Суббота, 30 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Бани не будет!

Незаконное строительство в охранной зоне церкви Спаса в Нередицах пошло под снос

Нередицкий холм, несколько дней назад. Рабочие разбирают строения гражданки Шульгиной. Собственно, почти все уже разобрано — сараюшку «доламывают». И забор из профлиста оставалось снять — тоже было начато. Но знаменитый дом-баня, наделавший шума в 2014 году, исчез.

 

Кому медаль?

— В другом месте будет стоять, — отвечает на расспросы один из демонтажников.

— Где, если не секрет?

— Секрет!

Да и ладно. Вряд ли стоит сомневаться, что в этом самом другом месте у хозяев не будет проблем с законом. Накладное это дело — устраиваться на объекте культурного наследия. Ни денег затраченных, ни нервов не вернешь.

Сергей ТРОЯНОВСКИЙ, советник генерального директора Новгородского музея-заповедника, настроен великодушно, готов даже посочувствовать людям, которые нарвались на неприятности, пойдя неправовым путем.

— Сами виноваты, — говорит он. — Они сразу были предупреждены, что здесь никакого дома не может быть в принципе. Не прислушались.

Мы помолчали, засмотревшись на вид, вновь открывшийся на город. Хорошо на холме. Без бани...

— Вот так, — подводит итог Сергей Викторович. — Небывалое бывает. Медаль такая была при Петре I. Когда несколько русских шлюпок захватили два шведских корабля, царь приказал отчеканить награду с надписью «Небывалое бывает».

Можно бы и согласиться: долгая была борьба. Да вот сравнимо ли это — государство с его законами, защищающими памятники, и несколько малых суденышек? По идее это самовольщики-застройщики Нередицкого холма должны были чувствовать себя на веслах, страшась надвигающейся волны — снесет же и разметает. А не было этого. Стоим теперь и удивляемся, надо же, закон-то все-таки восторжествовал!

Вообще-то, восторжествовал он ровно наполовину. Часть холма по-прежнему занята. Речь об участке гражданки Радевой, где баня (или что у них там?) стоит нетронутой. Да, а не сама ли хозяйка невозмутимо поливает цветочки? Неужто не беспокоят ее деловитый рык дрели и лязг железа при разборке забора на соседнем участке? По факту имеющихся судебных решений радевский участок точно так же должен быть освобожден от строений.

Участкок Шульгиной (июнь 2017 года)

Тень отца Фёдора

В 2016 году Верховный суд РФ рассмотрел исковое заявление граждан, добивавшихся признания частично не действующим приказа Министерства культуры, 1 сентября 2015 года утвердившего границы зон охраны церкви Спаса в Нередицах. «Группа одиннадцати» надеялась на пересмотр режима использования земель.

Режим в той или иной степени затрагивает всю деревню. Но если большая ее часть — в зоне регулируемой застройки, то такое место, как Нередицкий холм, — полностью в охранной зоне.

Суд истцам отказал. Точка.

Точно так же ранее жители деревни безу-спешно оспаривали приказ областного комитета культуры, туризма и архивного дела — в части исключения из перечня выявленных объектов культурного наследия памятника археологии «Селище, VIII–XIII вв.». Селище, к слову сказать, охватывает весь холм.

Шульгина сделала то, что должна была сделать, — выполнила решение Новгородского районного суда об освобождении участка от незаконно возведенных строений.

Аналогично должна поступить Радева. Со дня принятия решения судом прошло больше года. Впрочем, исполнительное производство приставом было возбуждено в ноябре 2016-го. Все равно минул срок, и немалый. Может, активнее надо быть уважаемому УФССП по Новгородской области? Дело совсем не рядовое.

Оно, конечно, у главы семьи Радевых — Федора Кирилловича — имеется опыт наложения личного вето аж на решение ВС. Однажды он уже построился — не на самом холме, а на его склоне. Кто только не протестовал! Академик Дмитрий Лихачев обращался с письмом к президенту Борису Ельцину по поводу дачи бывшего зам. председателя исполкома Новгородского района, возводимой около всемирно известного памятника «вопреки решениям комиссий Министерств культуры СССР и РСФСР».

Но не 1990-е ныне все-таки. И думается, что не придется экскурсоводам указывать на повторный самострой господина Радева, вспоминая из романа «Двенадцать стульев» эпизод с отцом Федором, забравшимся на гору, мол, а там человек живет, как туда попал — неизвестно.

А дальше?

На вопросы «НВ» отвечает начальник управления государственной охраны культурного наследия Новгородской области Алексей КУРОЧКИН.

— Алексей Юрьевич, каковы главные выводы изо всей этой эпопеи с попытками застроить объект культурного наследия?

— Я очень надеюсь, что это послужит для всех уроком. Есть желающие построиться поближе к памятникам, чего говорить. Вот пример, как должен действовать закон и какие могут быть последствия.

— Но ведь проект охраны Спас-Нередицкого храма был подготовлен только в 2015 году. При этом информация о его разработке, видимо, только «подстегнула» застройщиков.

— Когда шли суды, они, напротив, старались представить себя несведущими. Да, не было проекта зон охраны, но сами-то памятники были — храм и селище. Информация о памятнике археологии имелась в документах территориального планирования — генплан бывшего Волотовского сельского поселения принят еще в 2012 году. И отказ администрации Новгородского района в выдаче разрешения на строительство был.

— А потом — ее же обращение в суд. Самое первое, кстати.

— Да. К сожалению, тот суд был проигран. Ответчик уже в ходе процесса переоформил дом как баню, а для нее как временного сооружения разрешения от властей не требуется. И то решение суда обжаловано не было. Подключилась общественность — работники музея, Новгородское общество любителей древности. Письмо музея-заповедника, адресованное Министерству культуры, было передано Генпрокуратуре. И потом уже прокуратура Новгородского района выходила в суд с иском.

— Многие памятники до сих пор не имеют защиты в виде проектов охранных зон. Разработка таких документов — дело дорогостоящее и не быстрое.

— Да, это стоит дорого. А у нас в области — более 5 тысяч объектов культурного наследия. Тем не менее эту работу нужно делать прежде всего качественно. Как избежать неприятных эксцессов, пока она не выполнена? К счастью, законодатель подумал об этом. В прошлом году были внесены изменения в законодательство, допускающие, что в отсутствие проектов зон охраны действуют нормы, которые были приняты в законодательстве РСФСР. Благодаря этому защищена, например, историческая часть Боровичей и посёлка Крестцы. Существует еще такая категория, как выявленные объекты культурного наследия. И самого этого факта — выявления — достаточно, чтобы и они были под охраной.

— Где еще проблема охраны культурного наследия стоит остро? Если выехать за пределы Великого Новгорода.

— За его пределами у нас — Новгородский район. И проблема, о которой вы говорите, касается прежде всего его. По той простой причине, что наибольший спрос на загородное строительство концентрируется именно здесь. Хотя иногда возникают сложности и на достаточно большом удалении от Великого Новгорода. Могу назвать, допустим, усадьбу Менделя д. Горы Любытинского района. Там существует угроза несанкционированной застройки. И в данном случае не обошлось без судебных разбирательств. А проект зон охраны планируется разработать до конца 2017 года.

С моей точки зрения, проблема постепенно будет терять остроту, а коттеджная застройка — входить в цивилизованное русло. Пусть события в Нередице развивались долго и трудно, главное — результат.

Наша справка

Церковь Спаса в Нередицах (1198 г.) является объектом культурного наследия федерального значения на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года. В 1992 году храм был включён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.


Фото Владимира МАЛЫГИНА и из архива «НВ»




РЕКЛАМА

Еще статьи

По храмам Поозерья

Ветеран СВО Дмитрий Кузьмичёв стал автором просветительского проекта «В гостях у батюшки».

27.11.2024 | Общество

Валерий Шеботинов: «Парусный спорт — это постоянная борьба с ветром, соперником и с самим собой».

С компасом по глобусу

Чтобы стать путешественником, новгородцу Валерию Шеботинову пришлось попрощаться с географией

27.11.2024 | Общество

Иван Гаврилов: «Многие хотят назад, в СССР. Нет, ребята, без меня».

Расселись тут…

Из воспоминаний рождённого за колючей проволокой

27.11.2024 | Общество

Мошенников интересуют те, кто нуждается в деньгах или ищет быстрый заработок. Например, студенты и школьники, у которых есть банковские карты

Как не стать дроппером?

Дроппер, или дроп — это человек, который вольно или невольно оказывает услуги мошенникам. Он, выполняя указания преступников, помогает им обналичивать украденные деньги

27.11.2024 | Общество

Изображение от freepik

Как узнать свой ВИЧ-статус?

Главный внештатный специалист по проблемам диагностики и лечения ВИЧ-инфекции министерства здравоохранения Новгородской области Татьяна Ткаченко рассказала о ВИЧ и СПИДе

27.11.2024 | Общество

Меры поддержки участников СВО и их семей обсудили на заседании комиссии.

Мы рядом!

Состоялось заседание межведомственной комиссии по поддержке участников СВО и членов их семей

20.11.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 27.11.2024 года

РЕКЛАМА