Понедельник, 23 мая 2022

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Анна Мельникова

Встреча с самим собой

На занятиях в сказочной мастерской.

На занятиях в сказочной мастерской.

Фото: vk.com/voskresenye53

Как сказочные метафоры помогают в воспитании детей

Новгородский психолог Анастасия МАСЛОВА в своей практике использует методы сказкотерапии. Она уверена, что благодаря им можно укрепить психику не только ребёнка, но и взрослого человека. Около года назад Анастасия запустила проект психологической помощи «Сказочная мастерская «Воскресенье». «НВ» поговорили с ней, как благодаря художественным историям можно улучшить взаимоотношения в семье.

Анастасия, чем вас привлекла сказкотерапия? 

— Это удивительный инструмент, который одновременно включает эко-, био- и нанотехнологии. Об этом говорит основательница комплексной сказкотерапии Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. «Эко» подразумевает чистое, что не наносит вреда психике и разуму, поскольку в этой методике каждому человеку подбирается свой художественный образ. «Био» — соотносится с нашей человеческой природой. Технология использует сказки, притчи, мифы, которые везде и во все времена будут нам близки и востребованы. «Нано» — потому что сказкотерапия словно микроскопическая частица, способная проникнуть в сердце, сознание и подсознание человека и перестроить наше мировосприятие. Нейроны головного мозга начинают работать по-другому. Сказкотерапия развивает эмпатию.

И как появился ваш проект? 

— Я человек воцерковлённый. Несколько лет руковожу театральной студией при церкви Успения Божией Матери в Колмове. А к этому проекту меня привела одна непростая жизненная ситуация, подломившая мою веру в дружбу, человеческие отношения. Но я восстановилась и продолжила свой путь. Отсюда и появилось название для мастерской — «Воскресенье», оно знак того, что как бы вокруг нас не рушилась жизнь, всегда есть шанс воскреснуть душевно и духовно.

Вы позиционируете себя как православный психолог? 

— Мы рождаемся с Богом внутри, хотя и можем отрицать церковную систему. В каждом из нас есть что-то созидательное, и надо уметь раскрыться миру вне зависимости, ходим мы в храм или нет. В названии моего проекта есть слово «мастерская». Под ним я подразумеваю возможность почувствовать себя мастером своей судьбы, понять своё предназначение. Я не обозначаю себя как «православный психолог», поскольку сама по себе терминология может отпугнуть человека. Мне хочется, чтобы он почувствовал рядом со мной атмосферу света, уюта, доброты. Психология без Бога невозможна. И, заметьте, с людьми он разговаривает тоже через притчи.

В каких жизненных ситуациях помогает сказкотерапия? 

— Пример: ребёнок что-то схватил грязными руками и тянет себе в рот. Мама может закричать и поругать его за это. А может остановить ребёнка и начать ему рассказывать придуманную поучительную историю о том, как ручки подружились с чистотой. Мир дети воспринимают метафорически, поэтому так любят слушать сказки. В результате — со стороны мамы не будет злого назидания, а у малыша на уровне нейронных связей закрепятся простые истины. Вообще каждый родитель для своего ребёнка может стать сказкотерапевтом. На занятиях с детьми я использую пластилинотерапию. Мы рисуем картины, слушаем музыку, делаем аппликации.

Нередко меня просят разобраться с проблемой расстройства поведения у дошкольников и подростков. И я всегда предупреждаю: эта работа будет бесполезной, пока я не поработаю с их родителями.

А как методы сказкотерапии применяются в работе со взрослыми? 

— Я использую метафорические ассоциативные карты, на которых изображены сюжеты сказок. Вытащив одну из них, человек описывает то, что видит, рассказывает историю. Причём на одну и ту же карту появятся разные истории. Благодаря этому методу удаётся точно диагностировать, что человека беспокоит, как ему идти к реализации желаемого. При работе со взрослыми сказкотерапия опирается на древние архетипы и архетипические сюжеты. Архетип — некий фундаментальный механизм, который остаётся неизменным на протяжении многих веков, он обеспечивает в мире порядок вещей. Хранители архетипов — сказки, мифы, легенды, притчи, песни и другие метафорические формы. Например, архетип Возлюбленной можно обнаружить во множестве сказок — это и «Золушка», и «Спящая красавица», и «Белоснежка». Он о том, как женщина проявляет себя в отношениях с мужчиной. Так вот одна из важных задач сказкотерапии — реставрация архетипов во внутреннем пространстве человека, потому что их разрушение влияет на судьбу человека, качество жизни и отношений. Поэтому для меня сказкотерапия — это ещё встреча человека с самим собой.

Теги: психология, дети, воспитание, общество

РЕКЛАМА

Еще статьи

Вчера, 17 мая, в новгородском Дворце бракосочетания прошла торжественная церемония награждения победителей регионального этапа. Конкурсантов поздравил губернатор Андрей Никитин:

Когда все вместе

Названы победители регионального этапа Всероссийского конкурса «Семья года-2022»

18.05.2022 | Общество

С выездом на дом

Медики обследуют каждого ветерана Великой Отечественной войны в регионе

18.05.2022 | Общество

Есть вакансия!

Регистрируемая безработица в области находится на общероссийском уровне

18.05.2022 | Общество

Под руководством мастера мальчики разрабатывают собственные проекты и делают своими руками вещи для дома.

Навыки ручного труда

Зачем досуговый центр в Великом Новгороде открыл столярную мастерскую для детей?

18.05.2022 | Общество

Если возникнет необходимость, Новгородская область готова будет принять достаточное количество людей.

В сторону России

В Окуловском районе жители оказывают помощь вынужденным переселенцам из Украины

18.05.2022 | Общество

На фестивале покажут крупнейшую на Северо-Западе историческую реконструкцию боёв.

Десять лет памяти

В Тёсово-Нетыльском пройдёт юбилейный фестиваль «Забытый подвиг — Вторая Ударная армия»

18.05.2022 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 18.05.2022 года

РЕКЛАМА