Новгородский инженер собрал уникальную экспозицию ретрокомпьютеров
Компьютерами Александр СТРАЙСТАР интересовался, а точнее — «болел», всегда. Впрочем, не только ими. На его рабочем месте — настоящий ботанический сад: гигантских размеров китайские розы нескольких сортов, кофе, цветущий лимон, целая коллекция глоксиний — материальное доказательство любви к цветоводству. «А ещё я очень люблю музыку. И шить на машинке. Делаю это профессионально, между прочим. Ну и технику, конечно, тоже люблю», — прибавляет Александр.
Технике и посвящён наш разговор. А конкретно — коллекции компьютеров 1980-х годов, которую Александр постепенно собрал вместе с единомышленником и коллегой Алексеем Спирковым. Вдвоём они отремонтировали, привели в порядок, а теперь с удовольствием демонстрируют всем желающим экспозицию ретротехники, проводят по ней подробнейшие экскурсии, в общем, популяризируют как могут.
«Меня прямо зацепило»
— А началось это очень давно. Где-нибудь в 7–8 классе с занятий информатикой, разумеется. Дело было в конце 80-х годов. В одном из школьных кабинетов был оборудован КУВТ-86 — комплект учебной вычислительной техники, который включал в себя 12 рабочих мест ученика (РМУ) на базе компьютеров БК-0010Ш и рабочее место преподавателя (РМП) на базе компьютера ДВК-2МШ. Всё перечисленное добро уже на то время устарело, зато другой класс был оснащён достаточно современной техникой. Насколько помню, это были компьютеры Yamaha стандарта MSX2. Я техникой вообще интересовался: паять любил с детства, всякие радиодетали — это по мне. Ну и когда у нас началась информатика, меня прямо зацепило, — с улыбкой вспоминает Александр. — После уроков я чуть не до восьми вечера сидел в этом классе. Родители переживали за мой желудок: возвращался домой поздно и очень голодным. Информации по теме программирования тогда особо не было, кроме нескольких книжек. И это были не изданные в приличном месте учебники, а кое-как отксерокопированные, переплетённые в кустарной типографии брошюры. Но зато они находились в открытом доступе. Поэтому штудировал их! Всё, что там было написано, в основном касалось языка BASIC. Затем в руки попался учебник, кстати, книжки по тематике моего увлечения я тоже собираю, но уже для преподавателей вузов. Там бэйсик был рассмотрен глубже. С помощью этой книжки можно было даже писать более-менее серьёзные «программки».
Сегодня представить жизнь без Интернета непросто даже тем, кто успел пожить в докомпьютерное время. Вот и Александр с азартом вспоминает, как информация просачивалась по каплям из серьёзных компьютерных центров Абакана, Хабаровска, Москвы. Как её сохраняли по крупицам, частями, на дискетках, распечатывали и передавали дальше. Увлечение это было модным, а популярность компьютеров только росла, как и интерес к ним мальчишек.
— Потом появился компьютер IBM PC XT 286. Мы на нём играли, познакомились с квестами — по сей день это мой любимый жанр компьютерных игр. Сейчас их, кстати, мало, особенно — качественных. А тогда с квестами дела обстояли хорошо. Кстати, фильм «Дюна», недавно отгремевший в мире, снят в большей степени не по книге Фрэнка Герберта, а по компьютерной игре Dune 1992 года, стратегии с элементами квеста, — рассказывает Александр.
С окончанием школы прямой доступ к предмету увлечения для нашего героя Александра был ограничен: своего компьютера дома нет, в кабинет информатики не попасть. А купить желаемую технику — не такая простая задача.
— Особенно обидно, что из того же кабинета информатики на законных основаниях компьютер было не достать даже после списания. Какое-то время я отслеживал, куда денется техника, но «поймать» её вовремя так и не удалось... Думаю, старичков, «как и положено», разбили кувалдой и отправили на свалку, хотя любителей и ценителей ретро, таких, как я, вокруг немало, — до сих пор сожалеет коллекционер.
В том, что экспозиция когда-нибудь привлечёт к себе заслуженное внимание горожан, Александр не сомневается.
Программировать проблемно
Следующие полтора десятка лет своей жизни Александр смело называет малозначимыми. С точки зрения увлечения компьютерами, разумеется: в постуниверситетское время силы были брошены на создание семьи, воспитание детей и прочие житейские заботы. В то же время работа руководителем отдела информационно-технического обеспечения музейной деятельности в Новгородском музее-заповеднике всё равно оставалась связующей ниточкой с увлечением детства и юности. А вот потом наступили возвращение к себе и работа по специальности, полученной в НовГУ.
— Последние 4–5 лет я в Мастерской инструментов разработки занимаюсь как раз тем, чему учился в институте по специальности «Радиотехника». Вспоминать базу, полученную 20 лет назад, конечно, не так просто, но знали бы вы, как приятно делать именно то, чему учился, — признаётся коллекционер. — Безусловно, за это время техника сделала огромный рывок вперёд. Но основа всё равно осталась прежней.
Как раз на своей работе, случайно разговорившись с коллегой, Александр Страйстар и узнал, что тот тоже неравнодушен к старым добрым компьютерам, наполнявшим в 80-е годы учебные классы.
— Так и родилась концепция нашего музея: собирать отечественные и не только машины, которые помогали в процессе обучения школьников в нашей стране примерно до начала 90-х, — поясняет Александр. — Постепенно, через объявления, барахолки, форумы начала подтягиваться техника.
Как поясняет Александр, из шести восстановленных «Ямах» вполне можно воссоздать класс информатики: с компьютером учителя и подключенными к нему ученическими машинами. Система эта громоздкая и непростая. К примеру, дисковод был только на учительском экземпляре, программы пересылались по Сети. Если во время программирования что-то зависало, решать проблему каждый раз приходилось через головной компьютер, то есть опять и опять дёргать преподавателя, потому что зависало нередко. Сохранять информацию тоже не получалось, а значит, и программировать было проблемно.
Сейчас в экспозиции Александра Страйстара — около 15 «возрастных» компьютеров, все — в рабочем состоянии. А всего в коллекции — около трёх десятков рабочих машин. Что-то представлено в единственном экземпляре, что-то — в нескольких вариантах, чтобы иметь возможность для манёвра в случае поломки. Для экспонатов Александр и Алексей сконструировали и смонтировали специальный стеллаж, снабдили технику информативными табличками, дополнили экспозицию стеллажом с солидной подборкой технической литературы по теме.
Единицам на радость
Результат трудов новгородцев однозначно производит впечатление. Шум работающих машин, мерцание экранов, «голоса» запущенных компьютерных игрушек будят в посетителе музея сложный эмоциональный коктейль. В нём удивление соседствует с ностальгией, а недоумение перебивается восхищением и любопытством: так ли сильно изменился человек за эти десятилетия, как плоды его трудов?
Нужно ли говорить, что разразившаяся эпидемия коронавируса серьёзно вмешалась в виды Александра и его коллеги Алексея на будущность музея учебных ретрокомпьютеров? До пандемии экспозицию успели посетить буквально несколько школьных классов. По признанию Александра, чуда на этих экскурсиях не случилось: из полутора-двух десятков человек, посещающих музей, с интересом слушают экскурсию пара-тройка школьников. Остаются, чтобы уточнить детали и углубиться в вопрос, — единицы.
— Но это и нормально. У нас было примерно так же, — уверяет Страйстар. — Очевидно, что такая специфическая ниша и не может интересовать каждого школьника. С другой стороны, раз хотя бы кого-то это интересует — значит, наше дело вполне можно продолжать.
Зато коллекцией живо интересуются зарубежные и отечественные партнёры Александра по бизнесу. А уж проводить экскурсию и с увлечением рассказывать о каждом детище и его технических нюансах новгородец может долго, с удовольствием и увлечением.
Кстати, поскольку в СССР достать технику подчас было сложнее, чем собрать её самому из доступных комплектующих, то и вариаций компьютеров, созданных умельцами-самоучками, существовало и работало великое множество. Условия для приумножения коллекции азартным собирателем — практически идеальные.