В Великом Новгороде хотят установить памятник медикам и пациентам психиатрической больницы
Об этом, одном из страшных новгородских эпизодов Великой Отечественной войны известно немного. И тем не менее у него есть своё имя — Колмовская трагедия. В августе 1941 года после оккупации Новгорода гитлеровскими войсками в кошмарном положении оказались пациенты и медики Колмовской психиатрической больницы.
Не люди
Как сказал руководитель Новгородской группы Санкт-Петербургского института истории РАН Борис Ковалёв в своем документальном фильме о трагической истории подопечных больницы, психически больных людей нацисты не считали полноценными. Им не место на земле. Питание в больнице было прекращено, и 827 пациентов фактически обрекли на голодную смерть. Кто-то из медиков покинул больницу во время эвакуации, но часть врачей, медсестёр и других работников остались с больными и в меру сил помогали им жить. Приносили кое-какую еду, собирали картошку на полях. И не только им. В больнице тогда находились и военнопленные красноармейцы, и простые горожане, которым требовалась медицинская помощь.
В военном архиве в немецком Фрайбурге сохранились фотографии, сделанные нацистами в Колмовской больнице в те дни. Их нашел и обнародовал в 2015 году Борис Ковалёв. Жуткие черно-белые кадры. Почти высохшие от недоедания фигуры в халатах, бесконечная усталость и опустошение на лицах... Как считает Борис Ковалёв, оккупанты фотографировали больных вовсе не для того, чтобы запечатлеть трагичность войны, — нужно было наглядно продемонстрировать, что эти существа недостойны жизни.
627 пациентов скончались в больнице от голода. Остальным захватчики предложили вколоть скополамин — успокаивающее средство, от передозировки которого человек умирает. После того как новгородские медики отказались делать смертельные инъекции своим пациентам, это выполнили немцы. В полубессознательном состоянии больных увезли на грузовиках. Куда? До сих пор неизвестно. Место захоронения установить не удалось.
Участь врачей и медсестер, отказавшихся сотрудничать с гитлеровцами, была предрешена. Восьмерых медиков отвезли к григоровской комендатуре и расстреляли. Их останки тоже пока не найдены.
Место подвигу
Идея увековечить в камне подвиг новгородских врачей, смерть их пациентов, ставших едва ли не самыми беззащитными жертвами оккупантов, впервые возникла в прошлом году на одной из встреч новгородского Союза независимых экспертов.
Как пояснил Олег ПЕТРЕНЁВ, один из экспертов, психотерапевт Новгородского областного онкодиспансера, союз — общественная организация, объединившая неравнодушных новгородцев, каждый из которых в своей профессии готов дать экспертную оценку любому начинанию в городе. Петренёв и предложил установить памятник медикам и их пациентам в Колмове.
— Мне эта история уже больше 20 лет не дает покоя, — говорит врач. — Мои коллеги совершили гражданский и профессиональный подвиг, до конца исполняли свой долг, а в Новгороде об этом до сих пор мало кто знает. Есть несколько публикаций, небольшой документальный фильм Бориса Ковалёва, и всё.
Сейчас благодаря Петренёву круг заинтересованных в установке памятника стал шире. К идее присоединилось руководство Новгородской областной клинической больницы, Новгородского клинического центра психиатрии, областного отделения Российского военно-исторического общества, Новгородской митрополии, региональных министерств культуры и здравоохранения. Её поддержали губернатор Андрей Никитин и спикер облдумы Елена Писарева.
Один из вариантов макета будущего памятника подготовил новгородский скульптор Сергей Гаев. С его работами новгородцы знакомы. Он — один из авторов барельефов на стеле «Город воинской славы» в Великом Новгороде, создатель памятников писателю Дмитрию Балашову и юному художнику.
— Это очень точное попадание, — говорит про новую работу скульптора Олег Петренёв. — На переднем плане врач и медсестра, закрывшие своими телами пациентов. Позади — дерево жизни с покидающими его птицами. Сергей смог воплотить в своей работе основную идею — вечное противостояние добра и зла, побеждающую силу любви. Даже в макете это производит очень сильное впечатление. Несмотря на трагизм истории, его работа получилась жизнеутверждающей.
Однако, по словам Петренёва, другие новгородские скульпторы тоже могут представить свои работы членам инициативной группы, которая и выберет лучшего. Затем предстоит согласовать установку монумента на заседании градостроительного совета Великого Новгорода и в мэрии и найти средства на его установку.
— Мы планируем обратиться к Владимиру Мединскому, министру культуры и председателю Российского военно-исторического общества, — раскрыл дальнейшие планы Олег Петренёв. — Знаем, что военно-историческое общество поддерживает подобные инициативы. Тем более что подобных памятников в России еще нет.
Кадр из фильма Бориса Ковалёва