Новгородский художник и педагог Светлана Гарбар без симпатии в сердце картины не пишет
Одно из самых ярких впечатлений детства художника Светланы ГАРБАР — момент, когда случайная попутчица на её глазах выводила карандашом на бумаге женские профили. Почти магическое действие — как из ниоткуда появляются красивые образы — поразило маленькую девочку. И ей захотелось самой его повторить.
«Для тебя...»
Спустя время, в подростковом возрасте, она увидела наброски человеческих фигур, сделанные её подругами, ученицами новгородской художественной школы. И тут её сердце ёкнуло. Она распрощалась с секцией лёгкой атлетики, ушла из спорта и решила целиком и полностью погрузиться в художественное творчество.
— Но с первого раза в кремлёвскую художку мне не удалось попасть. В школу меня не взяли из-за возраста. Мне было 14 лет, посчитали, что уже поздно, — вспоминает Светлана. — А поскольку тогда проводилась пленэрная практика, я стала рисовать рядом с учениками школы — с улицы же меня выгнать не могли. Мне повезло, что меня заметил директор Александр Алексеевич Варенцов. Он меня проэкзаменовал с теми, кто поступал на первый курс, и зачислил сразу на второй. Я понимала, что такое доверие надо оправдать.
В художку Светлана летела как на крыльях. Ей казалось, что это — самое лучшее место не только чтобы учиться, но и учить. И её мечта о том, чтобы в стенах школы реализовать себя преподавателем, исполнилась. Гарбар 16 лет учила детей живописи и до сих пор скучает по тому периоду жизни.
Она работает в жанре пейзажа, декоративного панно. Однако признаётся, что создание портретов её увлекает более всего. Тут мало отразить сходство с натурой, хочется показать внутреннее сияние человека, характер.
— Я портретирую людей, которые не случайно оказываются со мной рядом, — объясняет художник. — Возможно, они притягиваются ко мне. А мне хочется вытянуть из них самое светлое, силу, которая в них присутствует. Особенно было дорого, когда меня попросил нарисовать свой портрет мой коллега-художник.
Серия портретов узнаваемых и обычных новгородцев представлена на недавно открывшейся юбилейной персональной выставке Светланы Гарбар в Музее художественной культуры Новгородской земли. В экспозицию под названием «Для тебя…» также вошли произведения, отражающие новгородскую природу и городские пейзажи. В последних внимание Светланы сосредоточено на том, что обычно не замечают или намеренно игнорируют.
— Бывает, что, проходя мимо каких-то зданий, с уходящей архитектурой или заброшенных, я начинаю чувствовать их энергетику. Они словно хотят поговорить, завязывается диалог, тогда садишься и рисуешь, — рассказывает Светлана. — А вообще эту выставку я стремилась сделать нежной. Здесь много работ, пропитанных солнцем, теплом и любованием окружающим миром.
«Для тебя…» должна была открыться ещё год назад. Но ограничительные меры, связанные с распространением коронавируса, перенесли выставку в онлайн-формат. Гарбар об этом совсем не жалеет. В прошлом году серьёзно заболела её мама, и чтобы больше драгоценного времени уделять родному человеку, многие хлопоты, связанные в том числе с организацией выставки, пришлось отложить.
Искусство — как воздух
Каждой своей картине Светлана даёт шанс быть завершённой. Немного смущённо говорит о накопившихся в папках трёхстах неоформленных пастелях, но когда-нибудь они обязательно дождутся своего часа.
Когда что-то не выходит, не бью тарелки и не рву работы. Не исключено, что через какое-то время они могут просто по-другому раскрыться.
Многие её произведения рождаются под музыкальные композиции Микаэла Таривердиева. По словам Светланы, они органичны её стилю и комплимент тому, что она видит вокруг себя на природе.
Ей близок и любим импрессионизм, а футуризм так и не привыкла понимать:
— В девичестве я думала, что надо как-то проникнуться работами футуристов, искала в себе ресурс для этого. Но после их анализа уходила из залов с головной болью. Став постарше, стала беречь свою энергетику. А после просмотра полотен импрессионистов ощущаю себя обласканной, напитанной счастьем.
Состояться художником, уверена Светлана Гарбар, можно только при условии, если человек воспринимает искусство как воздух, а иначе не стоит себя мучить. Она не скрывает, что довольна тем, что оба её сына, несмотря на то, что обладают способностями к рисованию, выбрали более приземлённые профессии, чем у неё. Старший, увлечённый математикой, стал айтишником, а младший, неравнодушный к технике, занимается ремонтом автомобилей.
Гарбар и своим студентам Новгородского колледжа искусств имени Сергея Рахманинова, где ведёт курсы по нескольким художественным дисциплинам, старается донести мысль, чтобы они как можно быстрее разобрались, правильный ли путь выбрали.
— В своей практике я наблюдала за ситуацией, как одна из мам настаивала, что у её сына — талант рисовать, поэтому ему нужно учиться. Между тем сам мальчик бредил футболом. Сложно объективно оценить, нуждается ли ребёнок в уроках изобразительного искусства. Но мне кажется, если человек дышит творчеством, искусством, то он найдёт к ним дорогу, — рассуждает педагог. — Мою студию для взрослых посещала женщина, которой было 63 года. Она никогда прежде не рисовала и только на моих занятиях обнаружила у себя талант. Кто хочет начать — всегда начнёт: будут и колокольчики в душе, и восторг.
Самое важное для художника, по её мнению, — принять мир со всеми его особенностями и нюансами. А ещё необходимо научиться любить натуру. И не важно, что при этом требуется нарисовать: горшок, яблоко, вазу, модель… В этом случае и работа получится, и удовольствие от самого процесса появится.
Мастерская Светланы находится в бывшей Десятинной обители. Здесь многие новгородские художники и мастера нашли пространство для творчества, общения, обмена опытом. Удивительная территория — кусочек пасторали в центре города. Но для Гарбар это ещё что-то вроде места, за которое она отвечает. «У художников — дело божье, пусть свой дар и отрабатывают», — услышала она однажды в епархии, к этому и стремится.
Теги: Великий Новгород, Светлана Гарбар, художник