Сменив преподавание в питерском вузе на учительство в сельской школе, Евгений Костюченко почувствовал себя по-настоящему счастливым человеком
Евгений Викторович КОСТЮЧЕНКО, учитель информатики Любытинской средней школы, в разговоре со мной инициативу сразу взял на себя. Как в решении математической задачи надо для начала обозначить её условия, так и в предстоящей беседе он сам определил первостепенные моменты в будущей статье. Он даже предложил название для неё — «Мой путь». Против его настроя я не возражала. Единственное, название всё-таки придумала сама.
ОТ «ЧЕЛОВЕКА ПРОБЕГАЮЩЕГО» К «ЧЕЛОВЕКУ СОЗЕРЦАЮЩЕМУ»
Вероятно, Евгений Викторович — большой романтик. Во-первых, он обожает туристические походы, особенно — горные. С огромным рюкзаком за спиной он ходил по тропам Алтая, Дальнего Востока, Хибин. А во-вторых, только идеалист может перебраться из крупного города — «коммунального рая без хлопот и забот» — в маленькую деревушку, расположенную где-то в новгородской глубинке. И заодно сменить преподавание в Университете ИТМО на учительство в сельской школе.
Евгений Викторович — а он, между прочим, кандидат физико-математических наук — и сам понимает, что такой поворот судьбы, да ещё по собственной воле, окружающим может показаться странным. Но для него и супруги в этом не было ничего сверхъестественного и уж точно — случайного. Костюченко не сомневается, что у каждого человека есть предназначение.
— В ИТМО я проработал доцентом на кафедре высшей математики 11 лет. И этого пояснения достаточно, чтобы перейти к сути, — задал тон Евгений Викторович. — Переезд в Любытинский район, в котором было много составляющих, стал для нас сменой образа жизни. В Санкт-Петербурге, как, впрочем, и в любом другом большом городе, помимо того, что угнетает транспортная суматоха, ещё и довлеет напряжение, связанное с регламентом. В мегаполисах появляется такой тип людей, как «человек пробегающий». Кто так живёт, этого не чувствует. Но мы с супругой в какой-то момент задумались: а возможно ли что-то другое? И, конечно, в голову пришла идея обзавестись деревенским домом. В ней нет ничего нового. В прошлом и позапрошлом веках многие писатели и композиторы специально уезжали в свои имения и усадьбы, чтобы творить. И для меня пространство мысли здесь гораздо шире.
Самым притягательным в глуши для бывших горожан, ранее живших только в квартирах, оказалась возможность прислушиваться к тишине, выйти из собственного дома в тапочках, сделать несколько шагов до леса, чтобы набрать ягод и грибов. А ещё они получили такую ценность, как время, которое посвятили воспитанию детей.
МАТЕМАТИКА УЧИТ МЫСЛИТЬ
Хорошее знание английского языка позволило Евгению Викторовичу устроиться учителем иностранного языка в Водогонскую школу. Между тем он ещё несколько лет продолжал ездить в Северную столицу, чтобы преподавать и принимать зачёты и экзамены у студентов.
Поскольку новости по сельской местности распространяются со скоростью сарафанного радио, то через какое-то время о семье из Санкт-Петербурга узнали и в районном центре. Три года назад директор Любытинской школы срочно искала преподавателя информатики для 10–11 классов. А тут, прям наудачу, в районе появился специалист, принятию которого в штат позавидовала бы любая городская школа.
— У меня тогда старшая дочка должна была пойти в первый класс. И мне было важно, в какой школе она будет учиться. Любытинская школа привлекла меня теплой, уютной обстановкой, индивидуальным подходом к обучению детей. И моё присутствие в её стенах обеспечивало контроль за образованием своего ребёнка, — объяснил Евгений Викторович решение окончательно переквалифицироваться. — Университет — это огромный конвейер. Мой уход на этой машине никак не отражается, система легко заменяет один винтик другим. А в школе я чувствую значимость. Я приношу реальную пользу, могу оставить след в судьбах своих учеников. Возникает моральное удовлетворение. Моя работа — это некая дань тем учителям, которые учили меня. Благодаря им я стал тем, кем являюсь сейчас.
Евгений Викторович говорит о том, что нужно быть интересным для других. В педагогике это — своеобразный залог интереса у детей к школьному предмету. А человек, по его словам, — словно рамка, через которую демонстрируется мир. И у всех он будет разным.
— Моя задача как учителя информатики и математики — научить учеников думать. И это я делаю с удовольствием. Для меня математика — инструмент мышления. Ни один компьютер с закачанными в него обучающими программами не заменит учителя, — замечает Евгений Викторович. — Можно пытаться автоматизировать процесс, удерживая ребенка у монитора яркими картинками. Но абстрактное мышление так не формируется. Оно приходит как обобщение опыта, накопленного при самостоятельном поиске решений. Направление указывает педагог. Иначе мы имеем то, что называют клиповым мышлением.
Эволюционно наш механизм обучения основан на том, чтобы учиться на примере другого человека. Цифровые технологии в образовании — это прекрасно, если они применяются человеком, а не вместо человека.
ОЦЕНКА ПО-УМНОМУ
Костюченко, кстати, свою научную деятельность не бросает. Его разработки связаны с обучением математике и информатике.
Он не относит себя к педагогам воспитательно-дисциплинарного склада. Но если потребуется, то нерадивых учеников поставит на место, поступать будет по-мужски.
Что касается оценок, то, как выразился Евгений Викторович, пятёрку получить у него легко. Однако не в отметках дело. Они в его педагогической модели совсем не претендуют на центральное положение, да и он сам воздерживается от роли умудрённого опытом наставника.
— Ребёнок прежде всего должен заниматься для себя, и тогда отметка не станет для него переоценённым символом. Нередко старшеклассники тратят много сил на достижение максимума в оценках, но потом, как выясняется, они будут им не нужны. Необходимо давать им реальные задания, с которыми они справляются или нет. Двойка на моём уроке — исключительный случай, когда ученик злоупотребляет моим терпением и совершенно ничего не делает, — поделился Евгений Викторович.
В прошлом году две одиннадцатиклассницы из Любытина сдавали ЕГЭ по информатике. Костюченко их результатами остался доволен: у каждой — больше 80 баллов из 100, что обеспечило им поступление в желанный вуз. А вот чтобы подняться на уровень современных олимпиад, уверен учитель, надо иметь многолетнюю подготовку. И поскольку Евгений Викторович намерен в школе задержаться надолго, то с ней проблем не возникнет. К тому же он уже ведёт технический кружок, где дети учатся собирать и разбирать квадрокоптеры-конструкторы и осваивают азы программирования. В следующем учебном году ему доверят заведовать образовательным центром «Точка роста», открыть который планируют этой осенью.
* * *
Свой выбор в пользу деревни Евгений Костюченко сравнивает с историей, случившейся с древнеримским императором Диоклетианом, занимавшимся на покое огородничеством. Когда ему предложили снова занять престол, он лишь пожал плечами: «Если бы вы увидели, какую капусту мне удалось вырастить, то вы бы ко мне с такими предложениями не обращались». В общем-то, простая истина: человек счастлив тогда, когда живёт настоящим.