Альтернативная коммуникация меняет мир детей с особыми потребностями
Учредитель новгородской общественной организации «АутизмПобедим», мама ребёнка с аутизмом Станислава РУСИНОВА показывает мне на пухлую папочку с пластиковыми страницами, в каждой из которых несколько кармашков, а в них — карточки с изображениями предметов.
— Это наш разговорник, — сообщает молодая женщина. — Система обмена картинками PECS моего сына. С её помощью он может общаться, он ею живёт, поэтому она такая потрёпанная.
Продемонстрированная чудо-папка — средство альтернативной коммуникации — сама по себе доказательство того, что ребёнка, испытывающего трудности с речью, можно обучить говорить. Благодаря специальным методикам он получит навыки выражать без слов свои просьбы или отказы, комментировать ситуации. Этим своим опытом Станислава поделилась на конференции «Альтернативная коммуникация (АК) — один из способов интеграции детей-инвалидов в общество», которая состоялась в Новгородском областном центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (НОЦППМС) на прошлой неделе.
— Систему PECS нам начала вводить специалист этого Центра. И это магия, как она меняет ребёнка. Если вчера он ещё кричал и плакал, то сегодня несёт карточку того, что ему нужно дать. Первоначально мне казалось, что чем больше я буду окружать его карточками, где рисунок предмета обозначен словом, тем быстрее он заговорит. Но эффект принесла немногословность, — пояснила Кира ИВАНОВА, мама из команды «АутизмПобедим». — PECS — научно доказанная методика, но чтобы ею овладеть, нужен куратор, который помог бы родителям в ней разобраться.
По словам Киры, речь у детей начинает развиваться после того, как у них появляется интерес в коммуникации, обмене информацией, а проблема детей с расстройством аутистического спектра (РАС) нередко бывает в том, что у них не обнаруживается такой потребности.
— На конференции мы хотим развеять мифы, связанные с PECS. Наша организация даже готова оказать методическую поддержку специалистам Центра. Мы подготовили им брошюры наших наработок, — рассказали мамы проекта «АутизмПобедим».
Между тем, как говорит организатор конференции, учредитель региональной общественной организации «Движение сельских женщин» и по совместительству заведующая филиалом № 2 НОЦППМС Светлана УТЕВА, альтернативная коммуникация может использоваться не только для детей с РАС, но и с ДЦП, для неречевых детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью:
— Конференция — это итоговое мероприятие проекта по внедрению системы альтернативной коммуникации в учреждениях области, в маленьких городах и сельской местности. В прошлом году он был поддержан Фондом президентских грантов. В его рамках появилась возможность объединиться школам, некоммерческому сектору, Центру. Нам дорого, что в свои выступления специалисты из Демянска и Окуловки включили видеоролики, в которых родители их благодарят за проведённые занятия по АК, поскольку они получили результат от неё.
В регионе проект по альтернативной коммуникации охватил 60 детей.
В свою очередь, директор НОЦППМС Елена КРАЙНЕВА отметила, что альтернативная коммуникация — это тема, над которой Центр работает с 2015 года. А проект дал возможность ещё глубже погрузиться в неё. Специалисты, занимающиеся семьями, где воспитываются дети с особыми потребностями, должны всё время получать новые знания, чтобы потом их применять на практике.
Год назад Минздрав России разработал и утвердил новые клинические рекомендации для оказания помощи детям с РАС. В документе учли и систему PECS, необходимую «для улучшения функциональных коммуникативных навыков». Со следующего года применение рекомендаций станет обязательным. Но, по наблюдению мам из «АутизмПобедим», ознакомиться с ними необходимо не только медикам, но и педагогам.