Воскресенье, 14 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Свят Сергий и не свят Серафим

360 лет рядом, но с другим обрядомКак быстро летит время! Вот уже десятилетие минуло, как восстановлен храм Иоанна Богослова на Витке. Мы и не заметили. В большинстве своем ходим в другие, по праздникам. Кто ходит. А там, в укромном месте близ реки, старообрядцы молятся.

360 лет рядом, но с другим обрядом

Как быстро летит время! Вот уже десятилетие минуло, как восстановлен храм Иоанна Богослова на Витке. Мы и не заметили. В большинстве своем ходим в другие, по праздникам. Кто ходит. А там, в укромном месте близ реки, старообрядцы молятся.

Что десять? Храму сему 630 лет исполнилось. И вот совпали как-то два юбилея. Чтобы мы это все-таки заметили, новгородская община Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) напомнила нам, проведя в областной научной библиотеке просветительский вечер «Славен храм».

Привычно думать, что староверы — это замкнутость, отрешенность от остального мира. Сами по себе, словом. Образ складывался столетиями. А что там, в веках? Жертвы, тяготы, неистребимое стремление сберечь православие таким, каким оно было до реформ патриарха Никона. Не до публичности было.

Две веры, одна страна
Предстоятель РПСЦ, митрополит Московский и всея Руси Корнилий в приветственном слове, произнесенном в храме книги, упомянул о том, что в этом месяце в Ярославле состоится президентский совет, где будет обсуждаться «русский вопрос». Владыка туда приглашен.

Сравнительно недавно это была тема патриотической интеллигенции. Еще — националистов и экстремистов. Определением тонкой грани между ними активно занимались правоохранительные органы. Теперь такое понятие, как «русский мир», на устах у политиков. Проходят «Русские форумы» (это всяко разумнее, чем «марши»).

— «Русский вопрос» видоизменялся в зависимости от обстоятельств, — заметил владыка Корнилий. — Солженицын считал чрезвычайно важным народосбережение. Сегодня время рассматривать проблему шире — стоит вопрос о сохранении русскости и нашей веры.

Крестоносцы, поляки, французы, опять немцы. Теперь вот дистанционно-санкционно. Какие-то не такие мы, не так себя ведем. С точки зрения Запада.

Положение требует и напряжения сил, и внутреннего единения. Как достичь? Покаянием, стремлением жить праведно, служением истине. Это нам скажет любой православный пастырь. Но истинное православие, говорит владыка Корнилий, хранит старообрядчество. На том оно и стоит, негромко, но регулярно уличая «новообрядцев» в неистинности. Это трибуна, а не фундамент для единства. В чем оно? В единоверии? Проект «старообрядческого униатства» не имел особого успеха в XIX веке и вряд ли будет иметь теперь. В России пока наше единство, только в ней...

Нынче и у самого старообрядчества (а это не только РПСЦ, беспоповцев никак не меньше) — почти юбилей. 1654 год — особенный в нашей истории. Переяславская Рада, воссоединение с левобережной Украиной. За Киевом — историческое первенство в принятии христианства. Но к XVII веку он, будучи в духовном окормлении от Константинополя, уже молился по «новогреческим образцам». И патриарх Никон взял их за основу сочтя правильными. Так совпало: пришла Украина, но ушли староверы. Сергий Радонежский для них свят, Серафим Саровский — нет.

За аз единый
Зато Павел Коломенский старообрядцами почитаем, а РПЦ такого святого не знает. Сильно разнится само жизнеописание епископа-мученика. Каким оно видится исследователю-старообрядцу, можно судить по сообщению, сделанному на вечере «Славен храм» историком и публицистом Дмитрием УРУШЕВЫМ (Москва).

Будущий епископ Коломенский и Каширский Павел родился в Нижегородских пределах. Как и будущий реформатор церкви Никон. Как и  будущий лидер раскола протопоп Аввакум.

Урушев предполагает, что Никон даже учился у отца Павла — сельского священника. И что как ровесники они были товарищами в детских играх. Не без протекции Никона в 1651 году Павел — игумен Пафнутьево-Боровского монастыря, считавшегося «царским». Туда приезжали молиться государи и великие князья. Через год рукоположен в епископы. На Соборе 1654 года Павел — единственный, кто открыто возразил Никону, защищая старые обряды. Патриарх сменил милость на гнев. Избитый и низложенный им епископ был отправлен под надзор в Варлаамо-Хутынский монастырь, где даже общение с ним запрещалось под страхом смерти.

Владыка Корнилий провёл богослужение в храме Ильи Пророка на славне Здесь, на Новгородчине, окончился земной путь опального епископа. Для одних это был конец человека, тронувшегося рассудком, не выдержавшего тяжких испытаний. Для других — сознательная жертва ревнителя древлего благочестия, принявшего подвиг юродства.

Как поведал автор исследования, получив определенную свободу, Павел ходил по домам, проповедуя двуперстие и старые обряды. Далее Никон, узнав о проповеди Павла, распорядился подослать убийц. 6 апреля 1656 года в окрестностях монастыря Павла «зарезали, как овцу, а тело сожгли».

Так или иначе — кто теперь расследует? — Павел действительно был умерщвлен. И когда в 1677 году Собор осудил Никона, то в вину ему вменили и грех смертоубийства епископа.

— Я много и бесплодно искал хоть один документ, составленный Павлом Коломенским, — рассказывал Дмитрий Александрович. — И вдруг мне снится сон, что я прихожу в архив древних актов, а там лежит грамота Павла с его печатью. Так и вышло! Я будто услышал, как епископ диктует дьяку челобитную, как через века звучит его голос.

Словам историка в этот вечер аккомпанировала Софийская звонница.

Похвала дереву
А колокол храма Ильи Пророка на Славне пока молчит. Просто его там  нет, очень давно уже. Однако в начале года храм был передан РПСЦ. В феврале над многострадальной церковью, перестроенной и обезглавленной, служившей с советских времен и общежитием, и складом, поднялся скромный деревянный крест. Несколько дней назад здесь впервые служили архиерейский молебен. Возглавил службу митрополит.

«Паки паки миром Господу помолимся...». Зайдя в храм на фразе, не каждый сразу и поймет, что служба по старому обряду. А замените-ка мысленно эти «паки паки» на «опять-опять». От такого перевода на современный язык не только староверы поспешили бы на улицу. Довольно нашему люду и прежних разногласий.

Сказать, что работы в переданном храме непочатый край, — ничего не сказать.

Отец Леонтий ПИМЕНОВ из Орехово-Зуево, узнав, что перекрытия-перегородки из дерева, аж перекрестился: «Слава те, Господи». Я грешным делом даже предположил в том нечто нематериальное.

— Все материально — и дерево, и железобетон, — пояснил батюшка. — Но с деревом проще и приятнее иметь дело. Я же тоже восстанавливал храмы...

Он и в миру был когда-то реставратором. Наверное, его похвала дорога отцу Александру ПАНКРАТОВУ:

— Когда я смотрю на иконостас в храме Иоанна Богослова на Витке, сделанный радениями отца Александра, не верю, что он не древний.

Наука в помощь
Отец Александр — и сам иконописец, искусствовед. Он видит промысел Божий в том, что РПСЦ передан именно этот храм. В XVIII веке здесь служил отец Никифор Лебедка, тайный старообрядец, за что и был казнен.

Наставника новгородских староверов предстоящие трудности реставрации не пугают. Когда восстановление сравнили с битвой, он выразил надежду на засадный полк, который решит ее исход. Ему, конечно, хотелось бы усилить свой полк с помощью государства: подана заявка в Министерство культуры на финансирование проектных работ в 2015 году. Староверы против вольностей новодела и за научный подход к реставрации памятника, датируемого 1455 годом. Кстати, о науке: учитывая, что по соседству с храмом Ильи когда-то начинал раскопки Артемий Арциховский, планируется выделить в церкви место для музейной экспозиции. Это совместный проект с музеем-заповедником.

Свят Сергий и не свят СерафимСлово Пастыря
Митрополит Московский и всея Руси Корнилий:

— Сегодня пришло время тревог, грубой силы, преследований православных, что все мы видим на Украине. Для старообрядцев это не ново, это наш вековой опыт. Унывать не по-христиански. Мы должны поддерживать друг друга трудом и молитвой. Церковь наша прирастает, слава Богу. Недавно был в Крыму, там тоже есть старообрядцы. Обсуждалась возможность открытия храмов. В Великом Новгороде не был несколько лет. Радуюсь, что прибавилось паствы, радуюсь молодым лицам. Надеюсь, увижу еще многолюдные службы в храме Ильи Пророка, куда я заходил с чувством трепета, ведь это святыня в веках. Это радость, что Господь дает нам возможность внести свою посильную лепту во искупление грехов наших и грехов предшественников, разрушавших храмы Божии.

Владимир МАЛЫГИН (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

«Мой окоп теперь здесь»

«Мой окоп теперь здесь»

Антон Сухиненко считает, что нам ещё предстоит выиграть сражение за умы

10.12.2025 | Общество

Ученье и развлеченье

Ученье и развлеченье

Чтобы удержать внимание ребёнка, экскурсовод должен сделать всё и ещё чуть-чуть

10.12.2025 | Общество

Искусство добра

Искусство добра

В День добровольца волонтёров региона отметили памятными знаками, благодарностями и грантовыми сертификатами

10.12.2025 | Общество

Когда картины как дети

Когда картины как дети

Художник Олег Филиппов подарит Музею-усадьбе Суворова в Кончанском свою работу, победившую во всероссийском конкурсе

10.12.2025 | Общество

Люди на болоте

Люди на болоте

Берестяная коллекция Новгородского музея-заповедника пополнилась книгой енисейских старообрядцев

10.12.2025 | Общество

Бонус с минусом

Бонус с минусом

Новая финансовая пирамида Lemon Mall прикрывается инвестициями в косметическую продукцию

10.12.2025 | Общество