Воскресенье, 14 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Алина Бериашвили

Осторожно, фейк!

Как жить в мире, где тебя постоянно пытаются обмануть, и не потерять веру в журналистику?

Как жить в мире, где тебя постоянно пытаются обмануть, и не потерять веру в журналистику?

Представляете, Лионель Месси переспал с 23 женщинами в Иране, в Грузии напали на российскую семью, а на Луне обнаружили жизнь?! Если вы ещё не бросили читать этот текст, а просто подумали о том, что объединять эти сообщения в один ряд — абсурдно, то могу заметить: продолжать этот карнавал абсурда можно до конца газетной полосы, и в нём будет логика. Потому что всё это — фальшивые новости.

Термин фальшивые новости — fake-news — сорвался в 2017 году с языка Дональда Трампа, да и разлетелся по миру. Старое как мир явление наконец-то окрестили. Получилось и едко, и метко. И сразу же пришлось признать: мы живём в эпоху фальшивых, фейковых новостей. Более того, мы живём в мире, где за фейковые новости не принято извиняться даже после их разоблачения.

Корреспондент «НВ» приняла участие в Международной летней академии журналистики в греческих Салониках и вместе со специалистами из разных стран постаралась разобраться, как не утонуть во всемирном море дезинформации.

В газетах врать не будут. Или будут?

Университет Аристотеля в Салониках совместно с партнёрами проводит Международную медиаакадемию уже в третий раз. В этом году в ней приняли участие студенты медиафакультетов и практикующие журналисты из 15 стран мира. Поездку для сотрудников российских СМИ организовало Представительство ЕС в России в рамках проекта «Общественная дипломатия. ЕС и Россия».

Несмотря на то, что официально медиаакадемия была посвящена новым тенденциям в медиа и журналистике, огромный блок лекций оказался уделён тенденциям древнейшим, а именно — дезинформации, пропаганде и фейковым новостям. Такой пристальный интерес к этим вопросам в журналистском сообществе объясняется одной весьма простой и неприятной тенденцией: исследования, проводимые по всему миру, показывают снижение доверия населения к СМИ.

Так, в июне Институт Рейтер и Оксфордский университет опубликовали данные, собранные в 38 странах на шести континентах. Всего в рамках исследования было опрошено 75 000 потребителей онлайн-новостей, и лишь 49% из них оказались готовы подтвердить своё доверие к тем новостным ресурсам, которыми они сами же и пользуются.

— На 11% по сравнению с прошлым годом снизился уровень доверия новостям во Франции, теперь он составляет всего 24%, — рассказала Рената ШРЕДЕР, директор Европейской федерации журналистов. — Причиной тому стало освещение в СМИ движения «Желтые жилеты».

Конечно, не везде всё плохо. СМИ по-прежнему пользуются широким доверием в Финляндии (59%), Португалии (58%) и Дании (57%). Но количество людей, старающихся игнорировать новостную повестку, растёт по всему миру.

Так что там с Месси?

Впрочем, отложим сухую статистику, в конце концов, и без неё было ясно, что древо фальшивых новостей вечно зеленеет. А если и не вечно, то, по крайней мере, очень давно. Вот вам один из ярчайших примеров. 25 августа 1835 года нью-йоркская газета «Sun» совершенно серьёзно сообщила об открытии жизни и цивилизации на Луне. Открытие было приписано, естественно, ложно, знаменитому астроному Джону Гершелю, а вот споры о том, кто был истинным автором «утки», до сих пор идут. Обычно им называют журналиста «Sun» Ричарда Адамса Локка, однако сам он в этом публично никогда не признавался. Эта фейковая новость вошла в историю под названием «Большое лунное надувательство».

С тех пор и не прекращается. Фейки льются по всему миру как из рога изобилия, и я при всём желании не смогла бы в этой статье перечислить все примеры фальшивых новостей, которые нам приводили в медиаакадемии. Однако кое о чём умолчать просто невозможно. Например, о Лионеле Месси, который, как вы уже поняли, не имеет никакого отношения к упомянутым выше двадцати трём женщинам. А отношение к ним имеет двойник знаменитого футболиста, иранец Реза Парастеш, на которого в суд и подали сразу 23 его соотечественницы за то, что он, пользуясь своим сходством с Лионелем (и тем, что футболки «Барселоны» продаются по всему миру), склонил их к близости. Большинство мировых СМИ, только взглянув на фотографию двойника, смекнули: Реза Парастеш — не Месси! Но не все. Так, например, в ряде сербских СМИ эта новость была подана как вполне реальный компромат на футболиста.

Стоит ли тут удивляться, что согласно крупнейшему транснациональному исследованию стратегических коммуникаций в мире — European Communication Monitor — Сербия вошла в тройку стран — лидеров по доле фальшивых новостей в медиасфере. К слову, в это исследование входила и Россия.

Отличилась Сербия и во время урагана, пронёсшегося над греческими Халкидики в июле и унесшего жизни в том числе и российских туристов.

— Так как ураган произошёл ночью, у сербских СМИ просто не было возможности получить его фотографии к утру, — рассказал Деян Пралица, доцент кафедры медиаисследований философского факультета Университета Нови-Сад. — Поэтому они воспользовались фотографиями урагана, произошедшего на Сейшелах. И эти новости сразу стали фейковыми.

Доверяй, но проверяй

К сожалению, «новости» про лунных человечков или про «разгульного Месси» — это лишь забавные цветочки, а ягодки, взращиваемые ежедневно на ниве фальшивых новостей, будут посерьёзнее.

— Думать, что фейковые новости — это только про правду или неправду, то же самое, что думать, что США вторглись в Ирак исключительно ради демократии, — заявил Джордж Плейос, профессор, заведующий кафедрой коммуникаций и медиаисследований Афинского университета им. Каподистрии. — Фейки — это не про правду. Это про влияние. Фейки никогда не бывают полностью лживыми. Они обязательно опираются на реальные события, реальных людей. В этом их опасность.

В качестве примера профессор привёл фотографию, сделанную в Ираке, и то, как она была кадрирована для показа CNN и Альджазирой. По версии американского канала вышло, что Америка принесла в Ирак милосердие. По версии Альджазиры — не милосердие, а смерть. Оригинальная версия (см. фото) включала обе трактовки.

После лекции кто-то из студентов поинтересовался у Джорджа Плейоса, какое, на его взгляд, будущее ждёт индустрию фальшивых новостей.

— Самое грандиозное, — заверил профессор. — Я не сомневаюсь, что в будущем ещё множество журналистов сделают себе карьеру именно на фейковых новостях.

И спорить с Плейосом не приходится, особенно учитывая тот факт, что в большинстве случаев за публикацию фальшивок СМИ не несут никакой ответственности, более того, если фейк вписывается в текущую информационную повестку, изданию он приносит исключительно увеличение посещаемости. Так произошло с новостью, опубликованной Газетой.ру в начале июля. Издание, со ссылкой на телеграм-канал, сообщило, что в Грузии напали на российскую семью. В подтверждение этому было выложено видео, на котором несколько человек в грубой форме потребовали у водителя автомобиля с российскими номерами снять георгиевскую ленточку. Инцидент, безусловно, ужасно обидный и неприятный. Однако согласитесь, когда в Интернете читаешь заголовок о нападении на семью, воображение рисует что-то ещё более страшное. Однако нет смысла углубляться в детали этого ролика, потому что вскоре выяснилось, что снят он был пять лет назад. В этом же году, по сообщению грузинского МИДа, которое, кстати, не опровергла и российская сторона, ни один российский турист в Грузии не пострадал.

Так что это было? Фейк, основанный на реальных событиях? По профессору Плейосу — безусловно. Однако изданию этот фейк никакого ущерба не принёс, исключительно клики и переходы в Сети. И так будет продолжаться до тех пор, пока всё больше и больше читателей не скажут: мы против новостей пятилетней давности, нам нужны свежие, честные новости.

Как быть?

Как же понять, что перед тобой — фальшивка? К сожалению, сделать это сложно. На мастер-классе, проведённом в медиаакадемии, участники пытались по одному только заголовку определить, фейковая это новость или нет. Увы, даже в аудитории, практически полностью состоящей из людей, знакомых с работой СМИ, всегда находились те, кто не мог распознать фальшивку. И в некоторых случаях таких людей было не меньше половины. Как же тогда быть человеку, далёкому от медиакухни? Помочь попыталась Шерри КАЛВЕР, директор Центра медиа и информационной грамотности в Университете Темпл, США:

— Всегда задавайте себе следующие ключевые вопросы: кто автор сообщения, которое я читаю, или ролика, который я смотрю? С какой целью мне это рассказывают? Какие технические средства используются, чтобы привлечь моё внимание? Задавайте их даже, когда вы смотрите рекламу по телевизору. Помните рекламу про скитлс-трянку, где девушка ест конфеты скитлс, сорвав их прямо с лица своего приятеля? Согласитесь, противно смотреть. Но ведь невозможно оторваться! И забыть потом. На это и был расчёт у создателей. И нам хорошо бы это понимать.

Резюмировать всё сказанное в медиаакадемии можно в двух словах: будьте бдительны! Помните о том, что в век цифровых технологий и фейковых новостей критическое мышление — незаменимый инструмент. И, пожалуйста, не переставайте читать новости!

РЕКЛАМА

Еще статьи

«Мой окоп теперь здесь»

«Мой окоп теперь здесь»

Антон Сухиненко считает, что нам ещё предстоит выиграть сражение за умы

10.12.2025 | Общество

Ученье и развлеченье

Ученье и развлеченье

Чтобы удержать внимание ребёнка, экскурсовод должен сделать всё и ещё чуть-чуть

10.12.2025 | Общество

Искусство добра

Искусство добра

В День добровольца волонтёров региона отметили памятными знаками, благодарностями и грантовыми сертификатами

10.12.2025 | Общество

Когда картины как дети

Когда картины как дети

Художник Олег Филиппов подарит Музею-усадьбе Суворова в Кончанском свою работу, победившую во всероссийском конкурсе

10.12.2025 | Общество

Люди на болоте

Люди на болоте

Берестяная коллекция Новгородского музея-заповедника пополнилась книгой енисейских старообрядцев

10.12.2025 | Общество

Бонус с минусом

Бонус с минусом

Новая финансовая пирамида Lemon Mall прикрывается инвестициями в косметическую продукцию

10.12.2025 | Общество