Четверг, 21 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Анна Мельникова

Учимся вместе

Инициативные родители сами создают инклюзию

Ещё три года назад Станислава РУСИНОВА точно решила для себя, что когда её сыну Ярику исполнится семь лет, он пойдёт в обычную общеобразовательную школу. И его диагноз — расстройство аутистического спектра (РАС) — не станет помехой для учёбы. Но только для этого сыну нужно будет помочь адаптироваться в школе, поддержать, учитывая его поведенческие трудности.

Первый в области ресурсный класс

Чтобы организовать для своего ребёнка инклюзию, молодая мама обучилась методу прикладного анализа поведения, известному как ABA-терапия (Аpplied Вehavior Аnalysis), доказывала чиновникам необходимость открытия в Великом Новгороде ресурсного класса для детей с РАС, написала проект для конкурса Фонда президентских грантов и выиграла в нём.

И теперь то, что она когда-то задумала для сына, получает воплощение. Ярик — первоклассник школы № 16. И вместе с ним учатся ещё трое детей с РАС.

Городской комитет образования нашёл школу, которую заинтересовал проект. В свою очередь она предоставила помещение, нашла учителя, а также обеспечила каждого ученика класса поддержкой тьютора, задача которого сделать ребёнка самостоятельным. По словам Станиславы, единственная сложность заключается в том, что в настоящее время в образовательных организациях законодательно не закреплены должности куратора и супервизора. А именно эти специалисты тестируют детей с РАС, составляют индивидуальные поведенческие программы, консультируют родителей. Главным образом на оплату их труда и будут направлены средства гранта.

— Это люди редкой профессии. Сейчас нам помогают специалисты из Санкт-Петербурга, которые в дистанционном режиме постоянно находятся в контакте с родителями и педагогами, — поясняет Русинова. — Благодаря технологиям ресурсного класса происходит постепенное и комфортное включение детей в инклюзию. А направить их сразу в обычный класс, где 30 учеников, без подготовки — это плохая история, потому что у ребёнка с РАС есть социальные и коммуникативные дефициты.

Уроки доброты

Пока у детей ресурсного класса опыта общения с типично развивающимися сверстниками не было. Скорее всего, как предполагает Станислава, впервые это произойдёт на уроках физкультуры, труда или на каких-то общих школьных мероприятиях. Но до этого обязательно проведут уроки доброты, где расскажут об особенностях детей с РАС и о том, что к ним следует относиться с пониманием — их не нужно бояться или, напротив, проявлять к ним гиперопеку:

— Я не хочу оттягивать момент вхождения Ярослава в обычный класс, но и спешить тоже не хочу. Всё должно быть вовремя. Как показывает практика, дети спокойно реагируют на то, что в их коллективе появится сверстник, у которого что-то будет не получаться. А взрослым сложнее принять, что вместе с их детьми станет учиться ребёнок с РАС. Их опасения связаны с тем, что тогда учитель будет основное внимание уделять ему. Но это пример неправильного инклюзивного образования.

Молодая женщина прекрасно осознаёт, что её сын всю жизнь будет нуждаться в сопровождении. «Это не так страшно, если поддержка будет квалифицированной», — говорит Станислава. Она уже настроена на то, что в основной школе ей придётся добиваться для Ярика создания такого же ресурсного класса. А где её собственный ресурс? Станислава задумывается:

— Я получаю удовлетворение от своей работы. Но мне помогают моя семья, супруг. Он взял на себя всё, что мог, для того чтобы дать мне возможность реализовывать проекты. Кроме того, у нас сложилось сообщество семей, воспитывающих детей с РАС, — «Аутизмпобедим». В нём каждый из нас может проявить свои сильные стороны и навыки. Кто-то как юрист, кто-то как художник. А я, дизайнер по профессии, подготовила столько макетов и эскизов для проектов, сколько прежде никогда не делала.

*   *   *

Станислава РУСИНОВА, автор проекта ресурсного класса:

Как правило, дети с аутизмом находятся на домашнем обучении. Некоторые посещают коррекционные школы. И это право родителей, какую форму образования выбирать. Но теперь в Новгороде есть новая модель инклюзивного обучения, где применяются методы АВА-терапии. Они научно доказаны.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Меры поддержки участников СВО и их семей обсудили на заседании комиссии.

Мы рядом!

Состоялось заседание межведомственной комиссии по поддержке участников СВО и членов их семей

20.11.2024 | Общество

Компания «Актив» задумывается о расширении производства, в том числе на территории ОЭЗ «Новгородская».

Чувство опоры

Резидент новгородского технопарка «Трансвит» производит вертикализаторы для детей.

20.11.2024 | Общество

Односельчане, особенно молодёжь, должны знать о своих героях, уверена Ольга Михайловна.

В память о Саше и других

Мама погибшего на СВО бойца создаёт в валдайской деревне мемориальный зал

20.11.2024 | Общество

В новой лавке есть на что посмотреть и о чём поговорить.

«Соловьёвка» вернулась

В здании старинной новгородской гостиницы открылась крафтовая лавка

13.11.2024 | Общество

Посетителям семейных выставок творческая династия предлагает задуматься о том, в чём соль творчества.

Где все будут вместе

О семье и творчестве рассказывают несколько поколений новгородских художников

13.11.2024 | Общество

Общение и взаимоподдержка, возникающие в процессе игры, подзаряжают.

Люди, которые играют

Универсальный инструмент психолога позволяет легко разобраться в сложном

13.11.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 20.11.2024 года

РЕКЛАМА