Новгородские компании не хотят платить за ливнёвку
МУП «Новгородский водоканал», которому администрация областного центра в апреле 2017 года передала городскую систему ливневой канализации, столкнулся с проблемой неплатежей со стороны потребителей. Почти треть из них отказывается платить муниципальному предприятию за обслуживание ливнёвки, с некоторыми приходится выяснять отношения в суде, рассказал Роман СОКОЛОВ, специалист абонентского отдела муниципального предприятия.
Примечательно, что среди неплательщиков есть и крупные, уважаемые городские предприятия. Кстати, своё нежелание платить они объясняют весьма изобретательно. Вода, мол, либо испаряется, либо просто уходит в землю. Пока что случаев, когда суд поверил бы в такую версию, не было — «Водоканал» выиграл уже несколько процессов и сейчас участвует еще в десятке.
После дождичка
Между тем после передачи сетей «Водоканалу» на городской системе ливневой канализации начались планомерные работы по обслуживанию и капитальному ремонту, цель которых — снизить число подтоплений. Чтобы работы продолжались поступательно и не останавливались, нужны средства, в которых коммунальщики остро нуждаются. Впереди у них — «море» работы.
Напомним, ранее обслуживанием ливневой канализации занимался МУП «Ремстройдор», но несколько лет назад предприятие обанкротилось. Да и перед банкротством чувствовало себя неблагополучно и за системой стока дождевых вод приглядывало не по-хозяйски — не до того уже было. Так что последние 5–6 лет ливнёвка существовала сама по себе. Горожане очень хорошо это чувствовали на себе, наблюдая, как тротуары и проезжую часть дорог заливает водой даже после небольшого дождя.
— Передача всех сетей до сих пор не завершилась, не все из них на данный момент выявлены, — рассказал Максим ФОРЕР, начальник участка эксплуатации ливневой канализации МУП «Новгородский водоканал». — Мэрия передала нашему предприятию те коммуникации, которые были известны ранее, признаны бесхозными и прошли инвентаризацию, а также сети бывшего собственника «Ремстройдора». Мы их приняли, приступили к обслуживанию, а в процессе начали выявлять сети, не прошедшие инвентаризацию и о наличии которых не было известно. Мы сообщаем об этом в городскую администрацию, после чего мэрия проводит мероприятия по признанию сетей бесхозяйными и в установленном порядке передает на баланс нашего предприятия. Такая вот бюрократическая, но необходимая процедура.
Впрочем, работа по прочистке и ремонту бесхозных коммуникаций также ведется, рассказали на предприятии. Вместе с городским комитетом по управлению ЖКХ и охране окружающей среды коммунальщики определяют сети, требующие прочистки или ремонта, а также источники финансирования и сроки выполнения задания.
Метр за метром
Сейчас, по данным «Новгородского водоканала», на обслуживание муниципальному предприятию передана большая часть городских сетей — 263 км. При этом, по предварительным оценкам, в городе, включая незарегистрированные трубопроводы, имеется порядка 300 км дождевой канализации. В любом случае протяженность ливнёвки с вводом в строй нового жилья, промышленного строительства будет только увеличиваться.
Поиск незарегистрированных труб в городской схеме ливневой канализации идет в основном вручную: во время инвентаризации сетей работники «Водоканала» находят «потерявшиеся» колодцы, а вместе с ними и подземные коммуникации. После специалисты вносят изменения в муниципальную географическую информационную систему (МГИС). Примечательно, что среди таких невидимок обнаруживаются и трубопроводы-самострои.
«Всё делаем постепенно, — признаются специалисты предприятия. — Много времени уходит на прочистку сетей, поэтому на проверку и выявление ранее неизвестных порой ни работников, ни техники не хватает. Но работа не останавливается».
Включили ускорение
За неполный 2017 год, после того, как «Новгородский водоканал» приступил к обслуживанию ливнёвки, бригады предприятия прочистили 15 км труб. В этом году с января по октябрь было промыто 14 км, и предприятие рассчитывает до конца года прочистить еще не менее 6 км.
Прочистка городской системы ливневой канализации — дело не одного года, считают на предприятии. Кроме того, периодически «Водоканал» сталкивается с повторными засорами. Через дождеприёмные колодцы, которых в городе, по самым общим оценкам, насчитывается порядка 15–20 тысяч, в канализацию попадают не только трава, грунт, смёт, но и бытовой мусор. Порой довольно крупный. Приходилось даже мебель и оргтехнику находить. Чтобы ускориться, МУП набирает новых работников и приобретает технику. Руководство говорит, что ранее предприятие не занималось такими работами и в 2017 году ещё многому училось, в том числе подбирало оборудование для качественной эксплуатации.
Эффект от первых двух лет деятельности есть. По данным «Водоканала», число заявок о прочистке ливнёвки муниципальное предприятие получает всё меньше и меньше. Первый год коммунальщики работали в режиме аварийной команды: удаляли мусор, меняли участки труб, дождеприёмные колодцы. Теперь у «Водоканала» появилось больше времени для магистральных сетей.
Сели в лужу
Специалисты предприятия объясняют, что зачастую подтопления во дворах, на тротуарах и дорогах появляются не из-за засорившейся ливнёвки, а из-за выбоин и ям в дорожном покрытии, а также неправильно сделанного уклона асфальтового покрытия, направленного не к дождеприёмнику, а в противоположную сторону. Ремонтно-дорожная кампания этого года, считают в «Водоканале», прошла более удачно: разуклонка на большинстве отремонтированных улиц сделана по технологии.
Кроме того, в некоторых городских дворах представителям МУПа приходилось сталкиваться с тем, что колодцы были забиты палой листвой и сметом и заросли, а то и вовсе спрятаны под клумбами. Внимательное отношение к уборке двора — это забота управляющей компании. Представители УК должны следить за тем, чтобы ничто не преграждало дождю дорогу к колодцу.
Тариф расти не будет
В следующем году муниципальное предприятие, помимо аварийных и планово-предупредительных работ на магистральных и внутриквартальных трубопроводах, намерено нарастить объем капитального ремонта. Увеличивать тариф на обслуживание ливнёвки для юридических лиц и землепользователей «Водоканал» не планирует, но продолжит претензионную кампанию и судебные тяжбы с должниками. МУП сейчас заключил договоры с 730 потребителями. Для сравнения: у «Ремстройдора» их было 257. Прежние владельцы ливневки явно не торопились увеличить клиентскую базу. Новые хозяева намерены охватить всю застроенную часть города.
Примечательно, что за услуги отвода дождевых вод не платят только собственники жилья в многоквартирных домах — в федеральном законодательстве пока нет соответствующей нормы, хотя дождеприёмники есть и во дворах домов. Но это — уже совсем другая история...