Вернуться к творчеству новгородскому акварелисту помогла соцсеть
Видеоролики, в которых на бумаге за три-четыре минуты рождаются дивные акварельные пейзажи из разных уголков Новгородчины и всего Русского Севера, появились в личных аккаунтах новгородца Алексея ХАРИТОНОВА с подачи его дочери, убедившей отца, что искусство не оставит аудиторию равнодушной. Дочь не ошиб-лась. В итоге художник, на много лет убравший инструменты на антресоли, вернулся к любимому занятию и почти ежедневно создаёт акварели. А результатами работы делится в соцсетях.
— Я раньше думал, что процесс рисования интересен только художникам и начинающим, в качестве уроков, но практика показала, что очень много зрителей — люди, не связанные с творчеством, — удивляется Алексей Харитонов. — А снимать просто. Штатив, телефон и хороший свет. Монтаж: ускорение в 10 раз и наложение музыки. Я не вырезаю ничего. Как рисую, так и выкладываю. Время статичных картинок уходит, их просто пролистывают за пару секунд, а вот на видео уже задерживаются и смотрят до конца.
Путь в искусство нашего героя не был целенаправленным. Уроженец Чудовского района попал в первый набор областного училища культуры, ныне — Колледж искусств, в общем-то, случайно: не хватило баллов, чтобы поступить на истфак. Алексей Харитонов и однокурсники были первыми учениками для блестящих педагогов, среди которых оказались Валентин Волошин, Анатолий Мищенко, Александр Алентьев. А потому энтузиазм бил через край: те и другие занимались живописью, ночи напролет писали картины, выставляли, продавали. Своё обучение Алексей продолжил в НовГУ, где получил предложение преподавать, и не отказался. За десять лет работы в институте вёл живопись, композицию, проектирование, шрифты, колористику, всего не упомнишь. Руководил десятками дипломных проектов, объездили со студентами полстраны.
А дальше в 2000-х началось время компьютерного дизайна, рекламы, вывесок, товарных знаков, упаковок. Харитонов ушёл в отдел маркетинга одной из торговых компаний. Постепенно семья, школы, уроки, работа съели свободное время, и этюдник благополучно переехал на антресоль, сначала на месяц, потом — больше. Творческий отпуск затянулся на 10 лет.
— Путь обратно начался прошлым летом. И инициатором была младшая дочь Ксения, которая увлечена соцсетями. Предложила снять ролик, как я рисую, и выложить в ТикТоке. Шутки ради на её телефон мы записали несколько минутных зарисовок с акварельными пейзажами, и это, как сейчас говорят, выстрелило, — рассказывает художник. — Сразу появились подписчики, положительные отзывы, вопросы. Буквально за несколько месяцев набралось больше 25 тысяч подписчиков. Для такого формата рисовал то, что востребовано. Как маркетолог я чётко понимал запрос: короткие уроки, как рисовать ёлочку, цветочек, яблочко. Но постепенно стал делать то, что нравилось мне.
Поскольку масло требует много времени, Алексей перешёл на акварель и влюбился. Именно она дала то, чего не удавалось добиться в масляной живописи: лёгкости, единомоментности, живости.
«Сейчас очень сильно меняется ландшафт, мы теряем тот лирический и русский пейзаж, который был ещё буквально десять лет назад. Куда ни глянь, вышки сотовой связи, крыши коттеджей, заборы из профлиста. С одной стороны, всё развивается, но видеть антенны сотовой связи на колокольне в Юрьеве — для меня просто преступление против истории и культуры».
Своё творчество художник воспринимает как хобби. Рисует только по ночам, когда все домочадцы уснут, так как акварель не прощает отвлечений, её нужно начинать и заканчивать за один сеанс, а сам процесс — это своеобразная медитация.
— Рисую, что люблю. А люблю свои родные места, нашу неброскую природу. Каждое лето мы с дочкой ездим в Карелию, просто влюблён в Кижи, Онежское озеро. Там очень сильно ощущаешь глубину времени, когда вокруг только простор, горизонты, леса, камни и никого вокруг, — рассказывает акварелист. — Очень много путешествуем по области. Просто в выходной вбиваем точку в навигаторе и поехали. Но вот в чём парадокс: всё, что мне интересно с исторической, архитектурной и художественной точки зрения, как правило, запущено и, что обидно, увядает на глазах. У нас очень много чудных тихих уголков с вековыми дубами, остатками былой роскоши. Это и усадьба Ванюковых, и Заветное, и Аракчеевские казармы. Почти в каждой деревне заброшенная и разрушающаяся церковь. Чего стоит только Бронницкая церковь, построенная по проекту Стасова: это великолепные образцы архитектуры и удивительные исторические места, про каждое можно писать книги с житейскими историями. У меня было желание сделать карту с маршрутами по таким местам, объединить всё это в историю на два дня для гостей области.
За время работы в подборке Алексея скопилась замечательная коллекция уходящей натуры из Новгородской области. Какова её дальнейшая судьба, сам мастер пока не решил. Скомпонованную и оформленную выставку акварелей были бы рады принять в Старой Руссе. И это лишь один вариант. Часть работ раздаривается, другая продаётся. Наконец, как дизайнер Харитонов планирует выпуск полиграфии по темам: открытки, календари с непарадной, а тихой, тёплой, провинциальной Новгородикой. Интерес к таким работам будет, уверен художник. Ведь уже сейчас фототуризм и прогулки по заброшенным уголкам области стали трендом.