Священник из Бронницы ведёт детей в походы
Протоиерей Алексей САМУЙЛОВ, настоятель церкви Спаса-Преображения, той, что расположена на левом берегу Мсты в селе Бронница, приглашает нас в здание воскресной школы. Дорожка ведёт за белокаменный храм.
В глаза бросается высокий фундамент одноэтажного строения, украшенный разноцветными керамическими тарелочками. И не жалко? Батюшка пояснил: забетонирована некондиция — не совсем получившиеся работы детской художественной студии при школе. Но и им нашли применение. Красота, как известно, — в основе всего: и материального, и сокровенного.
«Пешком в прошлое»
— В школе учатся дети из близлежащих сёл и деревень. Родителей одних мы знаем, а других никогда не видели, — начинает разговор отец Алексей. Рядом с ним — его супруга, матушка Татьяна. — Главная цель обучения — воцерковление, то есть осознанное участие в таинствах церкви. Детям проще и легче их понять, чем взрослым.
По словам батюшки, вера лишь через одно преподавание Закона Божия не приходит. Тут педагогика должна быть принципиально другой. Предпочтительнее, чтобы слово было подкреплено действием. Вот он и придумал. В первых числах мая вместе с воспитанниками школы, которым уже исполнилось 12 лет, отправится в туристический поход. За это лето он организует их несколько. Целью станет посещение разрушенных храмов района. А таких, увы, в этих окрестностях находится предостаточно.
Подростки побеседуют с местными жителями о том, что они знают об этих церквах. Сделают фото объектов, при необходимости — уберут с территории мусор. Эта — в плане. Не исключено, что собранная в походах информация о заброшенных храмах, о священнослужителях, подвергшихся гонениям советской власти, будет потом опубликована в книге. Отец Алексей считает: столетие Октябрьской революции — это также повод осмыслить трагическое время для Церкви.
На идею священника Самуйлова обратило внимание начальство Русской Православной Церкви, поддержало её патриаршим грантом. Проект новгородского протоиерея «Пешком в прошлое» в этом году стал победителем конкурса «Православная инициатива». На выделенную сумму, а это около 300 тыс. рублей, в приходе закупят необходимое туристское оборудование.
Каков поп...
Первый религиозный опыт отец Алексей получил в 14 лет, когда начал помогать на службах алтарником. Папа был сварщиком, мама — контролёром на заводе. Простая советская семья. Признаётся, что поначалу не очень-то понимал, как и что надо делать, но в какой-то момент всё встало на свои места. Будучи совсем ещё молодым человеком, в конце 90-х годов, был рукоположен в священники. До этого учился в институте. Окончив военную кафедру, получил офицерское звание лейтенанта. А потом пришло осознание, что мирская жизнь не для него, не интересна ему, в общем.
После духовной семинарии новобранцем отправился на служение в церковь. Как полагается, диаконский сан, потом священнический. До принятия священства ему нужно было обязательно жениться. Супругу нашёл в Боровичах. С улыбкой говорит о том, что у половины новгородских священников жёны именно оттуда. А вот объяснить, почему так, не может. Но уверен, что без матушки нет и батюшки. У Татьяны Самуйловой воцерковление произошло в день её замужества.
На вопрос, что стало причиной, по которой решил стать священником, отец Алексей ответил весьма неопределённо:
— Господь призвал. Сам человек не может сказать: «Хочу и буду священником». Христос как говорил апостолам: «Не вы меня избрали, а я вас». А призывает он через сердце, как-то так.
Впрочем, матушка Татьяна добавила, что в 17 лет её супруг остался практически один. Мама после тяжёлой болезни умерла, а отец ушёл в монастырь...
Подмечено верно: каков поп, таков и приход. На службу в бронницкую церковь любят приходить и приезжать семьями. Батюшка не строгий, а поскольку у самого — маленькие дети, замечаний на шум в церкви старается не делать. Ну, если малость пожурит. Приезжают бывшие однокурсники — когда хорошо знаешь священника, перестаёшь и в церкви чувствовать неловкость.
Выпускает приход газету, на последней странице которой всегда предупреждение — не использовать в хозяйственных нуждах. Бумагой, на которой есть изображения икон и святых, печки растапливать — кощунство.
— В 90-е старые священники боялись заниматься миссионерством. Помню, как один узнал, что в церкви помогает при богослужении милиционер, так сразу перестал с ним разговаривать. Жизненный опыт ему подсказывал: если представитель власти, то надо помалкивать, — сообщил батюшка.
И ведение паблика о жизни прихода в «ВКонтакте» для отца Алексея — важная часть миссионерской деятельности. Находит время через Интернет отвечать на самые разные вопросы. А люди, надо сказать, уже ничего не стесняются спрашивать. Вот Пасху празднуют, а смысл не вкладывают, вздыхает батюшка:
— Пасха — торжество из торжеств. Она — основа христианства. Пасха открывает, что смерть — не пропасть, не тупик. Бытие человека смертью не заканчивается. Пасха свидетельствует, что человек не напрасно жил. А сейчас я часто сталкиваюсь с ситуациями, когда люди признаются, что не хотят больше жить. Безысходность на человека наваливается. А для христианина самоубийство есть полное неверие в Бога, в жизнь будущую. Апостольская проповедь о том, что Христос воскрес, он повелитель этой самой смерти.
Храм как судьба
Настоятелем церкви Спаса-Преображения отец Алексей был назначен в 2010 году. А история его храма удивительна — даже в советские годы церковь продолжала быть действующей. Лишь несколько лет перед самой войной и во время войны она была закрыта. Несмотря на постоянные немецкие бомбардировки села уцелела. В 1946 году в храме возобновились богослужения. Чтобы принять в них участие, многие приезжие, по воспоминаниям старожилов, останавливались на ночь в домах у местных жителей. А в церкви собиралось так много народа, что алтарник прикладывал силу, чтобы пройти через толпу к свечному ящику за записочками.
Не получается в беседе со священником не затронуть тему другой церкви — Введенской, что стоит на горе. Своим печальным видом храм-страдалец словно укоряет в равнодушии. Сейчас он страшно запущен.
Между тем многим известна легенда о том, что своим появлением он обязан Екатерине II. Императрица при переезде из Москвы в Петербург заночевала в Броннице. Живописный вид горы и открывавшиеся с неё дали так поразили воображение царицы, что она повелела на месте старой деревянной обустроить каменную церковь. В XIX веке храм был перестроен по проекту знаменитого архитектора Василия Стасова. Так у него появились дорические колонны, новая колокольня. Интересные сведения о Броннице оставил русский писатель Александр Радищев в книге «Путешествие из Петербурга в Москву»: «Между тем как в кибитке моей лошадей переменяли, я захотел посетить высокую гору, близь Бронниц находящуюся, на которой, сказывают, в древние времена, до пришествия, думаю, славян, стоял храм, славившийся тогда издаваемыми в оном прорицаниями...». Последний раз храм на горе ремонтировали в 1972 году.
— Чтобы его восстановить, нужна решимость, — сокрушается батюшка. — А тут даже по документам не понятно, кому церковь принадлежит. В 90-е одни её с баланса сняли, а другие так и не приняли. Сейчас храм числится на администрации поселения, но ей даже починить крышу без разрешения не дают. Мы отправили письмо в музей с просьбой, чтобы он занялся судьбой храма. Пришёл ответ, что Введенская церковь — не перспективна, поскольку располагается в стороне от туристического маршрута.
Отец Алексей, конечно, надеется, что его краеведческий проект поможет обратить внимание на горестное положение Введенской церкви. Субботники возле неё проводятся регулярно, но спасти её от разрушения они никак не смогут.
Вместо эпилога
Воскресная школа церкви примечательна тем, что в ней помимо занятий керамикой (своеобразное уважение к существовавшему в Броннице фарфоровому производству) проводятся уроки резьбы по дереву, каллиграфии. Открыта театральная студия, дети поют в хоре. Сейчас школу посещают около 60 детей. И имеющегося помещения им уже явно недостаточно, следует расширяться.
Тем более что рядом с церковью уже есть подготовленная площадка под новое строительство. На ней, не сомневается отец Алексей, точно будет стоять двухэтажное здание Духовно-просветительского центра...
Новгородский район
Фото Владимира Малыгина