Четверг, 18 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Миллениум похож на печку

От него можно плясать долго и без усталости

18—20 сентября Старая Русса отметит круглую дату своей истории. Присоединяйтесь! Новгородцев приглашает в гости глава Старорусского района Андрей БЫКОВ.

— Андрей Викторович, у вас лично уже праздничное настроение?

— Придет, я думаю. Мы же в буднях еще. Там асфальт кладем, там еще что-то делаем. А пока... Волнение — да, есть.

— Вдруг приедут большие люди и будут не слишком довольны?

— Мы вообще-то для города это делаем, для самих себя. И поработали, я считаю, хорошо. Не могу никого назвать в нашей команде, кто отнесся бы к юбилею с прохладцей. Просто не каждый день 1000-летие отмечаем. А вдруг погода подкачает? Мы же не Москва, чтобы тучи разгонять.

— Вы все еще ждете к празднику московского подарка в виде открытия линии финансирования по туристическому кластеру?

— Уже нет, это перенесено на 2017 год. И в ополовиненном объеме: вместо изначально планировавшихся 920 млн. рублей государственной поддержки, по последним данным, будет порядка 450 млн.

— Придется корректировать проект?

— Зачем? Этого было бы достаточно на первую очередь. Чтобы реконструировать центральную площадь, провести комплекс работ по обустройству пешеходного маршрута. Хотя бы до Живого моста. А дальше, для второго этапа, уже самим надо инвесторов искать.

— Причем не где-то на стороне...

— Так мы и заняты не одним только кластером. Например, по второму курорту есть подвижки. С нашей стороны все вопросы решены: участок сформирован, зарегистрирован, подготовлен к продаже с аукциона. Претенденты есть.

В зоне отдыха

— Каковы параметры здравницы № 2?

— Конкретных цифр назвать пока не могу. Точно, что не на тысячу мест, как действующий, поменьше немного. Суть, как известно, в деталях, а они пока обсуждаются. Будет ли там, я имею в виду Царицынский источник, стопроцентный частный капитал, или проект будет реализован на условиях частно-государственного партнерства? Следующий принципиальный вопрос касается организационной формы: организация-курорт или медицинский центр? Есть идея, и она обсуждалась на уровне Министерства здравоохранения, создания регионального реабилитационного центра. При этом там могли бы получать определенные услуги и местные жители.

— Коль скоро вы сами вспомнили об их интересе, не могу не спросить: где рушане будут купаться в следующем году? Неизвестно, какую плату с них запросят за моцион на Соляном озере и какой еще придумают абонемент? Хотя и этим летом мало не показалось.

— К сожалению, на этот волнующий жителей вопрос ответа пока нет. Мы проверили места, где можно было бы обустроить альтернативную зону отдыха. Они не отвечают санитарно-эпидемиологическим требованиям.

— Для еще одного курорта место есть, а для купания нет?04panorama

— И для третьего есть! Но вы же не станете плавать в источнике? Не надо путать процедуры с обычным отдыхом на водоеме. Как раз строительство новой здравницы или центра, возможно, позволит нам совместить эти вещи. Допустим, если запитать из источника общественный водоем. Мы будем обсуждать это с теми, кто выиграет конкурс.
Доходное место

— Когда Старую Руссу называют городом-курортом — это факт или аванс? Не живет же она преимущественно этим?

— Факт. У нас, что, нет минеральных вод? И аванс. Курортная составляющая в нашей экономике может и должна возрастать. До какого уровня? Допустим, в этом году у нас отдохнули уже 22 тысячи человек.

— И вы их всех сосчитали как туристов?

— В город-то они выходили, сувениры покупали. Так вот, всего мы насчитали уже 70 тысяч туристов. То есть вовсе не в одном только курорте дело. Понятно, что в основной своей массе это туристы одного дня. Чтобы люди задерживались у нас хотя бы на два дня, ночевали у нас, их надо заинтересовать. Хорошо, что у нас появилась «Усадьба средневекового рушанина» — это интересно. Еще бы, скажем, «дом Грушеньки», ресторанчик, стилизованный под то время, когда в городе жил Достоевский. Это я так, навскидку.

— Так и до казино легко дойти. Мол, Федор Михайлович был не чужд...

— Я экономист. Но думаю, что моралисты тоже хотят, чтобы город стал привлекательнее. Чтобы по нему было приятно гулять. В настоящее время нет обычных уличных указателей. Дефицит стоянок и даже, извините, общественных туалетов. Недостаточно развита сеть услуг — кафе мало. Мы же не потому уцепились за этот кластер, что слово понравилось.

Одна башня, один рубль

— В прошлом году по другую сторону улицы от Спасо-Преображенского монастыря построена заправка. Как это в смысле привлекательности?

— А что там должно было быть?

— Не знаю. Может, памятник. Может, красивое здание.

— Хорошо, давайте ставить памятники и строить новое и красивое. Но никто не пришел и ничего не предложил вместо заправки. А нам, муниципалитету, прежде чем браться за новое, старое бы привести в порядок. Отреставрировать водонапорную башню, здание Дворянского собрания. Это, вообще, центр города, а состояние удручающее. И с церковью Мины давно пора что-то делать.

— Министр культуры Владимир Мединский в свой недавний приезд ничем не обнадежил?

— Только тем, что дал четкий ответ на вопрос о возможности передачи исторических зданий в частные руки. Хоть за один рубль. При условии реставрации и соблюдения охранных обязательств. Надо брать на себя ответственность и заниматься. Хотя я представляю, какое это вызовет возмущение. Мы там хотели музей! И сколько еще лет нам этого хотеть? Посмотрите на перекресток улиц Санкт-Петербургской и Поперечной. Там предприниматель уже восстанавливает историческое здание. Здорово же получается!

Сегодня по экономической составляющей мы больше промышленный город, чем курорт, — я возвращаюсь к вашему вопросу. Один только авиаремонтный завод чего стоит! И, конечно, в дальнейшем, наращивая непроизводственный сектор, хотелось бы, чтобы одновременно развивались и имеющиеся предприятия.

По-старому не будет

— Еще в прошлом году вы говорили, что, к примеру, «Старорусприбор» активно развивается. Почему это обернулось сокращением объемов и штата работников?

— Действительно, после смены собственника был начат перспективный бизнес-проект. Были заказы, закупалось современное оборудование. Европейское! По известным причинам это направление привело к серьезным проблемам. Было 400 работающих, осталось 90. При этом порядка 100 человек собственник завода трудоустроил на другом своем предприятии.

Что дальше? Я не хочу говорить о политике. Будут санкции или не будут. В любом случае уже не будет по-старому. Нужен новый проект по загрузке производственных площадей, такая работа ведется. И «Химмашу» тяжело. Руки никто не опускает.

— Как кризис отразился на доходах муниципального бюджета?

— Пока с ростом идем. У нас и по занятости населения ситуация стабильная. На данный момент зарегистрировано на «бирже» 247 человек, вакансий — 332. Причем там есть нормальные рабочие специальности с более или менее приличной оплатой.

Истоки оттока

— Но молодежь продолжает потихонечку уезжать. Значит, вот это «более или менее» ее не устраивает.

— Вы думаете, это главным образом из-за заработков? Есть такое расхожее мнение: в больших городах — большие возможности. В чем? В развлечениях? В устройстве личной судьбы? Чтобы жить, надо работать. Сильно не развлечешься. Да и скитаться по съемным углам когда-нибудь надоест. Но вы попробуйте переубедить отъезжающих.

Такая внутренняя миграция — это и тверская проблема, и вологодская, и... Не может так продолжаться бесконечно. Не могут все в огромной стране собраться в нескольких точках. Это очень опасные процессы: свято место пусто не бывает. Что-то изменить можно лишь при активном участии государства. Вот мы говорили уже о привлекательной среде. А это еще и комфортные условия для проживания. Элементарные. XXI век! Даже у сельского жителя должны быть дома газ, горячая вода, теплый туалет.

— Если о селе...

— Я могу перечислить ряд инвестиционных проектов. Крупный животноводческий комплекс, кролиководческие фермы, птицефермы – есть инвесторы, которые это собираются делать. Одна картинка. Массовый сектор, то есть личные подсобные хозяйства, — другая. Работают люди, но им, конечно, хлеб с маслом дается очень тяжело.

— Кстати, о воде. Программа улучшения качества питьевой воды в Старой Руссе долго будет оставаться в разряде желаемого?

— Хотел бы назвать день, с которого все будет хорошо, но не могу. Есть инвестиционный проект. Все надежды — на следующий год.

Острые углы

— Когда читаешь на сайте нашей газеты отзывы и комментарии к нашим же старорусским материалам, такое впечатление, что люди устали ждать перемен. Может, поэтому многое воспринимают в штыки.

— Практически все они так воспринимают. У вас там, извините, особая группа комментаторов. Я им могу сказать лишь одно: посмотрите на себя, начните с себя, потом учите других. Мнения у людей на самом деле разные. Я не только критику, но и благодарности слышу. Есть реальная проблема — добро пожаловать. Ко мне и в неприемный день приходят. Еще никто не ушел восвояси, когда я на месте.

— Когда пишут про кафе, где «тусуются и валяются», а власти ничего не замечают, — это реальная проблема?

— Как называется кафе? — получив ответ, Андрей Викторович набирает номер по внутренней связи: «Что за заведение? Есть на него жалобы? Только по вывозу мусора? А насчет поведения публики? Ничего?» — Вот видите.

— Хорошо, вот еще люди интересуются, почему вы не реконструируете колхозный рынок? Дескать, давно пора вместо обветшалых построек поставить одно хорошее здание.

— Согласен! Берите, стройте. Вот только рынок уже больше года продается, а инвестора все нет. К сожалению. Я понимаю, что такие вопросы, может быть, поднимаются и из лучших побуждений. Но надо же уметь видеть и что-то хорошее. Хандра никому не на пользу.

— Тогда с вас итог. Каков он есть на данный момент? В позитиве?

— Вспомним, что у нас было в этом году. Получен статус исторического поселения. Присвоено звание Города воинской славы. Приезжал президент. Звания дивидендов не дают. Так чтобы раз — и мешок денег по щелчку пальцев. Но есть такая вещь — узнаваемость. Старая Русса нынче на слуху, и это дает нам определенные шансы.

Вообще, много было хороших событий. И в этом ряду все-таки особое место — у Всероссийского съезда археологов. Это было в Старой Руссе еще в 2011 году. Тогда было подтверждено наше право на 1000-летие, до которого остались считанные дни. В известном смысле это стало отправной точкой. Такая вот у нас история.

Фото Владимира МАЛЫГИНА

РЕКЛАМА

Еще статьи

В Год семьи у супругов Ирины и Антона Казаковых из Валдая родился пятый ребёнок. У старших Глеба, Григория, Егора и Вари появилась младшая сестрёнка Василиса.

Всё в комплексе

В национальный проект «Семья» войдут пять федеральных проектов

17.07.2024 | Общество

Средства, взятые по семейной ипотеке, можно направить на строительство собственного дома.

Где мы – там и дом

Новгородская область вошла в число регионов с расширенными возможностями семейной ипотеки.

17.07.2024 | Общество

Нелли Комальдинова не только заведует консультацией, но и сама проводит приём, имея большой опыт работы в акушерском отделении (в том числе и операционный). Недавно врач удостоена престижной награды «Человек года».

Право на жизнь

С октября минувшего года в Новгородской области реализуется проект «Здравствуй, мама!», направленный на мотивацию рождаемости

17.07.2024 | Общество

Самое главное — не оставлять маленьких детей без присмотра.

Опасная высота

Следователи объяснили родителям, как не допустить падения ребёнка из окна

17.07.2024 | Общество

Соблюдайте базовые правила кибербезопасности: надёжное хранение паролей, защиту данных, защиту от вредоносного ПО, резервное копирование и другие

Двойник от нейросети

Как защититься от дипфейка в Интернете?

17.07.2024 | Общество

Изображение от freepik

Как распознать деменцию и предотвратить развитие этого неизлечимого заболевания?

Деменция способна полностью разрушить личность человека. И, к сожалению, нет такого лекарства, которое бы её вылечило. Н...

17.07.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА