Четверг, 18 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Культура несогласия

Почему старообрядцы не признают Серафима Саровского, но почитают Сергия Радонежского

Год назад община Русской православной старообрядческой церкви Великого Новгорода получила от государства в пользование и на попечение церковь Ильи Пророка на Славне, уникальный памятник древнерусской культуры, долгое время находившуюся почти в катастрофическом состоянии (1455).

По случаю годовщины знаменательного события и состоялся разговор с настоятелем общины отцом Александром ПАНКРАТОВЫМ.

— Отец Александр, расскажите, пожалуйста, об истории этого многострадального места...

— Собственно трагической она стала больше уже в близкие к нам времена... Славенский конец, или Славна, считается одним из древнейших славянских поселений Новгорода, и есть даже такая версия (конечно, она слишком смелая, но тем не менее), что сам термин славяне первоначально означал «живущие на Славне». На то, что это место уходит очень глубоко корнями в историю, намекает и освящение здешнего храма в честь пророка Ильи. Ведь известно, что именно этому святому посвящались храмы в тех местностях, где славяне принимали христианство ещё в языческий период истории. Так что, возможно, здесь, на месте существующей церкви, учитывая древность поселения, храм существовал (конечно, тогда ещё деревянный) с незапамятных времён.

— Стало быть, это не тот храм, коему более 700 лет?

— Здание, которое мы сейчас видим, всё-таки к XII веку относится только в самых своих нижних частях, потому что в XV столетии, в 1455 году, святой новгородский владыка Евфимий перестроил храм. Он был полностью разобран, и с подошвы выстроен заново на старой основе. Такая была тенденция в его правление, которую исследователи называют Евфимьевскими реставрациями. В таком виде, с некоторыми не очень значительными перестройками, наш храм сохранялся до XX века. К сожалению, после революции 1917-го многое изменилось. В 30-е годы была разрушена замечательная шатровая колокольня 1860-х годов. А потом — война...

Новгород сдали врагу достаточно быстро, уже в августе 41-го. И город три года — по январь 1944 года — простреливался насквозь с двух сторон. И при одном из обстрелов снаряд попал в Ильинский храм на Славне и повредил основание его главы.

К сожалению, с 1944-го по 1950 годы всё это стояло непокрытым, никто не реставрировал храм в то тяжёлое послевоенное время, хотя он и использовался в качестве какого-то склада. И в мае 1950-го купол, увы, рухнул. Властями было принято решение не восстанавливать здание в прежнем церковном виде, а перестроить его под жилой дом. Таким образом, длительное время здесь просто жили люди. Последнего реально прописанного здесь жильца расселили только в 2011 году. Сейчас у нас стоит новая задача — возрождение и восстановление храма, придание ему внутри и снаружи былого вида. Этим мы и занимаемся постепенно.

— А почему именно вам, старообрядцам, государство передало в пользование такой уникальный объект?

— У нас в Новгороде с 2001 года находится в пользовании другой храм — церковь святого Иоанна Богослова на Витке (1384). Здание, конечно, тоже замечательное, но очень маленькое, тесное. А приход наш постепенно расширяется. И мы с 2006 года ходатайствовали, чтобы нам передали ещё одно здание, вместительнее. Очень долго просили о передаче храма святого Димитрия Солунского на Большой Московской улице, напротив торгового центра «Гагаринский», это тоже древнее здание: XIV век с перестройками XV столетия. Но нам отказали. То здание передали Новгородской епархии — митрополии Московского Патриархата. Зато в областном комитете культуры нам намекнули, что если мы попросим церковь Ильи Пророка на Славне, нам могут её дать. Мы так и сделали.

— Вам очень повезло!

— Благодарение Господу Богу и власть предержащим, наша заявка была удовлетворена. В этом видится и некий особый промысел. Дело в том, что в начале XVIII столетия здесь служил священник по имени отец Никифор Лебёдка, который был духовником самого Александра Меньшикова — ближайшего соратника Петра I. Он как христианин имел духовного отца и приезжал сюда на исповедь.

А отец Никифор был тайным старообрядцем. Внутренне он не принимал реформ патриарха Никона, молился по старым книгам и дораскольным уставам. Тогда это преследовалось, и несмотря на высокого покровителя в лице Меньшикова, нашлись «добрые люди», которые донесли на священника, и он окончил жизнь на плахе. Нам же видится некий акт исторической справедливости в том, что теперь здесь мы молимся так же, как молился отец Никифор, и как молились в древности, когда этот храм строился. Ведь он глубоко дониконовский, как и большинство новгородских церквей.

— А не связаны ли сложности получения вами зданий и государственного финансирования с тем, что это именно старообрядческая церковь делает?

— Пока никаких  препятствий в этом плане мы не ощущаем. Наоборот, отношение вполне благосклонное. Думается, решение скорее зависит от общей ситуации в стране. Но, конечно, мы пытаемся искать и собственные источники средств, обращаемся к различным благотворителям. И кое-что уже сделали, в основном касающееся инфраструктуры. Шевелимся...

— Много старообрядцев в Новгороде?

— Точно сказать трудно, но тех, кто реально ходит в храм, человек шестьдесят. По области есть ещё люди. Мы сейчас заканчиваем строить наш храм в Малой Вишере. Строится церковь в деревне под Демянском. И ещё есть места, где живут наши люди: в Боровичах, в Старой Руссе и не только там. Люди есть, из области к нам сюда приезжают. Существует тенденция к росту общины.

— В Новгороде есть старообрядцы, которые базируются на улице Молотковской. Есть ли у вас с ними какой-то контакт?

Церковь Ильи Пророка на Славне в следующем году отметит 560-летие— Это беспоповцы поморского согласия. И надо сказать, что традиционно большинство новгородских старообрядцев — конечно, эти самые беспоповцы. Они лучше здесь сохранились. У них достаточно сильная община в Старой Руссе, она не закрывалась все советские годы. Мы с ними поддерживаем самые дружеские человеческие отношения. Но в плане духовном общения нет. Вместе мы не молимся, потому что они отрицают священство.

Вот я — священник. А они считают, что меня не может быть, потому что, по их убеждению, после никоновской реформы истинное священство пресеклось, исчезло, и его уже как бы неоткуда взять. Поэтому у них нет священников, и служба совершается в сокращённом виде: только то, что может по канонам делать мирской человек в отсутствие батюшки. Я их не осуждаю. Как говорится, Господь разберёт, кто прав, кто виноват, в конечном счёте...

— Отец Александр, а как вы относитесь к святым, канонизированным РПЦ? Какие у вас отличия и особенности?

— Мы не имеем в своих церковных календарях святых, канонизированных Синодом. Они старообрядцами не были, поэтому для нас их святость как бы неактуальна.

— То есть всё, что после Никона, для вас не существует?

— У нас есть свои святые, которые после Никона просияли. В первую очередь это мученики и страдальцы за веру.

— А кто самый выдающийся святой для старообрядцев из наиболее близких к нам времён?

— У нас канонизированы и пострадавшие от советской власти, наши мученики XX века. Например, епископ Петроградский и Тверской Геронтий, который умер в 1951 году. Он провёл десять лет в заключении и написал замечательные воспоминания «Десятилетие вне свободы», которые по уровню воздействия вполне сопоставимы с книгами Солженицына и Шаламова о ГУЛАГе. Но это написано именно глубоко верующим человеком, епископом, и больше всего в этих воспоминаниях поражает, конечно, и тяжесть испытаний, которые выпали на его долю, и то, как он их переносил, с какой духовной силой и… необычайным незлобием. Это очень ценно в наше время, когда люди, видя какую-то маленькую неприятность, сразу начинают такой скандал подымать, как будто творится светопреставление.

— Но всё-таки интересно, какие у вас чувства вызывает тот же Серафим Саровский, который имеет огромное значение для православных русских людей?

— Простите, для нас его как бы не существует. Но есть и ещё один момент, который заставляет по меньшей мере сомневаться. Разумеется, не хочу этим никого оскорбить, задеть чувства верующих, но если в корень глянуть… Когда читаешь жития некоторых так называемых «старцев», обращаешь внимание, что все они стремятся к некоему особенному «стяжанию благодати». Как будто бы той благодати, которая уже есть в Церкви, недостаточно! В нормальной христианской жизни человек не нуждается в чрезмерном количестве благодати. То есть во всём хороша мера. И мера эта Церковью уже определена: есть храм, приходский священник, Таинства, молитва церковная и домашняя...

— Ну а Сергия Радонежского вы признаёте? Ходите к его мощам в Троице-Сергиеву лавру?

— Конечно! Безусловно! Он же глубоко дониконовский. Святыня не оскверняется тем, что находится в чужих руках. Ещё в Ветхом Завете есть эпизод, когда Ковчег Завета похитили язычники — филистимляне — и поставили в своём храме Дагона, морского божества. Но от этого Ковчег ведь не осквернился. Так же и здесь. Единственное, что, когда мы прикладываемся, пытаемся совершать это так, чтобы нам никто не мешал, отдельно, чтобы не смешиваться в молитве с нестарообрядцами.

Вообще история старообрядчества — замечательный пример того, как люди выработали так называемую культуру несогласия. Допустим, я с человеком не согласен так, что готов, что называется, в дым разругаться. Но не делаю этого, уважая взгляды оппонента. И мы все стараемся этого по возможности придерживаться. Сохраняем себя, свои веру и основы и стремимся мирно уживаться с окружающими, какой бы веры они ни были. Этому нас история очень хорошо научила.

Евгений БОГАЧКОВ
Фото из архива «НВ»

РЕКЛАМА

Еще статьи

В Год семьи у супругов Ирины и Антона Казаковых из Валдая родился пятый ребёнок. У старших Глеба, Григория, Егора и Вари появилась младшая сестрёнка Василиса.

Всё в комплексе

В национальный проект «Семья» войдут пять федеральных проектов

17.07.2024 | Общество

Средства, взятые по семейной ипотеке, можно направить на строительство собственного дома.

Где мы – там и дом

Новгородская область вошла в число регионов с расширенными возможностями семейной ипотеки.

17.07.2024 | Общество

Нелли Комальдинова не только заведует консультацией, но и сама проводит приём, имея большой опыт работы в акушерском отделении (в том числе и операционный). Недавно врач удостоена престижной награды «Человек года».

Право на жизнь

С октября минувшего года в Новгородской области реализуется проект «Здравствуй, мама!», направленный на мотивацию рождаемости

17.07.2024 | Общество

Самое главное — не оставлять маленьких детей без присмотра.

Опасная высота

Следователи объяснили родителям, как не допустить падения ребёнка из окна

17.07.2024 | Общество

Соблюдайте базовые правила кибербезопасности: надёжное хранение паролей, защиту данных, защиту от вредоносного ПО, резервное копирование и другие

Двойник от нейросети

Как защититься от дипфейка в Интернете?

17.07.2024 | Общество

Изображение от freepik

Как распознать деменцию и предотвратить развитие этого неизлечимого заболевания?

Деменция способна полностью разрушить личность человека. И, к сожалению, нет такого лекарства, которое бы её вылечило. Н...

17.07.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА