или Когда рады гостям званым и незваным тоже
В апреле Правительство Новгородской области объявило о создании автономной некоммерческой организации — туристического офиса «Русь Новгородская». Учредителями являются федеральные структуры: музей-заповедник и национальный парк «Валдайский», а также региональные: правительство области, городской округ и районы. Интересы бизнеса в АНО будет представлять Совет индустрии, а муниципалитетов — Совет территорий.
В официальной информации говорилось, что «...создание новой организации выгодно всем. Для районов — это возможность консолидировать средства на развитие туризма, для предпринимателей — расширить набор инструментов для продвижения своей продукции и привлечения гостей, в том числе — иностранных». О том, чем же конкретно будет заниматься «Русь Новгородская», «НВ» рассказал генеральный директор нового туристического офиса Андрей КАТАЕВ.
— Мы официально еще не приступили к деятельности — ждем регистрационные документы из органов юстиции. До конца мая должны получить, — начал беседу Андрей Александрович. — Штат — в процессе формирования. Фактически работа уже ведется, нет времени на раскачку. В начале июня в Санкт-Петербурге пройдет экономический форум, на который нужно выйти с конкретными предложениями для потенциальных инвесторов.
— На объявление об учреждении офиса, который, находясь в областном центре, будет пытаться развивать туризм в районах, многие скептически отреагировали...
— И совершенно зря. В Великом Новгороде действует информационный центр «Красная изба», но он ориентирован на город. Есть два крупных федеральных объекта — музей-заповедник и национальный парк «Валдайский», которые занимаются вопросами туризма в рамках своих территорий и по своим планам деятельности. У районных же администраций не хватает ресурсов для развития инфраструктуры и продвижения туристического потенциала. Именно поэтому и было принято решение о создании организации регионального уровня, которая возьмет на себя решение вопросов межведомственного взаимодействия, разработку концепции развития отрасли в целом для региона и в разрезе каждого субъекта, запустит реализационные механизмы и будет привлекать инвестиции для развития туристической инфраструктуры.
— Как это будет выглядеть на практике?
— Возьмем, к примеру, Старую Руссу. Был разработан проект туристического кластера, который затрагивает обустройство центра города и строительство новой курортной зоны. При этом каждая из частей кластера существует автономно. Убежден, что в Старорусском районе нужно развивать именно оздоровительное направление. Но важно увязать всё в единое целое — санатории, городское пространство с его историко-культурным наследием, развлекательную и экскурсионную индустрию. Особое значение имеет концепция строительства новых объектов в Старой Руссе, чтобы можно было оценить, насколько подходит предлагаемый вариант архитектурного решения оздоровительного комплекса «Царицин источник» к сложившейся архитектуре города-курорта.
Еще один пример: Любытинский район. Там благодаря увлеченным людям появились музей «Славянская деревня X века», горнолыжный клуб «Любогорье», аэродром для малой авиации, туристический комплекс «Любытино-хутор». То есть сложился кластер активного и горнолыжного туризма. Задача нашего офиса — выработать понимание дальнейшего развития этой территории, чтобы, в конце концов, удалось улучшить дорожную инфраструктуру, привлечь инвестиции и создать всесезонный туристический центр.
— То есть вы полагаете, что тот же Любытинский район не пытается решать инфраструктурные проблемы?
— Однозначно, пытается. Однако часто не хватает усилий муниципалитета и местных предпринимателей, чтобы преодолеть административные барьеры и ведомственную разобщенность. И такое положение дел — повсеместно по стране. Поверьте, я знаю, о чем говорю: в туризме давно и в разных регионах работал. Одним из основных моих проектов в прошлом был межрегиональный туристический маршрут «Саянское кольцо», проходящий по территории трех сибирских регионов — Тувы, Хакасии и Красноярского края. Мы столкнулись просто с анекдотичной ситуацией, когда два рядом расположенных района — Шушенский и Ермаковский — вели конкурентную борьбу за туристов, не понимая, что их совместный потенциал дает гораздо больше преимуществ для создания уникального продукта.
Как раз поэтому одной из основных задач офиса «Русь Новгородская» будет формирование единого видения развития отрасли у разных субъектов области, как государственных, так и частных, в том числе и предприятий малого и среднего бизнеса. Необходимо определить структуру регионального туризма, наши целевые рынки и свои продукты, которые смогут конкурировать с предложениями известных туристических направлений, в первую очередь — Москвы и Санкт-Петербурга.
— Вероятно, в поле вашего зрения и проект по возрождению усадьбы «Онег»?
— Да. У этого проекта есть как сторонники, так и противники, которые говорят, что сейчас на месте бывшего имения семьи Рахманиновых — чистое поле, и чтобы отстроить все заново, потребуются очень большие деньги.
Скажу так: это место обязательно нужно использовать, потому как, во-первых, оно связано с именем известного всему миру композитора, во-вторых, имеет выгодное расположение на трассе М11: короткое транспортное плечо от Санкт-Петербурга, Чудова, Великого Новгорода и Любытина, а также прямой водный путь до Старой Руссы.
Окрестности Онега рассматриваются как потенциальная территория для строительства тематического парка. Примеров подобной инфраструктуры развлечений в мире много. Так, скажем, во Франции помимо Диснейленда есть еще парк Пюи Дю фу, посвященный истории страны с древнейших времен. В Испании крупнейший на территории Европы парк развлечений «Терра Миттика» создан на основе мифологии Средиземноморья. В России в последние годы также стали появляться подобные объекты, например, «Сочи Парк». Что может стать темой для новгородского парка? История, мифология, сказки, география Руси и России в целом!
В настоящее время эксперты изучают несколько возможных площадок в нашем регионе, в том числе и эту в Новгородском районе — на пересечении трассы М11 и М10.
— На состоявшейся в апреле встрече новгородских бизнесменов с Владимиром Путиным вы подняли тему такс-фри — возврата иностранным туристам налога на добавленную стоимость с покупок, сделанных в России. В итоге президент дал поручение включить Новгородскую область в список регионов с действующей системой такс-фри...
— Многие страны возвращают туристам часть НДС. Россия же пока — в начале пути. Изначально предполагалось, что в 2017 году начнут применять такс-фри в Москве и столичном регионе, Санкт-Петербурге и Сочи. Благодаря встрече с президентом и Новгородская область попала в этот список. Предстоит большая работа, в первую очередь — с торговыми операторами и сетями, которые войдут в программу. Ну а в том, что такс-фри станет для зарубежных туристов еще одним дополнительным моментом в пользу нашей страны, сомневаться не приходится.
— Говорят, что в Новгороде, по примеру многих других экскурсионных городов, скоро можно будет приобрести так называемую карту гостя. Это правда?
— Действительно, варианты прорабатываются. Карта выгодна туристам, потому как предлагает объекты оптом, что, естественно, удобней и дешевле. Планируется, что она будет включать маршруты не только по Великому Новгороду, но и по районам области.
Фото из архива «НВ»