Зачем деревянных дел мастер из Великого Новгорода мечтает освоить бондарское ремесло
В Великий Новгород Антона СУХИНЕНКО, геодезиста по первому образованию и инженера-строителя железнодорожного транспорта по второму, занесла непростая судьба: в 2014 году из-за военных действий уроженцу Донецкой области пришлось покинуть родное гнездо. Первым местом в России, где удалось найти подходящую работу по специальности, оказалась Новгородская область — Антон вместе с семьей переехал на Новгородчину.
Вот только испытания тем и особенны, что выходишь из них совсем другим человеком. И герой наш в этом смысле не исключение. Заниматься прежним делом ему стало скучно.
— На перепутье слабые ломаются, сильные закаляются. Я же искал выход. И нашёл его: в дереве! Просто взял деревяшку и начал обстругивать ножом. Получилась первая штучка-безделушка: подарил её жене. А увлечение деревообработкой быстро переросло в серьёзное хобби, — вспоминает Антон.
Сложно сказать, по какому велению дело само нашло мастера. Сейчас Антон уверяет, что в начале пути руки у него росли, прямо скажем, не из нужного места. Притом что дед был хорошим резчиком по дереву, мебельщиком. И дядю на Донбассе звали резчиком экстра-класса, он мастерил иконы и шкатулки. Одна такая коробочка хранится и у Антона — каждый миллиметр поверхности испещрен узорами.
— Ну вот я и вдохновился примером предков. Начал заниматься с нуля. На старте и гвоздя не смог бы ровно забить. А технологии изучал по книгам. Читать очень люблю: не могу видеть, как старые книжки выбрасывают на помойку. Подбирать готов, чистить, возвращать на полку, — признается ремесленник. — Так и освоился. Главное, в своё дело вкладывать душу. Если начинать занятие с денег, то получится ли оно — вопрос. Потому что ставить деньги во главу угла нельзя ни в коем случае. А вот если вкладываешь душу, то деньги обязательно придут.
Во всяком случае, у Антона примерно так и получилось. Начинал со шкатулок и шпилек для волос, а потом занимался тем, что подвернется под руку и будет интересно. Клиентов своих собирал и продолжает собирать по крупицам: механические игрушки из дерева? Почему нет! Реквизит для аниматоров? Пожалуйста! Вальдорфские развивающие пазлы? Конечно! Декоративная, качественная посуда? С большим удовольствием!
Бизнесом своё дело Антон Сухиненко никогда не называет, исключительно ремеслом. Так и справедливее, и душевнее. Сожалеет только, что сейчас нет в России такого класса, как ремесленники: сам же хотел создать гильдию в Великом Новгороде. Вот только пандемия существенно спутала планы. Ведь ремесленники живут событиями, ярмарками, праздниками. А их-то в нынешнее время как раз и не хватает. Действовать приходится в одиночку.
Нынче самозанятый ремесленник взращивает сразу две идеи: во-первых, мечтает освоить бондарное дело! Выяснил, что ни в Великом Новгороде, ни в Новгородском районе бондарей нет. Да что там бондарей? Качественную бочку днём с огнём не сыщешь.
— Но бондарство требует огромных усилий и серьезных материальных затрат на оборудование. На одной коленке бочку не сделаешь, — поясняет Антон. — Потому присматриваюсь к программам и грантам, ищу варианты, которые могут стать подспорьем.
Мастер уверен, что у всякого ремесленника должен быть свой «венец творения» — самое дорогое, искусное, любимое, важное произведение. Есть такое и у него: деревянный новгородский детинец. Объёмный пазл размером 120 на 65 сантиметров, сделанный для слабовидящих детей, занимающихся в детском центре «Умка». Все детали-домики кремля созданы в соответствии с грандиозным образцом, раскинувшимся в центре Великого Новгорода. Вот уж где пригодились знания геодезиста и навыки инженера.
— Работал над ним очень долго, пока душа не успокоилась. И работой своей остался доволен. Потому что без удовольствия ни одно дело хорошо сделать невозможно, — уверен мастер.
Антон Сухиненко мечтает передавать наработанный опыт младшему поколению: было бы желание у новгородских мальчишек ближе знакомиться с деревом и его особенностями.
Теги: Великий Новгород, резьба по дереву