Четверг, 18 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Свят Сергий и не свят Серафим

360 лет рядом, но с другим обрядом

Как быстро летит время! Вот уже десятилетие минуло, как восстановлен храм Иоанна Богослова на Витке. Мы и не заметили. В большинстве своем ходим в другие, по праздникам. Кто ходит. А там, в укромном месте близ реки, старообрядцы молятся.

Что десять? Храму сему 630 лет исполнилось. И вот совпали как-то два юбилея. Чтобы мы это все-таки заметили, новгородская община Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) напомнила нам, проведя в областной научной библиотеке просветительский вечер «Славен храм».

Привычно думать, что староверы — это замкнутость, отрешенность от остального мира. Сами по себе, словом. Образ складывался столетиями. А что там, в веках? Жертвы, тяготы, неистребимое стремление сберечь православие таким, каким оно было до реформ патриарха Никона. Не до публичности было.

Две веры, одна страна
Предстоятель РПСЦ, митрополит Московский и всея Руси Корнилий в приветственном слове, произнесенном в храме книги, упомянул о том, что в этом месяце в Ярославле состоится президентский совет, где будет обсуждаться «русский вопрос». Владыка туда приглашен.

Сравнительно недавно это была тема патриотической интеллигенции. Еще — националистов и экстремистов. Определением тонкой грани между ними активно занимались правоохранительные органы. Теперь такое понятие, как «русский мир», на устах у политиков. Проходят «Русские форумы» (это всяко разумнее, чем «марши»).

— «Русский вопрос» видоизменялся в зависимости от обстоятельств, — заметил владыка Корнилий. — Солженицын считал чрезвычайно важным народосбережение. Сегодня время рассматривать проблему шире — стоит вопрос о сохранении русскости и нашей веры.

Крестоносцы, поляки, французы, опять немцы. Теперь вот дистанционно-санкционно. Какие-то не такие мы, не так себя ведем. С точки зрения Запада.

Положение требует и напряжения сил, и внутреннего единения. Как достичь? Покаянием, стремлением жить праведно, служением истине. Это нам скажет любой православный пастырь. Но истинное православие, говорит владыка Корнилий, хранит старообрядчество. На том оно и стоит, негромко, но регулярно уличая «новообрядцев» в неистинности. Это трибуна, а не фундамент для единства. В чем оно? В единоверии? Проект «старообрядческого униатства» не имел особого успеха в XIX веке и вряд ли будет иметь теперь. В России пока наше единство, только в ней...

Нынче и у самого старообрядчества (а это не только РПСЦ, беспоповцев никак не меньше) — почти юбилей. 1654 год — особенный в нашей истории. Переяславская Рада, воссоединение с левобережной Украиной. За Киевом — историческое первенство в принятии христианства. Но к XVII веку он, будучи в духовном окормлении от Константинополя, уже молился по «новогреческим образцам». И патриарх Никон взял их за основу сочтя правильными. Так совпало: пришла Украина, но ушли староверы. Сергий Радонежский для них свят, Серафим Саровский — нет.

За аз единый
Зато Павел Коломенский старообрядцами почитаем, а РПЦ такого святого не знает. Сильно разнится само жизнеописание епископа-мученика. Каким оно видится исследователю-старообрядцу, можно судить по сообщению, сделанному на вечере «Славен храм» историком и публицистом Дмитрием УРУШЕВЫМ (Москва).

Будущий епископ Коломенский и Каширский Павел родился в Нижегородских пределах. Как и будущий реформатор церкви Никон. Как и  будущий лидер раскола протопоп Аввакум.

Урушев предполагает, что Никон даже учился у отца Павла — сельского священника. И что как ровесники они были товарищами в детских играх. Не без протекции Никона в 1651 году Павел — игумен Пафнутьево-Боровского монастыря, считавшегося «царским». Туда приезжали молиться государи и великие князья. Через год рукоположен в епископы. На Соборе 1654 года Павел — единственный, кто открыто возразил Никону, защищая старые обряды. Патриарх сменил милость на гнев. Избитый и низложенный им епископ был отправлен под надзор в Варлаамо-Хутынский монастырь, где даже общение с ним запрещалось под страхом смерти.

Владыка Корнилий провёл богослужение в храме Ильи Пророка на славне Здесь, на Новгородчине, окончился земной путь опального епископа. Для одних это был конец человека, тронувшегося рассудком, не выдержавшего тяжких испытаний. Для других — сознательная жертва ревнителя древлего благочестия, принявшего подвиг юродства.

Как поведал автор исследования, получив определенную свободу, Павел ходил по домам, проповедуя двуперстие и старые обряды. Далее Никон, узнав о проповеди Павла, распорядился подослать убийц. 6 апреля 1656 года в окрестностях монастыря Павла «зарезали, как овцу, а тело сожгли».

Так или иначе — кто теперь расследует? — Павел действительно был умерщвлен. И когда в 1677 году Собор осудил Никона, то в вину ему вменили и грех смертоубийства епископа.

— Я много и бесплодно искал хоть один документ, составленный Павлом Коломенским, — рассказывал Дмитрий Александрович. — И вдруг мне снится сон, что я прихожу в архив древних актов, а там лежит грамота Павла с его печатью. Так и вышло! Я будто услышал, как епископ диктует дьяку челобитную, как через века звучит его голос.

Словам историка в этот вечер аккомпанировала Софийская звонница.

Похвала дереву
А колокол храма Ильи Пророка на Славне пока молчит. Просто его там  нет, очень давно уже. Однако в начале года храм был передан РПСЦ. В феврале над многострадальной церковью, перестроенной и обезглавленной, служившей с советских времен и общежитием, и складом, поднялся скромный деревянный крест. Несколько дней назад здесь впервые служили архиерейский молебен. Возглавил службу митрополит.

«Паки паки миром Господу помолимся...». Зайдя в храм на фразе, не каждый сразу и поймет, что служба по старому обряду. А замените-ка мысленно эти «паки паки» на «опять-опять». От такого перевода на современный язык не только староверы поспешили бы на улицу. Довольно нашему люду и прежних разногласий.

Сказать, что работы в переданном храме непочатый край, — ничего не сказать.

Отец Леонтий ПИМЕНОВ из Орехово-Зуево, узнав, что перекрытия-перегородки из дерева, аж перекрестился: «Слава те, Господи». Я грешным делом даже предположил в том нечто нематериальное.

— Все материально — и дерево, и железобетон, — пояснил батюшка. — Но с деревом проще и приятнее иметь дело. Я же тоже восстанавливал храмы...

Он и в миру был когда-то реставратором. Наверное, его похвала дорога отцу Александру ПАНКРАТОВУ:

— Когда я смотрю на иконостас в храме Иоанна Богослова на Витке, сделанный радениями отца Александра, не верю, что он не древний.

Наука в помощь
Отец Александр — и сам иконописец, искусствовед. Он видит промысел Божий в том, что РПСЦ передан именно этот храм. В XVIII веке здесь служил отец Никифор Лебедка, тайный старообрядец, за что и был казнен.

Наставника новгородских староверов предстоящие трудности реставрации не пугают. Когда восстановление сравнили с битвой, он выразил надежду на засадный полк, который решит ее исход. Ему, конечно, хотелось бы усилить свой полк с помощью государства: подана заявка в Министерство культуры на финансирование проектных работ в 2015 году. Староверы против вольностей новодела и за научный подход к реставрации памятника, датируемого 1455 годом. Кстати, о науке: учитывая, что по соседству с храмом Ильи когда-то начинал раскопки Артемий Арциховский, планируется выделить в церкви место для музейной экспозиции. Это совместный проект с музеем-заповедником.

Свят Сергий и не свят СерафимСлово Пастыря
Митрополит Московский и всея Руси Корнилий:

— Сегодня пришло время тревог, грубой силы, преследований православных, что все мы видим на Украине. Для старообрядцев это не ново, это наш вековой опыт. Унывать не по-христиански. Мы должны поддерживать друг друга трудом и молитвой. Церковь наша прирастает, слава Богу. Недавно был в Крыму, там тоже есть старообрядцы. Обсуждалась возможность открытия храмов. В Великом Новгороде не был несколько лет. Радуюсь, что прибавилось паствы, радуюсь молодым лицам. Надеюсь, увижу еще многолюдные службы в храме Ильи Пророка, куда я заходил с чувством трепета, ведь это святыня в веках. Это радость, что Господь дает нам возможность внести свою посильную лепту во искупление грехов наших и грехов предшественников, разрушавших храмы Божии.

Владимир МАЛЫГИН (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

В Год семьи у супругов Ирины и Антона Казаковых из Валдая родился пятый ребёнок. У старших Глеба, Григория, Егора и Вари появилась младшая сестрёнка Василиса.

Всё в комплексе

В национальный проект «Семья» войдут пять федеральных проектов

17.07.2024 | Общество

Средства, взятые по семейной ипотеке, можно направить на строительство собственного дома.

Где мы – там и дом

Новгородская область вошла в число регионов с расширенными возможностями семейной ипотеки.

17.07.2024 | Общество

Нелли Комальдинова не только заведует консультацией, но и сама проводит приём, имея большой опыт работы в акушерском отделении (в том числе и операционный). Недавно врач удостоена престижной награды «Человек года».

Право на жизнь

С октября минувшего года в Новгородской области реализуется проект «Здравствуй, мама!», направленный на мотивацию рождаемости

17.07.2024 | Общество

Самое главное — не оставлять маленьких детей без присмотра.

Опасная высота

Следователи объяснили родителям, как не допустить падения ребёнка из окна

17.07.2024 | Общество

Соблюдайте базовые правила кибербезопасности: надёжное хранение паролей, защиту данных, защиту от вредоносного ПО, резервное копирование и другие

Двойник от нейросети

Как защититься от дипфейка в Интернете?

17.07.2024 | Общество

Изображение от freepik

Как распознать деменцию и предотвратить развитие этого неизлечимого заболевания?

Деменция способна полностью разрушить личность человека. И, к сожалению, нет такого лекарства, которое бы её вылечило. Н...

17.07.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА