или Волшебное путешествие в страну сказок
В Великом Новгороде прошла премьера инклюзивного мюзикла «Добрые сказки». Сразу вопрос: а что такое инклюзия? Этим «не нашим» словом называется совместное обучение и творчество здоровых детей и ребят с ограниченными возможностями.
Только по вдохновению
Возможно, то, что сейчас сделал «Семейный творческий центр «Музизон» (расшифровка проста: музыка плюс изобразительное искусство), — не только новгородская премьера. «Музизон» как организация и коллектив определенно по-своему уникален. Что он и доказал, выиграв с проектом «Инклюзивное творческое развитие детей средствами театра, музыки и живописи» конкурс, поддерживаемый Фондом президентских грантов. На эти средства и поставлен мюзикл. Было приобретено оборудование, изготовлены декорации и пошиты костюмы. Кто видел постановку, тот наверняка оценил ее красочность и зрелищность.
Кстати, она состоялась на сцене средней школы в микрорайоне «Ивушки»: СОШ № 36 — первая в Великом Новгороде, отвечающая всем требованиям общедоступной среды, включая наличие межэтажных подъемников.
Также прост был и выбор названия для спектакля. А какими еще быть сказкам, как не добрым? Ведь они исполняются детьми, для детей (их пап-мам, дедушек-бабушек тоже, конечно) и придуманы детьми. Сочинитель — одиннадцатилетний Лёня Семёнов, просим любить и жаловать. Тексты, заметьте, это вообще-то стихи — шестиклассницы Елены Филипповской.
— Лена, вы не прочтете самое любимое? — это я уже после спектакля ее попросил.
— Александр Сергеевич Пушкин, «Цветок», — выразительно произнесла она.
— Лена, я думал, что вы свое что-нибудь...
— Ой, я только по вдохновению пишу. И у меня как-то серьезно получается, даже грустно. К вам тоже есть просьба: напишите, пожалуйста, мою фамилию правильно!
— Две буквы «п» и одна «л»?
— Да! Спасибо.
Маленький сказочник
В этом репортаже у меня есть трудности с правописанием. Не в грамматике дело. Ты знаешь, что ребенок, участвовавший в спектакле, воспитывается в приемной семье, что, кроме него, там еще двое детей-инвалидов.
— Не надо об этом напоминать, — говорят тебе. — Мы знаем, дети знают. Другим не обязательно.
А юный актер не должен был ничего уметь. Врачи не советовали его брать из детского дома. А он учится теперь в обычной школе. На четверки и пятерки! Врожденная болезнь не ушла насовсем, и все же она побеждена.
Мы не знаем, представить невозможно, сколько труда, сколько слез, не видных никому, стоят родителям — родным и ставшим родными — эти победы. Просто назвать чей-то диагноз, звучащий как приговор. Все будет понятно. И будет неправильно.
Лёня в четыре года не ходил, не разговаривал.
— Я читала ему сказки, — рассказывает Елена СЕМЁНОВА. — Он стал слушать, реагировать. Потом мы стали заниматься сказкотерапией. Мы и к арифметике пришли через сказки. «Маша и три медведя» — это уже счет...
Он весь был в сказках. Брал свои игрушки и начинал с ними разговаривать, сочиняя на ходу: «Однажды лось встретил волка...». Были проблемы с переходом к обычной бытовой речи. Много чего было, в том числе медицинских операций.
В этом мюзикле Лёня впервые исполнил маленькую роль. Свою — сказочника. Сказок в спектакле было две — он их объявлял. Про волшебное дерево, поспав под которым тигр стал вдруг добрым-добрым. И про зеркало честности. Там только фея зеркал помогла узнать, куда пропал торт. Его съел жираф. Но все закончилось хорошо: день рождения был с подарками.
— Даже если бы мы не выиграли грант, мы этот мюзикл по Лёниным сказкам все равно поставили бы, — говорит руководитель «Музизона» Мария БАРАНОВА.
Зона успешности
А вот еще одно юное дарование — Диана ПЕРЕПИЧКА. Мечтает стать певицей. Или доктором. Ее педагоги, кстати, говорят, что у нее способности к вокалу.
— Диана, кто в семье у вас поет?
— Как кто? Я! Ну брат мне еще подпевает. Он очень любит со мной играть. Даже в куклы. Еще на фортепиано учусь...
— Нам нужно ручки разрабатывать, — поясняет Светлана, мама девочки.
— И какую первую песню выучила?
— «Андрей-воробей». Там где: до-до-до...
— А доктором почему хочешь быть?
— Потому что люди болеют.
У мамы увлажняются глаза:
— Я очень хочу, чтобы она чувствовала себя, как все.
«Музизон» умеет это дать.
— Это зона ее успешности, — слова Анастасии ТОЛМАЧ, мамы другой девочки.
В это трудно поверить, но «Музизон» как инклюзивная творческая единица возник совершенно случайно.
— Однажды на детском празднике ко мне подошла Елена Филинкова, наш областной уполномоченный по правам ребенка, — вспоминает Мария Баранова. — Попросила, мол, не могли бы мы взять к себе детишек-инвалидов. А у нас с Ириной Мазиной уже два года была своя общественная организация, мы занимались, делали постановки. Мы с нею тогда и работали в одной гимназии. В общем, начали с себя, со своих детей и детей знакомых. Но это были физически здоровые ребята. Тем не менее мы на просьбу Елены Васильевны ответили утвердительно. И как-то перед спектаклем у нас появились дети-колясочники. Мы их быстренько загримировали, дали им какие-то игрушки-погремушки, и вот они тоже у нас поучаствовали. Родители стали просить принять их ребят в коллектив. Но мы же никогда этим не занимались! «А вы попробуйте», — попросили они. И вот уже шесть лет как пробуем.
Цвет на кончиках пальцев
С тех пор не только воды много утекло. Появился опыт, а с ним признание — есть победы в различных творческих конкурсах, проводившихся в других регионах страны.
Мария Владимировна убеждена, что те, кого принято называть людьми с ограниченными возможностями, нередко талантливее нас, физически благополучных.
— Я занимаюсь рисованием с незрячими детьми. Такое ощущение, что у них это на кончиках пальцев, понимаете...
После премьеры мюзикла «Музизон» занялся подготовкой уникальной звучащей выставки. Само собой, это тоже будет в нашем городе впервые. Идея такая: в зале на стене (в той же школе № 36) будут размещены иллюстрации к спектаклю, нарисованные учениками художественной школы. К изобразительному ряду добавится «озвучка». Не будем расписывать технологию. В общем, есть волшебные кнопочки. Нажмешь такую, и сказочный персонаж исполнит тебе какой-нибудь фрагмент.
«Мама, я молодец?» — мама Лёни говорит, что сынишка задает ей такие вопросы, когда сам думает, что сделал что-то хорошее.
После субботней премьеры много кто был молодец. И дети, и их взрослые учителя, их родители. И ребята, и особята — так в «Музизоне» называют тех, кто хочет быть, как все.
Фото Владимира МАЛЫГИНА