Четверг, 18 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

От отходов нет прохода

Об изменениях в порядке обращения с мусором

Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты РФ о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ» вступил в силу с 1 января 2015 года. За исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу: с 1 июля 2015 года, с 1 января 2016-го, с 1 января 2017-го и с 1 января 2019 года.

Наибольшее количество изменений вступает в силу с 1 января 2016 года в связи с введением правового регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Полномочия сторон

Федеральные органы государственной власти наделяются полномочиями по установлению порядка определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами (в том числе — с ТКО) и утверждению правил обращения с ТКО, правил коммерческого учета объема или массы ТКО, основ ценообразования в области обращения с ТКО, правил регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО, формы типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, порядка разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с ТКО (в том числе — порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения ТКО), порядка проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО и стандартов раскрытия информации в области обращения с ТКО.

В соответствии со статьей 6 закона субъекты РФ наделяются следующими полномочиями в области обращения с отходами:

— проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— разработка и реализация региональных программ, участие в разработке и выполнении федеральных программ;

Уточним: региональные программы должны содержать информацию об источниках образования отходов, их объемах, целевых показателях и перечне мероприятий субъекта РФ по сбору, вывозу, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов, источниках финансирования указанных мероприятий, а также — о местоположении объектов по утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов. Эти программы подлежат обязательному опубликованию на официальном сайте субъекта РФ в Интернете для всеобщего и бесплатного доступа.

— принятие в соответствии с законодательством РФ законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, контроль за их исполнением;

— осуществление государственного надзора на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

— участие в организации обеспечения населения информацией.

Статья 8 закона относит к полномочиям поселений организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

К полномочиям муниципальных районов — организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

К полномочиям городских округов — организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Однако полномочия органов местного самоуправления и государственной власти субъекта РФ в области обращения с отходами, установленные настоящим федеральным законом, могут быть перераспределены в соответствии с частью 1.2 статьи 17, которая гласит: «Законами субъекта РФ может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Такие законы субъекта РФ вступают в силу с начала очередного финансового года».

В соответствии с Жилищным кодексом

Соответствующие изменения внесены также в федеральные законы № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Изменения, вносимые этим федеральным законом (№ 458-ФЗ), в Жилищный кодекс РФ тоже вступают в силу с 1 января 2016 года. А именно:

— изменяются перечень жилищно-коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и порядок расчета размера платы за их сбор и вывоз;

Причем одновременно с этим сбор и вывоз ТКО должны быть исключены из перечня услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. Плата за эту услугу будет рассчитываться по нормативам накопления ТКО, утвержденным уполномоченным органом государственной власти субъектов РФ.

— устанавливается обязанность собственников жилых домов или частей жилых домов, а также собственников помещений в многоквартирных домах, реализующих непосредственный способ управления домом, обеспечивать обращение с ТКО путем заключения с региональным оператором договора по сбору, транспортировке, обезвреживанию и захоронению ТКО. А управляющие организации, ТСЖ, жилищные кооперативы должны заключать договоры с региональным оператором в отношении многоквартирных домов, находящихся в их управлении;

— установлены особенности внесения платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.

Управляющая организация, ТСЖ и т.д. осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с ТКО, с которым у них заключен договор на оказание соответствующих услуг. Причем на основании решения общего собрания собственников помещений, членов ТСЖ и т.д. плата может вноситься потребителями непосредственно региональному оператору.

Особо следует отметить, что региональный оператор отвечает за оказание услуги по обращению с ТКО, начиная от места их сбора, если иное не установлено договором.

Региональный оператор

Отходы по степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности: I класс — чрезвычайно опасные отходы; II — высокоопасные отходы; III — умеренно опасные отходы; IV — малоопасные отходы; V класс — практически неопасные отходы

 

С 1 января 2016 года оператору по обращению с ТКО (юридическому лицу) будет присваиваться статус регионального оператора и определяться зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который будет проводить уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Статус регионального оператора будет присваиваться на срок не менее чем десять лет. Они осуществляют сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ.

Региональные операторы обязаны осуществлять свою деятельность на основании публичных договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключаемых с собственниками ТКО. Такой договор будет являться публичным для регионального оператора.

По договору региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Правительством РФ будет утверждена типовая форма такого договора.

Федеральным законом также предусмотрены виды деятельности и тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащие регулированию. К регулируемым видам деятельности будут отнесены: обработка ТКО; их обезвреживание, захоронение и оказание услуги по обращению с ТКО региональным оператором.

Регулируемые виды деятельности будут осуществляться по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, установленные уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ.

Регулированию будут также подлежать: единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО; тариф на обработку ТКО; тариф на их обезвреживание и тариф на захоронение.

Фото из архива «НВ»

РЕКЛАМА

Еще статьи

В Год семьи у супругов Ирины и Антона Казаковых из Валдая родился пятый ребёнок. У старших Глеба, Григория, Егора и Вари появилась младшая сестрёнка Василиса.

Всё в комплексе

В национальный проект «Семья» войдут пять федеральных проектов

17.07.2024 | Общество

Средства, взятые по семейной ипотеке, можно направить на строительство собственного дома.

Где мы – там и дом

Новгородская область вошла в число регионов с расширенными возможностями семейной ипотеки.

17.07.2024 | Общество

Нелли Комальдинова не только заведует консультацией, но и сама проводит приём, имея большой опыт работы в акушерском отделении (в том числе и операционный). Недавно врач удостоена престижной награды «Человек года».

Право на жизнь

С октября минувшего года в Новгородской области реализуется проект «Здравствуй, мама!», направленный на мотивацию рождаемости

17.07.2024 | Общество

Самое главное — не оставлять маленьких детей без присмотра.

Опасная высота

Следователи объяснили родителям, как не допустить падения ребёнка из окна

17.07.2024 | Общество

Соблюдайте базовые правила кибербезопасности: надёжное хранение паролей, защиту данных, защиту от вредоносного ПО, резервное копирование и другие

Двойник от нейросети

Как защититься от дипфейка в Интернете?

17.07.2024 | Общество

Изображение от freepik

Как распознать деменцию и предотвратить развитие этого неизлечимого заболевания?

Деменция способна полностью разрушить личность человека. И, к сожалению, нет такого лекарства, которое бы её вылечило. Н...

17.07.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА