Современную городскую скульптуру новгородцы принимают с трудом
На минувшей неделе в Западном микрорайоне Великого Новгорода появилась новая городская скульптура — сидящий на пне с томиком сказок Кот Учёный. Формально событие приурочено к 25-летию библиотечного центра «Читай-город»: персонаж расположился у крыльца Молодёжной библиотеки и, разумеется, был прозван Котом Читайкой — героем, давно ассоциирующимся с работой библиотечного центра.
Однако новгородский меценат Николай СУМАРОКОВ, благодаря которому скульптура Вячеслава Смирнова увидела свет, признался, что он вкладывал в арт-объект несколько иной смысл. Так или иначе, но Кот Ученый в рекордные сроки собрал сотни комментариев в новгородском сегменте соцсетей. При этом спектр высказываний был максимально широк: от традиционного «ми-ми-ми» до радикального «уберите ЭТО немедленно».
С автором задумки «НВ» обсудили, какие скульптуры Великому Новгороду к лицу, а какие — не очень, как делать подарки городу и при этом «не обижаться» на горожан.
— Николай, крылатая фраза про благие намерения и их последствия идеально подходит для иллюстрации вашей ситуации. Каждая новая установленная скульптура собирает массу оценок. Часто нелестных...
— Потому что у нас есть соцсети, в которых удобно выражаться всем кому не лень.
— Как вы относитесь к неизбежному негативу? Валерьянка, толстая кожа?
— Толстую кожу я ещё не отрастил. Но всё к этому идёт. Когда-то я болезненно реагировал на слова земляков. Но уже научился воспринимать это более спокойно: вкусы у людей разные. К слову, я считаю, что у меня неплохой художественный вкус. Умберто Эко, кстати, тоже так считал. Как-то я попал на обсуждение его книги «История уродства». И там присутствующие выполняли странноватые тесты на тему «понимаешь ли ты в искусстве или нет». Покойный профессор в итоге сказал, что «у Николя безупречный вкус». Меня это сильно успокаивает иногда. А если серьёзно, то в сложных ситуациях я могу сказать себе, что это мнение обывателя. И оно имеет право быть. И вкусы могут не совпадать. Кстати, если пользователи высказывают какие-то аргументы, а не просто критикуют, я внимательно читаю, но вступать в дискуссии не хочу.
— Про нового кота говорят, что он «некрасивый».
— Но у нас со скульптором Вячеславом Смирновым была совершенно другая художественная задача. История такая: я захотел сделать подарок библиотеке к круглой дате. А у них кот. Я и думал вокруг кота. Сначала решил поставить композицию в начале Псковской улицы у одного из филиалов «Читай-города». Поехал смотреть на место. А там стоит засушенная берёза. При этом в городе спиливают и кронируют массу деревьев, чаще всего абсолютно здоровых. В то же время вот этот сухостой торчит… Мы и объединили памятник спиленному дереву и Коту Учёному, в печали присевшему на пенёк. В общем, мультяшный, мимимишный кот в этой роли смотрелся бы совершенно неуместно.
При непосредственном участии Николая Сумарокова в Великом Новгороде появилось абсолютное большинство современных городских скульптур: Рисующий мальчик на набережной Александра Невского, семейство улиток в Веряжском сквере и воспевающий их японский поэт Кобаяси Исса (на фото), бюст писателя Дмитрия Балашова, композиция с голубями и котом на карнизе дома по улице Фёдоровский Ручей, Испуганный Рыбак во дворе этого же дома, скульптуры Семья и Птица Сирин на Торговой стороне, Боевой Ангел, Туристка. Оператор на здании «Славии», Монтёр, снимающий со столба кота на территории Политехнического колледжа, Крылья в парке 30-летия Октября и бюст Ярослава Мудрого в холле Политеха НовГУ.
— Легко ли было донести свою задумку до Вячеслава?
— Я считаю, что за годы работы у нас сложился неплохой тандем. По-моему, мы друг друга понимаем. Я предлагаю идею, а он в процессе работы что-то дополняет, интерпретирует. В итоге рождается произведение.
— Критика не заставляет опускать руки?
— Скорее, сложно смириться с непониманием, с невозможностью достучаться до инстанций, чем с критикой. К примеру, к очередному Дню города я хотел заказать серию фигур, зову её условно «Метеорология», подобных тем, что стояли в Десятинном монастыре, а позже переехали к культурному центру «Диалог». Чтобы в празднование 5-7 таких абсолютно белых манекенов расположились на Ярославовом Дворище. Горожане могли бы их раскрасить. А потом их можно было бы пристроить на постоянное место жительства в городские дворы. Людям интересно — раз. Новые арт-объекты — два. Но идея моя понимания не нашла.
— И опять толстая кожа и валерьянка как результат?
— И опять Умберто Эко. А ещё буддийский принцип: стараться не зависеть от отношения к тебе окружающих. Но я ещё только иду по этому пути.
— Большое количество общественных пространств в городе сейчас благоустраивается по программе «Формирование комфортной городской среды». Как вам?
— Как и всегда: это вопрос качества и вкуса. При этом о вкусах можно и нужно спорить. О качестве — нет. К примеру, девочка, читающая книжку на скамейке в парке Боровичей, — это банально. Но почему бы и нет? Если только она не будет из гипса, чтобы случайный прохожий мог нечаянно оторвать ей книгу. При этом невдалеке от девочки стоит прекрасная швейная машинка — на мой взгляд, это настоящее искусство. Или вот пластиковые топиарии. Выглядит не противно, как те же садовые скульптуры в цветочных магазинах, но модными они были в 90-е годы. С тех пор прошло больше двадцати лет.
— И всё же планы на будущее? Есть идеи и места в городе, в облагораживании которых хотелось бы принять участие?
— Я не строю планов в этом направлении. Действую спонтанно, если случай подвернётся. В будущем надеюсь «пристроить» Птицу Сирин, которая была попорчена горожанами или вандалами на набережной. Она должна занять достойное место в одном из городских пространств.
А вообще, городу был бы к лицу парк концептуальной скульптуры. Вспоминается аналогичный в Сантьяго, столице Чили: небольшая ухоженная территория в проходном месте, на которой расположено более двух десятков объектов, где можно познакомиться с направлениями творчества современных мастеров. Готов поучаствовать в этом начинании.