулирования. Все эти вопросы рассматривались с представителями министерства, у нас с ними есть понимание. Возможно, такие ограничения, а также те обременения, которые прописаны в законе для объектов, находящихся в охранных зонах, понравятся не всем.

Секретные материалы
— Иными словами, можно лишь смягчить последствия массовой застройки для ландшафта, который предполагалось охранять. Как так вышло? Бывший глава областного департамента культуры и туризма Сергей БОГДАНОВ утверждает, что его ведомство своевременно информировало администрацию района и поселения о разработке проекта охранных зон.

— Но ведь орган охраны согласовал генплан Волотовского поселения. В августе 2010 года он был утвержден решением Совета депутатов поселения. Затем дважды — в июне 2012 и 2013 годов — депутаты внесли изменения в данный документ. И все это в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности тоже было согласовано с областным департаментом сельского хозяйства и продовольствия, а также культуры и туризма. Да, Сергей Богданов письменно уведомлял, что после утверждения проекта охранных зон также понадобится внести изменения. В каких границах, с какими координатами? Никто такой документации не представил. Между тем генпланом учтено расширение границ деревень Хутынь и Зарелье почти на 366 гектаров. Это много. Легко заметить, для чего переводились земли, и предвидеть последствия.

— Вроде, по условиям контракта проектировщики не имели права разглашать данные своей работы.

— Не знаю, чем объясняется такая секретность. Положение о разработке охранных зон — абсолютно открытое. Почему нельзя было обсуждать проект? Пусть не широко, а с властями и профессиональным сообществом. В данной ситуации явно требовалась публичность. Замечу, что первый перевод бывших земель сельхозназначения в земли поселения и начало застройки этого массива в непосредственной близости от монастыря датированы 2009 годом. За год до появления проекта охранных зон. Надо же было видеть, учитывать и как-то реагировать на это. Но проект охранных зон разрабатывался так, будто ничего не происходило.

Кто виноват?
— А земли осваивались так, будто никакого проекта не существует. По факту в выигрыше только «латифундисты» — те, кто скупил гектары за паи, а потом выгодно продал их по соткам. Случайность?

— У нас не следственный комитет, и мы ищем выход из положения, а не виноватых. Хотя губернатор дал задание проанализировать историю присоединения земель. Поэтому мы подняли все документы. Кстати, почему пришлось вмешаться главе области? Проблема перешагнула границы района и поселения. Новодел, имеющий вызывающий вид на фоне монастыря, хаотичность застройки видны невооруженным глазом. А ведь Хутынь — жемчужина нашей области.

— Как заметил историк Сергей Трояновский, чтобы понять значение природного ландшафта, надо иметь специальные знания.

— В принципе он прав.

Частные дома закрывают вид на Хутынский монастырьРабота над ошибками
— Тогда второй любимый русский вопрос: что делать? Новые регламенты, о которых вы уже сказали, отрегулируют вопросы нового строительства. А то, что уже построено, никто ведь не снесет.

— Жилые дома, конечно, никто не снесет, а вот что касается ограждения участков — тут придется разговаривать с хозяевами. Однозначно заборы из металлического профлиста неприемлемы. Думаю, люди пойдут нам навстречу, поймут, что проживание в таком уникальном месте не может не накладывать определенные обязательства и ограничения. И проезды придется превращать в улицы. Нормативы — они ведь не с потолка взяты. Ширина улицы должна отвечать требованиям безопасности, должно быть место для прокладки коммуникаций. Столбы с проводами, которые уже поставлены в Хутыни, не менее негативно влияют на визуализацию, чем постройки. Впредь строительство инженерных сетей должно быть только в подземном варианте. На основании проекта планировки устанавливаются красные линии — это границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, связи, трубопроводы, автомобильные дороги, это в том числе территории под скверы, бульвары. Изымать землю из собственности никто не собирается, но люди должны знать, что на часть земельного участка, попавшую в пределы красных линий, будет наложен сервитут для прокладки линейных объектов, что если завтра по их улице потянут газопровод, то придется подвинуться (пожертвовать частью земельного участка).

— Отрицательный опыт — тоже опыт. У вас есть уверенность, что хутынский урок усвоен?

— Надеюсь, что да. Совершенно ясно, что земельные и градостроительные вопросы надо рассматривать только в целом. У нас много памятников истории и культуры, далеко не везде есть четко установленные зоны охраны. Даже в областном центре. Тем серьезнее надо относиться к градостроительной документации. Если возникают сложные вопросы, ими должны заниматься все ветви власти. Сообща! Не так, как было по Хутыни: вроде, все что-то делают, но сами по себе. Без должного взаимодействия, настойчивости, принципиальности.

— К слову, еще и Минкульт был сам по себе. Почему оттуда раньше не было реакции?

— Думаю, что нам самим надо внимательнее работать с министерствами. И у себя в области чаще встречаться в кругу специалистов, выстраивать диалог с общественностью. Все можно решить, только надо вовремя ставить сложные вопросы, не загоняя проблемы вглубь. Сейчас каждое поселение Новгородской области имеет и генплан, и схему территориального планирования. Во многих случаях идет корректировка этих документов. Причины разные. К примеру, это связано с определением точных границ лесных массивов, заповедников. Уточняются границы санитарных и охранных зон. Исправляются ошибки предыдущих лет, не без этого. Мы объехали всю область, было много встреч. У представителей местной власти — большой интерес к этим вопросам. И я очень надеюсь, что решаться они будут профессионально и добросовестно.
Тем временем в Юрьеве...

— В начале апреля Министерство культуры утвердило проект охранных зон Свято-Юрьева монастыря. Тоже ведь не просто и не скоро было. В 2011 году — громкие споры по поводу крупного инвестиционного проекта. Тогда губернатор наложил мораторий на строительство поселка. В 2013-м в центре внимания оказалось селище Ушково, еще один поселок оказался под знаком вопроса. Хотя территорию на тот момент уже спланировали, и столбами опять-таки украсили ландшафт. И каков итог?

— Т-образный перекресток за деревней Ращеп и направление в сторону деревни Ракомо застраиваться не будут. Что касается Ушково, то владельцы участков смогут реализовать право на застройку. При условии соблюдения регламентов. Кому-то это не понравится, но тут ничего не попишешь: или вы соблюдаете закон, или продаете участок. Желающих строиться в Юрьеве гораздо больше, чем это будет позволено.

— А что с реабилитационным центром и стадионом, оказавшимися в охранной зоне?

— Центр будет обеспечен современными инженерными сетями. Эксперты Министерства культуры сделали такое допущение, учтя социальную значимость давно существующего объекта. Стадион можно будет восстанавливать, реконструировать, но не расширяя той площади, которую он сейчас занимает. Как мне представляется, найден компромисс. Ограничения по использованию земельных участков — обоснованные и разумные. Других Юрьева и Хутыни у нас нет.

Фото Владимира БОГДАНОВА

РЕКЛАМА

Еще статьи

В Год семьи у супругов Ирины и Антона Казаковых из Валдая родился пятый ребёнок. У старших Глеба, Григория, Егора и Вари появилась младшая сестрёнка Василиса.

Всё в комплексе

В национальный проект «Семья» войдут пять федеральных проектов

17.07.2024 | Общество

Средства, взятые по семейной ипотеке, можно направить на строительство собственного дома.

Где мы – там и дом

Новгородская область вошла в число регионов с расширенными возможностями семейной ипотеки.

17.07.2024 | Общество

Нелли Комальдинова не только заведует консультацией, но и сама проводит приём, имея большой опыт работы в акушерском отделении (в том числе и операционный). Недавно врач удостоена престижной награды «Человек года».

Право на жизнь

С октября минувшего года в Новгородской области реализуется проект «Здравствуй, мама!», направленный на мотивацию рождаемости

17.07.2024 | Общество

Самое главное — не оставлять маленьких детей без присмотра.

Опасная высота

Следователи объяснили родителям, как не допустить падения ребёнка из окна

17.07.2024 | Общество

Соблюдайте базовые правила кибербезопасности: надёжное хранение паролей, защиту данных, защиту от вредоносного ПО, резервное копирование и другие

Двойник от нейросети

Как защититься от дипфейка в Интернете?

17.07.2024 | Общество

Изображение от freepik

Как распознать деменцию и предотвратить развитие этого неизлечимого заболевания?

Деменция способна полностью разрушить личность человека. И, к сожалению, нет такого лекарства, которое бы её вылечило. Н...

17.07.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА