Какой путь ждёт тех, кто хочет попасть в «Артек»?
Каждый ребёнок, побывавший в «Артеке», знает песенку про старичка Абсолюта, спускающегося с горы Аю-Даг в лагерь, когда у детей по режиму — дневной сон. Этот герой крымского фольклора был придуман более 40 лет назад, но он так же любим и современным поколением артековцев. Он — словно их негласный хранитель.
Ближе, чем кажется
Анастасия ТКАЧЕНКО, студентка Гуманитарного института НовГУ, эту шутливую и добрую песенку впервые спела в «Артеке», когда ей было 16 лет. В Международный детский центр (МДЦ) она попала благодаря успехам в учебе в музыкальной школе русского фольклора «Кудесы» и волонтёрскому проекту — участвовала в создании фильма о детях Великой Отечественной войны. Тогда в 2016 году в «Артеке», переживавшем после долгих лет запустения большую реконструкцию, функционировало всего три лагеря. К слову, на сегодняшний день на его территории их действует девять и строится десятый.
Но ни ремонт, ни февральская погода не смогли испортить впечатления. Больше всего девушку поразили природа и особая атмосфера, позволяющая детям — конечно, если они сами к этому готовы, — раскрыть в себе новые способности и ресурсы.
Сейчас Анастасия совмещает учёбу в новгородском университете с работой сопровождающего детские группы в МДЦ. Её жизнь — это не только сессии, экзамены, но и смены, когда нужно привезти и отвезти школьников из Новгородской области до эвакобазы в Симферополе, куда прибывают дети со всей страны. А после медицинского осмотра, оформления документов автобусами их отправляют до Гурзуфа, рядом с которым расположен «Артек».
Путь до заветной мечты многих детей — почти 2000 километров. Чтобы добраться до неё, надо проехать в ночном московском поезде, метро, аэроэкспрессе, самолёте, а это — одновременно и путешествие, и испытание.
— Нынешний «Артек» ничем не отличается от «Артека» прошлого, в котором была когда-то моя мама, — уверена Анастасия. — «Артек» — установившиеся понятия, традиции. Поменялась оболочка, но внутреннее содержание осталось прежним. Там главное, чтобы ребёнок получил не только новые знания, умения, но и импульс для развития своего доброго потенциала. Любопытно наблюдать, как дети, которые до поездки в «Артек» предпочитали стоять от всех обособленно, были зажаты и неуверенны, побывав в нём, начинают общаться, не стесняются рассказывать о планах, определяются, чем хотели бы заниматься в будущем. Бывает, что преодолевают какие-то свои комплексы. Но я заметила закономерность: чем больше ребёнок вкладывает усилий, чтобы получить путёвку, тем больше ему даёт «Артек».
Как говорит Анастасия, это — стереотип, что в МДЦ могут попасть лишь те, у кого одни пятёрки в тетрадках. Приоритет дают детям, достигшим результатов в спорте, искусстве, кто нашёл себя в волонтёрской работе. При этом то, какие у него оценки в дневнике, учитывают во вторую очередь. В общем, яркий, увлечённый троечник имеет больше шансов оказаться в «Артеке», чем отличник, ограничивающий себя лишь учёбой в школе.
Игры как ритуал
Как существуют устоявшиеся требования приёма детей в «Артек» — а родителям придётся набраться терпения, чтобы собрать два пакета документов по медицинской и маркетинговой части, — так есть и правила сопровождения, которые включают жёсткие инструкции, закреплённые приказом, и негласные ритуалы.
Как только поезд наберёт скорость, надо обязательно сыграть в игры на знакомство: на запоминание имён «Снежный ком» и «Две правды, одна ложь», где ребёнок называет три факта о себе, а остальным детям нужно угадать, что из сказанного не соответствует действительности. Как призналась Анастасия, если сопровождающие не выложились по полной уже в самом начале пути, некачественно провели игру, кто-то не участвовал, то жди нештатных ситуаций.
Работа сопровождающего состоит в том, чтобы из разрозненных детей на вокзале в Великом Новгороде из поезда в Москве вышел отряд, где один за всех и все за одного.
— В группе всегда найдётся ребёнок или подросток, который невнимательно относится к своим вещам, — рассказала Анастасия. — Я не забуду случая, когда мы уже возвращались из «Артека» домой, в аэропорту в Симферополе вдруг обнаруживается, что у одного мальчика нет паспорта. Вместо того чтобы оставить документ в камере хранения в лагере, он его взял с собой в комнату, а спустя время забыл, куда положил. Хочешь не хочешь, а приходится развивать навыки коммуникабельности, объясняя сотрудникам полиции, аэропорта, авиакомпаний, что произошло, и прося их войти в положение.
Мальчика этого благополучно довезли до Великого Новгорода. В пути он вспомнит, что паспорт спрятал под шкаф. Документ через два дня передали сопровождающим, когда те привезли очередную группу детей из Великого Новгорода.
Только в этом году под присмотром Анастасии в Крым выехали более 120 ребятишек. Пожалуй, самая экстремальная поездка для неё и её коллег-сопровождающих, произошла в 2020 году на завершающей 15-й смене, когда стала набирать обороты пандемия коронавируса.
— У нас тогда была самая большая за всю практику делегация — 43 ребёнка и 4 сопровождающих. Их распределили по пяти вагонам. Мне как старшей нужно было всю ночь бегать по поезду, чтобы контролировать, как ведут себя дети. Игры, кстати, мы решили не организовывать, — заметила девушка (потом она зареклась: как бы ни складывались обстоятельства, а ритуал с играми нужно соблюдать). — Неприятности возникли сразу, как прибыли в Крым: ребёнок потерял сумку с документами. А когда нужно было забирать детей, выяснилось, что другого ребёнка с признаками пневмонии отправили в стационар городской больницы. Имея у себя на руках отказ от госпитализации, главный врач не хотел меня слушать и посылал в разные инстанции. Ругалась, и это тоже необходимо уметь делать. Следующей случилась 13-часовая задержка самолёта из-за тумана. Когда четыре раза рейс переносили, а в пятый отменили, и у нас уже не хватало сил, региональный оператор «Артека» в Новгородской области Ольга Владимировна Королева, находясь в Великом Новгороде, добилась, чтобы нам предоставили самолёт. В результате не только нашу делегацию, но и группы из других областей вывезли с полуострова в Москву. На поезд мы, естественно, опоздали, предвидя, что такое произойдёт, из Новгорода оперативно был организован для нас трансфер на автобусе, который приехал за нами в Шереметьево.
Дорога до мечты
Между тем пандемия отразилась на артековском движении и положительными моментами. К нему активно начали присоединяться родители. Пока дети на Черноморском побережье, их мамы и папы записывают для них подбадривающие видеоролики.
По словам Анастасии, наш регион — на хорошем счету у руководства МДЦ. И непоследнюю роль в этом играет вопрос правильности и тщательности оформления бумаг и медицинских карт. В Новгородской области особый пункт отводится профилактике педикулёза.
— Чем больше в медкарте справок, печатей, тем лучше, поскольку это касается здоровья и безопасности. Например, если есть аллергия, обязательно нужно указать, что её вызывает. Каждый документ оправдан. В нашей области родители подписываются под согласием, в случае если у ребёнка на эвакобазе найдут любую форму педикулёза, они разрешают стрижку и обработку головы. Иначе они гарантируют за свой счёт купить билеты в Великий Новгород ребёнку и сопровождающему. С паразитами ни в один лагерь не примут. Появился документ после того, как сопровождающие в шесть рук вычёсывали голову девочки. Хотя это не входило в их обязанности.
Работа сопровождающего оплачивается, но в ней сталкиваешься со многим таким, чего без отзывчивости, доброжелательности, готовности прийти на помощь не сделаешь.
— Моя будущая профессия — учитель истории и обществознания. Опыт, который приходит ко мне во время сопровождения детей, безусловно, пригодится мне, когда стану педагогом, — делится Анастасия Ткаченко. — У меня нет права показывать, что я устала или переживаю из-за предстоящего полёта. Напротив, если кого-то из детей укачает, у меня должно быть для них средство от тошноты. Тех, кто боится лететь, надо уметь успокоить, не допустить истерики. Это в школе можно позвонить родителям, и они придут за ребёнком, а за тысячи километров от дома только я ему могу помочь.
* * *
10-я смена 2021 года в МДЦ «Артек» завершилась награждением двух школьниц из Великого Новгорода, Елизаветы Черкай и Елизаветы Коржевой, знаками общественного признания — «Звёздами «Артека». Девочки успешно показали себя в спортивных, творческих и интеллектуальных конкурсах, активно участвовали в организации дел своих отрядов и лагерей, а также общеартековских мероприятий.
Теги: Артек