Пятница, 05 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Елена Кузьмина

Шёлковые лики

Новгородская мастерица сделала золотошвейное искусство делом своей жизни

Новгородская мастерица сделала золотошвейное искусство делом своей жизни

18 лет назад Лилия ЛЕПШИНА посетила выставку церковного шитья в Грановитой палате. На стендах под музейными сводами в свете софитов поблёскивали покрытые шёлком и золотом плащаницы, пелены, покровы… Они были созданы старательными руками мастериц три, четыре, пять веков назад.

— Меня очень удивило, что это была вышивка, — вспоминает Лилия. — Выглядела она как рисунок.

Лепта Богу

Домой новгородка вернулась другим человеком — с твердым намерением научиться мастерству золотного шитья. И за несколько лет оно действительно стало её любовью, её лептой Богу. «Он подарил мне жизнь, я дарю ему свою», — говорит Лилия, отказываясь называть своё дело хобби.

Каждый день после возвращения из Софийского собора, где работает хранителем, Лепшина проводит за пяльцами один-два часа. Порой работает по ночам и «прихватывает» дни отпуска. Хотела бы и больше, но от домашних дел тоже никуда не денешься. А уж когда рядом внуки, за иглу точно не возьмешься. Да и нелёгкий это труд: работа исключительно через лупу, периодическая зарядка для шеи и спины — иначе скрутит так, что не разогнёшься.

Реплика Успенской плащаницы — главной святыни церкви Успения Богородицы в Колмове, хоругви со Спасом, Богородицей «Знамение», избранными новгородскими святыми и новгородскими жёнами, созданные для Софийского собора, пелена с иконой Петра и Февронии Муромских, покровцы и воздухи, которыми во время литургии накрывают дискос и потир со Святыми Дарами, закладки для Евангелий и множество других вещей — все это создано талантом и усердием Лилии Лепшиной.

Большая часть работ мастерицы находится в колмовском храме, где она работала многие годы, создав вокруг себя небольшую студию.

Конечно, интерес, переросший в любовь к церковному и в том числе золотному шитью, возник не на пустом месте. Мать Лилии не была рукодельницей, а вот бабушка умела и прясть, и ткать, и вязать.

— Она не успела меня обучить, но мне всегда нравилось то, что бабушка делает, — вспоминает Лилия. — В 15 лет я попала в больницу, где познакомилась с пациенткой, которая прихватила в палату вышивку. Она и стала моей первой наставницей. Сначала вышивала небольшие подарки для друзей, а потом так счастливо заглянула на выставку в Грановитую палату.

Дело жён боярских

Мало сказать: «Хочу стать золотошвеей». Лилия прошла долгий путь лекций, курсов и стажировок и говорит, что продолжает учиться, общаясь с мастерицами на интернет-форумах и конференциях. Азы мастерства Лепшиной дала Дина Чайникова, преподававшая традиционную вышивку в областном Доме народного творчества, а с церковным шитьем Лилия познакомилась в школе «Убрус» в Петербурге. Там новгородку научили вышивать орнаменты, работать с жемчугом, стразами, драгоценными и полудрагоценными камнями, шнурами и канителью (тонкой золотой или серебряной нитью, свитой в пружину), обучили технике построения вязи.

С лицевым шитьем, то есть вышиванием ликов Христа, Богоматери, святых, Лилия познакомилась на стажировке в Троице-Сергиевой лавре в Московской Духовной академии.

К тому времени она уже настолько овладела орнаментальной вышивкой, что ей доверили вышить позём (землю) на пелене с изображением санкт-петербургских святых и Александра Невского, а также одеяние князя. Экономист по первому образованию, Лепшина прошла обучение в Свято-Тихоновском институте, окончив магистратуру на кафедре церковного шитья.

XXI век ломает стереотипы. А столетия назад золотное шитье было прерогативой княжеских и боярских жён. В церковно-археологическом кабинете Софийского собора, к примеру, хранится покров епископа Никиты Новгородского, который Дарья Ивановна Дашкова, жена князя Ивана Ивановича, начала вышивать в 1672 году. Ей потребовалось более года, чтобы выполнить эту сложнейшую работу, украшенную жемчугом и изумрудами, размером 220 на 106 сантиметров. В годы Великой Отечественной войны покров похитили, и только в 1992 году реликвия вернулась из Германии домой. Лилии посчастливилось увидеть раритет своими глазами и даже подержать в руках, пока она писала статью для каталога об этом уникальном памятнике.

https://novvedomosti.ru/images/photos/54-535-46.jpg
Пелена «Святитель Николай Чудотворец» с избранными житийными сценами на каймах. Фото из архива Лилии ЛЕПШИНОЙ

Золотошвейное искусство никогда не было способом скоротать досуг. Вышитый покров, пелену или плащаницу передавали в дар храму как вклад, чтобы после смерти знатной мастерицы о ней молились. Работа могла стать овеществленной молитвой в надежде на появление наследника, спасение от недуга или другой напасти.

С началом Петровских реформ, учреждением Синода дамы стали проводить всё больше времени на ассамблеях и балах и всё меньше — за пяльцами. А в советское время золотошвейное дело почти кануло в забвение. Возврат к этому искусству начался только в 90-е годы.

Золотая и золотная

Сегодня любой предмет с церковным шитьем, как и раньше, начинается с прориси — рисунка. Его создают либо сама золотошвейка, если талант и образование позволяют, либо иконописец. Это могут быть новое изображение святого или реплика уже существующей иконы.

Прорись Лилия переводит на прозрачную плёнку, а с неё — на ткань (шёлк, камку, атлас), которую затем вместе с льняной подкладкой закрепляет на пяльцах. Первыми золотошвеи вышивают лики, руки и ступни святых. Потом приступают к доличному шитью (буквально — до ликов).

Существует целый набор швов, которыми пользуются золотошвеи. Большинство известны и обычным мастерицам. Один из самых популярных — атласный шов, когда каждый новый стежок укладывается рядом. Ещё один часто используемый — вприкреп, когда основную нить с лицевой стороны прикрепляют-пришивают стежками к ткани.

Швом вприкреп в старину нередко пользовались, чтобы экономить дорогие золотые нити. Они и сегодня для мастериц остаются не самым доступным материалом. Поэтому зачастую используют синтетические золотные.

Один квадратный миллиметр вышивки вмещает шесть стежков. На создание одной пелены уходят месяцы кропотливого труда. К примеру, пелену с иконой святителя Николая и клеймами (сценами) из его жития размером 50 на 60 см, ставшую дипломной работой Лилии в Свято-Тихоновском институте, она вышивала полтора года! Сейчас пелена находится в притворе храма Святого князя Владимира в Московском епархиальном доме вместе с работами других выпускников Свято-Тихоновского института.

Но вышивка — это не только практический труд. Исследовательский тоже. Лилия много читает о святом, лик которого скоро будет переносить на полотно, изучает историю появления иконы и ищет информацию об иконописце.

Стежок за стежком

Сегодня, когда Лепшина стала одной из самых опытных золотошвеек в Новгородской области, её нередко просят организовать курсы мастерства. Но она пока не готова к этому шагу.

— Тогда я не смогу вышивать,— признается Лилия. — Совместить обучение с вышивкой невозможно, ведь каждой ученице нужно уделить отдельное внимание. Пока я только записываю небольшие видеоуроки и выкладываю их в Интернет.

Если бы вышивальщица согласилась с предложением, её мастерская стала бы первой в Великом Новгороде. Пока в городе работают только одиночные мастерицы. Есть такие в Покровском соборе бывшего Зверина монастыря, Хутынской обители.

И всё-таки искусство золотошвей возрождается, уверена Лилия. Стежок за стежком. В храмы возвращаются традиционные плащаницы, пелены и покровы. И хоть теперь они вышиты не княгинями, а простыми мастерицами, но, как и прежде, с молитвой.

Теги: Великий Новгород, грановитая палата

РЕКЛАМА

Еще статьи

Выход из зимы. Демографической

Выход из зимы. Демографической

В Новгородской области впервые за 10 лет перестала снижаться рождаемость

03.12.2025 | Общество

Фольклор и ивент

Фольклор и ивент

В своей работе самозанятая новгородка сочетает традиции и современность

03.12.2025 | Общество

«Память нашего поколения»

«Память нашего поколения»

Более тысячи школьников из Великого Новгорода стали участниками исторического квиза, посвящённого 80-летию Победы

03.12.2025 | Общество

Последняя книга

Последняя книга

Издан сборник стихотворений и воспоминаний о военном детстве новгородки Аллы Веселитской

03.12.2025 | Общество

Как узнать свой ВИЧ-статус?

Как узнать свой ВИЧ-статус?

В рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом, который отмечается 1 декабря, специалисты призывают жителей региона пройти тестирование, чтобы обезопасить себя и своих близких

03.12.2025 | Общество

Хит для охотника и поисковика

Хит для охотника и поисковика

На новгородской швейной фабрике разрабатывают куртку, которая будет согревать с помощью пауэрбанка

26.11.2025 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 03.12.2025 года

РЕКЛАМА