Владельцев мощных электросамокатов приравняли к водителям мопедов
Электросамокаты становятся всё более популярным транспортом у новгородцев и всё чаще попадают в сводки происшествий. В этом году в Новгородской области зарегистрировали первые ДТП с участием самокатчиков — пока их шесть. «Героями» были как дети, так и взрослые. 17 июня в Великом Новгороде в одном из дворов водитель легкового автомобиля сбил девятилетнего мальчика на электросамокате, а на следующий день 72-летняя женщина-самокатчик получила травмы, столкнувшись с легковушкой на «зебре».
Происшествия порождают вопросы и у владельцев техники, и у пешеходов, наблюдающих, как порой бесстрашно гоняют по тротуарам и дорогам обладатели электротранспорта. Какими правилами должны руководствоваться обладатели самокатов?
Всё зависит от мощности устройства, пояснил начальник отдела ГИБДД Великого Новгорода Алексей КАШНИКОВ. Если она составляет менее 250 ватт, то передвигающийся на двухколёсном транспорте человек относится к категории пешеходов и должен подчиняться соответствующим требованиям. Он может передвигаться по тротуару, пешеходной или велодорожке. Нет ни того, ни другого, ни третьего? Можно двигаться по обочине или краю проезжей части навстречу потоку автомобилей. Перед тем как пересечь пешеходный переход, нужно спешиться.
Если мощность электросамоката выше 250 ватт, владельцев такой техники приравнивают к водителям мопедов. Напомним, к ним, согласно Правилам дорожного движения, относятся двух- или трёхколёсные транспортные средства, способные развивать скорость более 50 км/час, с двигателем внутреннего сгорания или электродвигателем с максимальной мощностью более 250 ватт и менее 4000 ватт.
Самокатчик, пользующийся техникой такой мощности, должен иметь водительское удостоверение любой категории. Он может передвигаться только по проезжей части — тротуары, пешеходные и велодорожки под запретом. Такой участник дорожного движения может ехать по правому краю проезжей части, велополосе или обочине при условии, что не создаёт помех для пешеходов. Кроме того, во время езды он должен пользоваться мотошлемом и не имеет права перевозить пассажиров.
Согласно техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» электросамокаты с упомянутыми характеристиками относятся к мототранспортным средствам категории M. Для управления ими необходимо пройти курсы вождения и получить водительские права категории «М» или «А».
Штраф за езду на электросамокате мощностью более 250 ватт без водительских прав — 5–15 тысяч рублей. Штраф за передачу права управления электросамокатом мощностью более 250 ватт лицу без водительских прав — 30 тысяч рублей.
К примеру, житель Любытинского района уже был наказан административным арестом за езду на электросамокате без прав. Так что если собственник электросамоката нарушит эти правила, ему грозит административное наказание. Правда, если этот нарушитель — подросток в возрасте до 16 лет, то наказание придётся понести его родителям.
Нередко люди не знают, какой мощностью обладает двигатель их самоката. Взрослые, не задумываясь, покупают устройство мощностью 600–800 ватт ребёнку, не осознавая, что чадо не имеет права вставать за руль. В ГИБДД советуют быть внимательными при покупке электротранспорта и проверять его мощность. Случается, что продавцы занижают её или вовсе не указывают. Между тем она должна быть указана на переднем колесе. Полезно будет изучить все прилагаемые к технике документы и ознакомиться с информацией на сайте её производителя.