Среда, 17 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Александр МАЛЬКЕВИЧ: «Я весь в свету, доступен всем глазам»

О провинциальном ТВ, о провинциальной журналистике и о жизни как таковой

Александр МАЛЬКЕВИЧ за короткое время сумел с нуля создать или перезагрузить несколько телеканалов в разных субъектах Федерации. Его и называют стартапером регионального телевидения.

Три с половиной года (2010—2012) Малькевич возглавлял Новгородское областное телевидение. В 2013—2014 годах руководил холдингом «КЧР Медиа» в Карачаево-Черкесии, создав телеканал «Архыз 24». Сегодня 40-летний стартапер руководит «12 каналом», крупнейшим в Омске.

— Александр, в чем, на ваш взгляд, специфика регионального телевидения?

— Я — один из самых больших приверженцев регионального телевидения, потому что абсолютно убежден, что оно важнее для людей, живущих в конкретных субъектах Федерации, чем большие федеральные каналы. Оно рассказывает не только о своих местных новостях, но и о нуждах, чаяниях, радостях и горестях людей, которые живут на определённой территории. Оно ориентировано на конкретных жителей, а не на какого-то среднестатистического «товарища телезрителя».

— А в чем особенность развития медиа в Омской области?

— Безотносительно телевидения Омская область — это один из самых свободолюбивых с точки зрения медиа регионов России. Здесь абсолютная «квазисвобода» слова, и это не всегда хорошо. Обилие и вседозволенность СМИ, существующих в Омской области, зачастую не объяснить никакими экономическими и идеологическими моделями. Нет ответа на вопрос «Зачем они нужны?». Хозяева и учредители этих СМИ сделали их себе как некие игрушки или пропагандистское PR-оружие, причем не всегда эффективное. Сами журналисты, которые, как мотыльки на свет, летят туда на высокие зарплаты, понимают, что вот — надо жить сегодняшним днем. Никто не думает о будущем хотя бы в среднесрочной перспективе.

— Насколько же высоки зарплаты?

— Я знаю, что в некоторых «условно частных» СМИ зарплаты журналистов достигают 100 тысяч. При этом, подчеркиваю, нет внятной экономической модели, неясно, для чего это нужно. Понятно, что такие СМИ не могут зарабатывать достаточно, чтоб хотя бы частично окупаться.

Другая особенность Омской области в том, что она крайне политизирована и очень легко подвержена распространению слухов. То есть достаточно в коридоре обронить многозначительную фразу — и сразу в ряде СМИ и на интернет-ресурсах это будет препарировано, истолковано, подано самым экзальтированным способом. Одна из основных мифологем Омской земли заключается в том, что там обязательно должны состояться некие выборы, обязательно очень скоро, и огромное количество СМИ очень поможет неким их владельцам в борьбе за кресло губернатора. Под этим соусом СМИ бесконечно плодятся, размножаются, переходят из рук в руки. Когда в каком-то частном разговоре у местных жителей спросишь, например: «А вот скажите, зачем условному Пупкину пять газет, радио и еще что-то?», — вам ответят: «Ну как же, ведь Пупкин пойдет на выборы!». Мне хочется сказать: «Боже мой, ребята, неужели вы считаете, что эти газеты с суммарным тиражом 10—15 тысяч еженедельно или чахлые интернет-ресурсы помогут выиграть выборы?». То есть, получается, существуют некие наивные инвесторы, которых циничные медиаменеджеры регулярно разводят на бабки. Но в итоге зритель, слушатель и читатель, конечно, в выигрыше, потому что получают широченный спектр мнений.

— Насколько профессионален уровень журналистики в Омской области по сравнению с другими регионами, где вы работали?

— Везде есть свои особенности. На Кавказе я реально был впечатлен — говорю это искренне — очень приличной работой дагестанских информационщиков, ну а чеченские — просто шедевральны. Мы видим, как четко работает, скажем, пресс-служба Рамзана Кадырова. Великолепное телевидение в Грозном, там специалисты решают сложнейшие задачи. Они, например, показывали в прямом эфире марафон «От сердца к сердцу». От мечети в Грозном до мечети в Гудермесе бежали десятки тысяч людей, и это всё от и до показывали в прямом эфире. Такое немногим каналам под силу. Что касается Омска, здесь многие журналисты могут высказываться очень ярко, броско, образно, писать с юмором. То есть им позволено то, о чем во многих регионах могут только мечтать.

— Наверное, тогда журналисты должны тянуться в Омскую область за свободой слова? Но по факту Омск не является центром притяжения...

— Свобода слова здесь есть. Например, СМИ может свободно критиковать губернатора или какого-нибудь противника хозяина этого СМИ. Правда, оно не может критиковать так же свободно хозяина СМИ и друга хозяина СМИ. В одном из омских журналов я прямо наслаждался и рейтингами, и очень серьезной аналитикой по цитированию. Они умудрились за полгода сделать серьезные замеры и опубликовали то ли Топ-100, то ли Топ-200 различных омских деятелей... То есть за полгода проанализировано, указано количество сообщений, публикаций. Такие вещи заслуживают очень серьезного уважения, они на профессиональном уровне делаются. Но, повторюсь, экономическая модель этого не ясна.

— Вы уже год возглавляете главный Омский телеканал. Какие итоги можно подвести?

— За год мы вдвое увеличили количество подписчиков в социальных сетях и число уникальных посетителей сайта. Первыми в регионе запустили мобильные приложения и SMART TV. Увеличили аудиторию за счет включения канала в сеть крупнейшего кабельного оператора города, мобильных приложений и т.д.

— У вас вышло довольно много интересных офлайн-проектов, по словам ваших коллег, даже квесты...

— Да, безусловно, самое важное — то, что мы смогли создать проекты, которые вышли в офлайн, стали значимыми событиями в жизни как минимум региона. «Славное имя», с помощью которого мы напомнили омичам 140 имен достойных людей, оставивших свой след в истории региона. Например, 8 ноября мы провели «День Дмитрия Язова» в эфире. Наш проект «Маршрут 1716» тоже вырос в общегородскую акцию и завершился потрясающим квестом в День города. Теперь нас терзают зрители, требуют, чтобы мы такие квесты проводили для всех.

— В целом как бы вы себя охарактеризовали?

— Мы — телевидение, способное быть остросоциальным, а наши проекты интересны зрителям. Это видно по их активности во время прямых эфиров и в социальных сетях. Когда удается делать серьезные благие дела, начиная от маленьких историй, как полет на вертолете Леонида Якубовича к тяжелобольной девочке в Шербакуль, до масштабных вроде «Славного имени», забываешь о проблемах, вызванных общей текучкой. Да, непросто руководить крупным региональным СМИ, не имеющим федеральной поддержки в условиях постоянного секвестирования бюджета, но безумно интересно.

— Как финансовый кризис повлиял на развитие канала? Что сократили, что удалось отстоять?

— Приходилось сокращать людей. Я имею опыт работы в разных условиях, и, в общем-то, несложно было бы пойти по пути, по которому идет сейчас вся Балтийская медиагруппа в Питере — создание динамичного конвейера на базе небольшой мобильной группы журналистов. Но мы бы тогда делали другое телевидение. Хочется же производить качественный контент для местных жителей. Кстати, наша программа именно с таким названием — «Местные жители» — по народным рейтингам рвет все на свете. Это тот удивительный случай, когда те, кто видит ее в первый раз, говорят: «Бог ты мой, какая увлекательная и добрая передача», рассказывающая о том, как идет и бурлит жизнь в самых отдаленных сельских уголках области. И что интересно, именно к ней выстраивается очередь из рекламодателей.

Кризис, безусловно, создает определенные препятствия. Да, мы сокращали людей, но мы, затянув пояс, смогли наконец-то заняться ремонтом основного здания компании. Второй год стучат молотки, меняем окна, ремонтируем студии. Потихоньку обновляем и технику. Главное — люди видят, что руководство работает на благо компании. Вот последний пример с камерами GoPro очень показателен: можно было купить за одну сумму, а наши специалисты нашли аналог в два раза дешевле; как итог — купили две. Мне кажется, в результате таких историй рождается некая общность, люди объединяют усилия ради достижения общих целей.

— Что для вас является неприемлемым и никогда (при вашем руководстве) не появится в эфире канала?

— Я человек позитивный, не люблю говорить о плохом. Вообще, хотелось бы делать больше проектов, которые охватывали бы всю область, максимально привлекая зрителей к участию в них. Безусловно, не хочется запускать сериалы, давно сошедшие с федеральных каналов, или очередной «Магазин на диване». Ведь сила регионального телевидения в опоре, собственном контенте. Есть идеи, как сделать региональное ТВ таким на 100%.

— Что из задуманного пока не удалось реализовать? Почему?

— Есть идея сделать вертикально и горизонтально интегрированный областной медиахолдинг. Подчеркиваю — областной. Я знаю, как сделать внутри региона мощную и эффективную медиагруппу, но для этого сейчас не хватает ни времени, ни сил, ни ресурсов. Конечно, можно сделать жесткий информационный конвейер по рецептам некоторых московских коллег, но в них не будет души. И какой тогда смысл? Мне бы еще человек 20—30, заразить их духом творчества и единой целью, и мы бы горы свернули.

— В любом регионе, где бы вы ни работали, становитесь заметной фигурой в общественной жизни. Как это у вас получается?

— Я — просто неравнодушный человек. Не раз говорил: если я где-то оказываюсь, хочу, чтобы мне там было комфортно жить. Если меня что-то не устраивает, пытаюсь с этим бороться и менять мир вокруг себя. Выступаю с разными инициативами, придумываю проекты, делаю все, чтобы возглавляемое мною СМИ не только играло заметную роль на медиаполе, но и создавало проекты, которые могут жить своей отдельной жизнью. Плюс присоединяюсь к проектам, которые предлагают. Ведь в каждом регионе есть люди неравнодушные — и мы неизбежно находим друг друга.

— Вы активно участвуете в политике, общественных организациях...

— Да, не скрою, я был членом Общественной палаты Новгородской области и еще нескольких других организаций, потому что у меня было свое видение, идеи, проекты. Я провел первую в регионе «МедиаЕлку» — большой праздник всех представителей профессии. На Кавказе стал автором идеи и продюсером Первого форума СМИ Северного Кавказа. Идеи, они ведь лежат на поверхности. Я же не говорю, что это я такой гениальный; да, зачастую изобретаем велосипед. Но — он едет!

Сейчас я возглавляю в Омске региональные отделения Изборского клуба и Российского военно-исторического общества, потому что у меня есть возможность этим заниматься. Когда я Александра Проханова в прямой эфир выводил, мне половина сотрудников сказали, что все провалится, а в итоге — шквал звонков и очень интересное обсуждение. Поэтому, что касается моих «внерабочих» обязанностей... просто я там, где нужен.

Алексей ЯУШЕВ,
Анна ВОЛКОВА

Фото из архива «НВ»

Настоящая публикация представляет собой компиляцию двух интервью, которые Александр Малькевич в разное время дал журналистам портала «ЖурДом» Алексею Яушеву (http://jourdom.ru/news/61719) и Анне Волковой (http://jourdom.ru/news/75533). Приносим извинения «ЖурДому» за имевшие место в результате данного инцидента нарушение авторских прав, выразившееся в отсутствии ссылки на первоисточник.  Уверяем, что сделано это не из корысти (никто гонорар за подготовку материала не получит) или тщеславия. Всему виной спешка и небрежность.
Геннадий Рявкин,
Главный редактор «Новгородских ведомостей»

РЕКЛАМА

Еще статьи

В Год семьи у супругов Ирины и Антона Казаковых из Валдая родился пятый ребёнок. У старших Глеба, Григория, Егора и Вари появилась младшая сестрёнка Василиса.

Всё в комплексе

В национальный проект «Семья» войдут пять федеральных проектов

17.07.2024 | Общество

Средства, взятые по семейной ипотеке, можно направить на строительство собственного дома.

Где мы – там и дом

Новгородская область вошла в число регионов с расширенными возможностями семейной ипотеки.

17.07.2024 | Общество

Нелли Комальдинова не только заведует консультацией, но и сама проводит приём, имея большой опыт работы в акушерском отделении (в том числе и операционный). Недавно врач удостоена престижной награды «Человек года».

Право на жизнь

С октября минувшего года в Новгородской области реализуется проект «Здравствуй, мама!», направленный на мотивацию рождаемости

17.07.2024 | Общество

Самое главное — не оставлять маленьких детей без присмотра.

Опасная высота

Следователи объяснили родителям, как не допустить падения ребёнка из окна

17.07.2024 | Общество

Соблюдайте базовые правила кибербезопасности: надёжное хранение паролей, защиту данных, защиту от вредоносного ПО, резервное копирование и другие

Двойник от нейросети

Как защититься от дипфейка в Интернете?

17.07.2024 | Общество

Изображение от freepik

Как распознать деменцию и предотвратить развитие этого неизлечимого заболевания?

Деменция способна полностью разрушить личность человека. И, к сожалению, нет такого лекарства, которое бы её вылечило. Н...

17.07.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА