Лариса ФОМЕНКО, практикующий психолог, кандидат психологических наук
— Век цифровизации сделал прозрачными данные любого человека. Современные технологии позволяют узнать все контакты, подстроить голос звонящего под интонации близкого человека, найти слова, влияющие на бессознательный уровень личности и позволяющие вызвать реальные действия у человека.
Информационные потоки, тревога и неопределённость — всё это создает большое количество цифрового шума, который снижает бдительность людей. Психика пытается защититься от хронического стресса, переходя в состояние «спячки».
Если у вас бывает, что вы, выходя из кухни в комнату, забываете, зачем пошли; ловите себя на том, что если не записали, то забыли; по привычке проехали нужный поворот и так далее, то эта информация для вас — мы все стали больше засыпать наяву, живя по инерции, не всегда «просыпаясь» в моменте.
Именно поэтому в нас много доверчивости и наивности, и внезапный телефонный звонок, к сожалению, нас уже не будит, что помогает мошенникам добиваться своего. И с каждым днём мошенники становятся всё более изобретательными, тонко используя знания психологии, вызывают у нас ту реакцию, которая требуется. Часто это нагнетание срочности и повышенной опасности: «прямо сейчас с вашей карты проводится операция по списыванию денег!», «прямо сейчас решается судьба вашего внука — срочно нужны деньги!» и так далее. Или, наоборот, повышенной заботы: «только я могу помочь вам сохранить деньги», «если вы последуете нашим рекомендациям, ваши накопления останутся целы».
Мошенники всё чаще придумывают такие методики, которые мы с трудом можем распознать. В таких ситуациях не приходит мысль перепроверить информацию.
Распознать телефонное мошенничество действительно достаточно сложно. И единственный способ — научиться прислушиваться к себе и возвращаться в состояние «здесь и сейчас». Если появляется хоть какая-то тень сомнения во время телефонного разговора, то лучше остановиться и сделать «стоп-кадр». После этого всё хорошо обдумать и принять решение.
Защитить родных можно только информированием и установкой взаимных договорённостей. Всё, чем мы можем им помочь, — быть с ними на связи, чтобы вовремя вернуть их в реальность.
С пожилыми родственниками нужно договариваться: перед тем как что-то сделать, я тебя очень прошу, сначала — контрольный звонок мне. Такой же методики придерживаемся и сами. Нужно информировать своих родных о том, что делаете со своими деньгами. Дефицит денег становится всё более явным, современные цифровые технологии более совершенными, поэтому тех, кто хочет обманным путём забрать чужое, становится больше.
МВД России выделяет 5 типичных сценариев мошенничества:
• звонок с сообщением о том, что родственник попал в беду, требуется выкуп;
• сообщение с просьбой перезвонить по указанному номеру;
• телефонные вирусы — сообщение с просьбой перейти по ссылке, чтобы что-то получить;
• просьба сказать код из сообщения «сотруднику» службы техподдержки оператора мобильной связи;
• текстовая просьба перечислить деньги на телефон или банковский счёт.
Лавина телефонного мошенничества накрыла страну. За последние два года объём вырос почти вдвое, каждый десятый звонок — потенциально опасный.
Теги: Лариса Фоменко, психология, мошенники