Пятница, 22 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Анна Мельникова

Обязательно будет!

Театр безграничных возможностей «Жест» подготовил постановку о любви

— Надежда Павловна, здравствуйте! У вас, оказывается, скоро премьера спектакля… м-м-м… «Будет дождь со снегом?!».

— Будет, обязательно будет, — не даёт мне закончить предложение на другом конце линии режиссёр театра безграничных возможностей «Жест», заслуженный работник культуры РФ Надежда НАЗАРОВА. И мне становится немного радостно от её уверенного тона, поскольку иногда мы должны быть сильнее обстоятельств. — Приходите на репетицию.

Любовь — о ней уже так много сказано

Уникальный театр «Жест» был основан в феврале 1984 года. Его первыми актёрами стали глухие и слабослышащие люди. Через несколько лет частью команды захотели стать новгородцы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Сейчас он принимает всех независимо от диагноза.

Новый спектакль создаётся по пьесе Людмилы Петрушевской «Любовь». Её герои — Он и Она — когда-то учились в одном институте, нравились друг другу, но так и не признались в чувствах. Каждый пожил своей жизнью, а когда они снова встретились, то решили пожениться. В общем-то, простая, сентиментальная и, возможно, очень банальная история.

Первая сцена — жених и невеста в маленькой комнате. Они приехали домой после свадьбы. По замыслу Надежды Назаровой, она ждёт от него слов любви, а он не знает, какими они должны быть, поэтому кажется неловким и неуклюжим. В течение часа зритель будет наблюдать за этим немного странным, словно выдавливаемым по капельке объяснением в любви. Но в момент, когда оно завершится, публику ждёт сюрприз. Режиссёр не хочет раскрывать всех нюансов.

— Мы хотим показать пик радостных страстей. Тема любви вечная, она тёплая, трогает душу, — говорит режиссёр. — В течение двух лет мы несколько раз уходили на удалёнку. Только что-то начинаем затевать, а потом уходим на изоляцию, многие ребята болели. Сложно было работать, репетировали по скайпу, по ватсапу. Это абсолютно нереально, кто-то мог выйти в онлайн, кто-то — нет. Но мы умудрились даже танцы подготовить и жестовое пение.

В результате у театра получился самый маленький спектакль по времени и по количеству актёров. В нём будут задействованы 15 человек, из которых большая часть составит команду друзей, гостей главных персонажей.

— Предстартовый мандраж всегда присутствует, — делится своим настроением актёр Владимир МАСЛОВ. Он будет играть того, кому нужно будет рассказать о любви. — Но в какой-то момент страх отступает, удаётся расслабиться. И потом всё зависит от того, насколько спектакль был ранее отрепетирован.

В «Жесте» Володя — больше 10 лет. У него — ДЦП. А о театре он узнал от друга, причём это произошло на физкультурно-спортивном фестивале инвалидов в Адлере. На соревнованиях он увидел номер чемпионов Европы танцоров-бальников на инвалидных колясках. Он помнит, как его поразило их выступление. А приятель совсем не удивился — в Новгороде актёры театра «Жест» на колясках танцуют не хуже — и пригласил его прийти на репетицию.

«Наши спектакли живут долго»

За 38 лет театр «Жест» стал народным, завоевал множество побед во всевозможных конкурсах, участвовал в различных фестивалях. Например, он одним из первых стал лауреатом Международной премии «Филантроп». Награду коллектив получал из рук известного писателя Сергея Михалкова и актёра, художественного руководителя Малого театра Юрия Соломина.

Даже в обстановке дистанционной работы, когда культурные мероприятия, встречи, праздники перешли в онлайн-формат, театр умудрился со своими импровизациями войти в число финалистов международного танцевального фестиваля «InclusiveDance», стать участником инклюзивного творческого фестиваля «Жар-птица», фестиваля «Морозко».

Свой самый звёздный спектакль «Белое на чёрном» — сжатую инсценировку двух автобиографических романов Рубена Гальего, одноимённого и «Я сижу на берегу» — играли на сцене Театра на Таганке. С ним отправились на челябинский фестиваль «Мечтай!».

— Само по себе съездить в Челябинск для ребят — уже событие, — говорит Назарова. — Кто-то из них впервые летел на самолёте. В Индии, где проходил фестиваль с участием коллективов из 28 стран, мы защищали честь страны. А путешествия дают общение, взросление, творческий рост.

Однажды её спросили: почему ваши самодеятельные актёры так хорошо играют? То, благодаря чему складывается успех театра, Надежда Павловна не держит в секрете. По её словам, самое ценное, чтобы актёры не врали на сцене, не наигрывали. Она не воспринимает их как инвалидов и работает с ними так же, как когда-то со студентами и школьниками. А ещё она выбирает такие темы для постановок, которые были бы близки самим актёрам:

— Наши спектакли живут долго, потому что мои ребята занимаются у меня долго. Идея «Белого на чёрном» вызревала у меня 10 лет, я искала грамотный ход. И даже с первого раза не смогла дочитать книгу, так мне было больно и страшно. А потом появились ребята, которым её сюжет был понятен. Они где-то прожили ту жизнь, что описана у Гальего, — поясняет она. — Я никому не отказывала в приёме в театр. Если попадались абсолютно зажатые, предлагала для начала с другими танцорами просто выйти на сцену. Попробовать повторить их движения. И мне неважно, станцуют они или нет. Актёры становятся убедительными, когда на сцене для них есть условия защищённости. Я не учу их как-то специально. Но те, кто много лет в «Жесте», помогают осваиваться новичкам.

Инклюзивная лаборатория театра 

Помимо работы над премьерой в театре готовятся к открытию лаборатории инклюзивного творчества в рамках федеральной программы Министерства культуры РФ. У «Жеста» накоплен огромный опыт, которым, как считает Надежда Назарова, нужно делиться. При условии финансирования проекта она рассчитывает набрать детскую труппу, создать новые направления. Дефицита задумок Надежда Назарова никогда не испытывала, были бы средства. А её инклюзия стала развиваться много-много лет назад:

— Один из первых моих спектаклей — «Жаворонок» по пьесе Жана Ануя о Жанне д’Арк. В тот период я ещё вела занятия в театральных классах школ. И ученики становились голосами неслышащих актёров. Для меня никогда не было целью сделать хороший номер, спектакль. В театре у ребят — своя жизнь. На спектакле главные — они, не я. Я не подсказываю им, не стою над душою. Всё, что могла, я сделала, и мне остаётся наблюдать за кулисами. И, кстати, за такую позицию меня за спиной часто осуждали, — смеётся режиссёр.

На одном из фестивалей, куда она привезла своих неслышащих актёров, она вдруг обнаружила, что её методика в корне отличается от той, что используют руководители других коллективов. Её коллеги стоят посреди зала и отсчитывают ритм, а актёры на них смотрят и танцуют согласно движениям дирижёра-хореографа.

Ну Надежда Павловна и решила, что надо бы и ей так попробовать — стучать пальчиками по ладошке. Правда, актёры особо на неё внимания не обращали, танцевали по-привычному. Только когда на центральном канале вышел сюжет, то в основном показывали Назарову, как она артистично руками двигала, а не её воспитанников. Тогда-то она и зареклась и в итоговый вариант представления не вмешивается.

Стены репетиционной комнаты театра во Дворце культуры и молодёжи «Город» плотно украшены фотографиями, сделанными во время спектаклей и гастролей. Надежда Павловна смотрит на них с гордостью, на снимках — её ребята. Они искренни, правдивы, азартны.

У режиссёра есть мечта — поехать с ними в Париж со спектаклем «Жаворонок». Когда-то французы приглашали новгородцев выступить у них. Но на поездку не удалось найти денег. Сейчас в связи со сложной геополитической ситуацией эта мечта звучит фантастически. Но, как известно, ни один шторм не длится бесконечно. Буря уляжется, и всё будет. Обязательно.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Меры поддержки участников СВО и их семей обсудили на заседании комиссии.

Мы рядом!

Состоялось заседание межведомственной комиссии по поддержке участников СВО и членов их семей

20.11.2024 | Общество

Компания «Актив» задумывается о расширении производства, в том числе на территории ОЭЗ «Новгородская».

Чувство опоры

Резидент новгородского технопарка «Трансвит» производит вертикализаторы для детей.

20.11.2024 | Общество

Односельчане, особенно молодёжь, должны знать о своих героях, уверена Ольга Михайловна.

В память о Саше и других

Мама погибшего на СВО бойца создаёт в валдайской деревне мемориальный зал

20.11.2024 | Общество

В новой лавке есть на что посмотреть и о чём поговорить.

«Соловьёвка» вернулась

В здании старинной новгородской гостиницы открылась крафтовая лавка

13.11.2024 | Общество

Посетителям семейных выставок творческая династия предлагает задуматься о том, в чём соль творчества.

Где все будут вместе

О семье и творчестве рассказывают несколько поколений новгородских художников

13.11.2024 | Общество

Общение и взаимоподдержка, возникающие в процессе игры, подзаряжают.

Люди, которые играют

Универсальный инструмент психолога позволяет легко разобраться в сложном

13.11.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 20.11.2024 года

РЕКЛАМА