В деревне Менюша Шимского района пытаются восстановить храм и хотят открыть музей младенцев
Название шимской деревни — ласковое, словно убаюкивающее — Менюша. Но она не проста, как кажется. Ещё сто лет назад село отличалось множеством изб зажиточных крестьян. Богатство имелось на зависть всем остальным в округе: в Менюше жили — не тужили. Даже когда в начале 30-х годов XIX века по губернии прокатились холерные бунты, в том числе по военным поселениям Аракчеева, жизнь в Менюше протекала тихо и спокойно. Император Николай I, лично усмирявший негодование народа, увидев своими глазами, что здесь сохраняют благоразумие и не впадают в буйство, решил село вознаградить — подарил Менюше большой каменный пятиглавый собор Святой Троицы. Фундамент под него был заложен в 1837 году, а уже через пять лет сельский храм освятили. Роскошью он мог соперничать с многими церквами Новгорода.
Под крышей храма своего
В настоящее время собор стоит разрушенным, но службы в нём изредка проводятся. Чем сильнее ветшает храм, тем малочисленнее становится Менюша. Связь между этими двумя обстоятельствами, конечно, не доказуема, но вероятность её существования всё-таки есть.
Такие размышления остались у меня после общения с местным краеведом, экскурсоводом и библиотекарем Марией ГУСЕВОЙ. Пожалуй, лучшего специалиста по истории Менюши и её храма не найти. Своими знаниями и сведениями она готова делиться и с гостями села, и с профессиональными исследователями. Работает Мария Владимировна в местном Доме культуры, который соседствует с церковью. Здание очага культуры было построено в 1987 году. Когда находишься в нём, не покидает ощущение, что на мгновение очутился в советском прошлом. К нему, кстати, Мария Гусева тоже относится предельно уважительно. А как по-другому? В середине 80-х её избрали председателем сельсовета. Потом она стала главой Медведского сельского поселения.
Встретила Мария Гусева меня приветливо, отложила хлопоты, связанные с подготовкой к праздничному концерту, и провела для меня экскурсию по экспозициям местного музея. Туристический проект «Святая славная сторонка» давно ею разработан.
— Я — родом из Брянской области, приехала сюда в 1984 году, — сообщила она. — Помню, хотели строение церкви переделать под Дом культуры. Место под часы между колоннами выбрали. Но когда подсчитали, во сколько денег обойдётся переделка, пришли к выводу, что дешевле будет построить новое здание. В 1991-м в сельсовет обратился священник коростынского храма и попросил: нельзя ли в нашей церкви провести службу. Да пожалуйста, ответили ему. На горах грязи первая после долгого перерыва она и состоялась.
Батюшка так проникновенно обратился к жителям деревни, вспоминает Гусева, что народ сразу вышел на борьбу с накопившимся в церкви хламом. Только мешков с минеральным удобрением был вывезен не один десяток.
Субботники организуются и сейчас в храме и вокруг него, но для восстановления одной только физической силы недостаточно. В 2012 году была подготовлена проектно-сметная документация на строительные работы. Выяснилось, что на всё про всё потребуется более 70 млн рублей. Крупные пожертвования на расчётный счёт храма пока не поступают, текут они туда по копеечке, по рублику.
Особенно благодарна Мария Гусева предпринимателю из Санкт-Петербурга за то, что соорудил над собором временную кровлю. Она спасает стены от осадков. А вот что делать с испорченной дренажной системой, которая отводила воду из почвы, Мария Владимировна не знает. Второй год происходит подтопление церкви, а это грозит огромной аварией.
— Известно, что без корней, без духовности ничего не будет. В районе мало людей имущих, которые что-то могли бы сделать и помочь храму, — вздохнула Мария Владимировна. — Когда я была главой поселения, писала письма и президенту, и премьер-министру, и во всякие организации. Смогли оформить землю под церковью на поселение, чтобы быть свободными в реставрационных работах. Наш храм — объект культурного наследия Шимского района, хотелось бы, чтобы он был включён в федеральный список.
Наши малыши
Менюшский храм — наособицу. Внимание он привлекает не архитектурными элементами классицизма, а легендой. Именно благодаря ей более всего и знаменита деревня. История о двух маленьких братьях пяти и трёх лет, что произошла недалеко от Менюши, предположительно в конце XVI века, будет пострашнее сказок братьев Гримм и Шарля Перро.
Старший Ваня по неосторожности убил младшего Яшу. Мальчик испугался наказания и спрятался в печке. А мать, не зная этого, разожгла печку, где ребенок и погиб. Детей похоронили, а через некоторое время произошло поразительное явление: на озере, что недалеко от деревни, заплутавшие в болоте охотники увидели два плавающих гробика, а в них — отроков. Обратились звероловы к Иоанну и Иакову с молитвою, да так пламенно, что сразу нашли тропинку домой. А самих мальчиков перезахоронили в Менюше, сначала их мощи пребывали под спудом часовенки, а потом и каменной церкви, отстроенной по велению Николая I. Они до сих пор там — в подвале обветшавшего храма, в жуткой сырости.
И с тех пор по той самой гати идут люди к озеру, чтобы в его водах получить исцеление. Самое огромное количество паломников прибывает 7 июля, в день самых юных святых в православии. Автомобили приезжают из самых разных уголков страны. Этот оживший и заново окрепший в начале XXI века культ отроков вызвал интерес даже у сотрудников Института русской литературы Российской академии наук. Три года подряд они приезжали в экспедицию в Менюшу, чтобы исследовать фольклорный сюжет о мальчиках. Результатом этого стала монография Александра Панченко «Иван и Яков — необычные святые из болотистой местности». Были менюшские отроки объектом изучения также у экспертов аномальных явлений.
По старому тракту в Европу
Вроде бы всё в Менюше имеется, чтобы с федеральной трассы на пару часов заманить туристические автобусы. Но как-то дело с этим не двигается. А глядишь, сборы с туристов могли бы немного наполнить финансовый ручеёк на восстановление церкви. Что думает по этому поводу библиотекарь Гусева? Она делится со мной своей новой задумкой:
— Может, нам и надо быть более активными, но мы постоянно говорим о проблеме, — рассуждает Мария Владимировна. — Собираюсь даже к детскому омбудсмену Анне Кузнецовой обратиться. Наверное, нет ни одних мощей в России, которые пребывали бы в таком плачевном состоянии, как наши малыши. Планируем в Доме культуры в этом году открыть музей Менюшских младенцев, в котором будут представлены атрибуты, связанные с младенчеством: старинные люльки, колыбельки, пинетки. А самым главным экспонатом в нём будет, — делает она небольшую многозначительную паузу, — книга об исцелениях, что случились на нашем Святом озере. Но она пока — в рукописном варианте, поскольку пополняется личными историями.
Когда-то через Менюшу проходил тракт из Санкт-Петербурга в Европу. Есть версия, что отсюда и возникло название деревни — на станции меняли лошадей. Впрочем, есть и другие догадки по этому поводу. Марии Гусевой один старый учитель из Менюши говорил, например, о том, что сюда бежал всякий люд, решивший таким образом разменять судьбу. Самой Марии Владимировне нравится другой вариант:
— Есть такое слово «менюх» или «мень», это ещё одно название рыбы налим. А в фольклоре налим предстаёт рыбой важной, скрытной. Вспомните, «Налим Никодим гордится собой». Возможно, характер наших предков был таким же. Зажиточными они были. А советская власть в Менюше, к слову, победила только в 1924 году.
Путешествующие по тракту оставляли денежки на постоялых дворах и в чайных. Представление о том, как раньше потчевали гостей, даёт сохранившийся самовар с двумя медалями начала XIX века. В настоящее время он красуется в ДК в воссозданной комнате крестьянского быта. А в ней, стоило бы отметить, множество прелюбопытнейших дореволюционных экспонатов, в том числе — древняя икона из мужского монастыря, что действовал в Менюше до середины XVIII века. На ней — лик Георгия Победоносца, борющегося со злом не копьём, а ещё словом. Сберегла реликвию местная жительница — во время оккупации деревни фашистами закопала икону в земле.
Мария Владимировна заводит мне патефончик со старой пластинкой и под довоенную мелодию рассказывает о том, как однажды сербская делегация, посетившая её экскурсию, пришла в полный восторг от услышанных мягких приглушённых звуков. Потому что были они настоящими.
* * *
Детей в Менюше совсем мало, а потому нет в ней ни детского сада, ни школы. Может, так произошло от обиды отроков? Здание дошкольного учреждения превратилось в развалины. Строение, где проводились уроки, пока держится — сделана приличная крыша, поставлены стеклопакеты. Оно могло бы послужить деревне. Предпринимательница из Шимска готова была его приобрести, чтобы обустроить там помещения в том числе и под туристические цели. Но потеряв след в Росреестре о том, какому ведомству сейчас принадлежит одноэтажка, с реализацией идеи решила повременить. Между тем здание бывшей школы может или совсем зачахнуть, или быть разграбленным.